Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи» (6 класс)
Вариант 1
1.Закончите предложения
А) Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется…
Б) Слова, которые имеют противоположное лексическое значение, называются …
В) Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются…
2. Укажите словосочетание, в котором есть профессионализм.
А) лисий след В) корабельный кок
Б) кухонный нож Г) морская вода
3. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
Г) В марте в лесу появились первые проталины.
4. Укажите словосочетание, в котором существительное НЕ ИМЕЕТ эмоциональной окраски.
А) голубые небеса В) настоящая неряха
Б) выгодное дельце Г) дверная ручка
5. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы.
Б) С еловой ветки мне на голову упал снег.
В) В чистой воде озера хорошо было рыбам.
Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули.
6. В данном предложении подчеркните заимствованные слова.
Вернувшись в лагерь, мы узнали, что наши коллеги на востоке уже несколько дней блуждают по дикой горной пустыне.
7. Укажите неологизм.
А) колхоз В) спутник
Б) челобитная Г) файл
8. Укажите верное толкование слова пунктуальный
А) аккуратный В) точечный
Б) прерывающийся Г) местный
9. Укажите фразеологизм, который имеет значение разглашать внутренние раздоры
А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы
Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза
10. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в данном предложении.
Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять земель
11.Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.
A. диалектизм 1. Интернет
Б. устаревшее слово 2. светлица
B. неологизм 3. буряк
Прочитайте текст и выполните задания 12-15
12. Что, по мнению автора текста, придаёт оренбургским платкам лёгкость и тонкость?
(1)Среди разнообразных шалей и платков, выполненных отечественными мастерами, выделяются своей неповторимостью оренбургские пуховые платки. (2)Оренбургские платки вяжут вручную, вкладывая в труд всё мастерство и вдохновение. (3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается. (4)Все эти качества пряжи придают платкам удивительные свойства: они настолько легки и тонки, что их можно свободно продеть сквозь обручальное кольцо.
(5)Чтобы связать вручную пуховый платок, мастерице порой надо затратить до двухсот пятидесяти часов времени. (6)Сначала она руками перебирает пух, разрыхляя каждый клочок, очищая его от примесей и грубого волоса, после этого расчёсывает пух специальными двухрядными гребнями, а затем прядёт пуховые нити на коротких лёгких веретёшках. (7)Оренбургские мастерицы вяжут свои платки на обыкновенных стальных «чулочных» спицах и используют характерную вязку — двухизнаночную гладь. (8)Особенно высоко ценится платок, который связан одной мастерицей от начала до конца. (9)Готовый платок пушат и натягивают на специальные пяльцы для восстановления формы и размера.
(10)Ценность оренбургских платков определяется не только мастерством исполнения. (11)Мотивы узора платков необычайно разнообразны и неповторимы. (12)Невозможно найти двух одинаковых платков, поскольку это исключается самой техникой исполнения — вязанием. (13)У мастериц большое количество основных мотивов узора: «рыбка», «горошек», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки» и многие другие. (14)Умело соединяя мелкие элементы, мастерицы получают более сложные узоры: «розетки», «шашечки», «цепочки», «змейки», «бантики», «снежинки». (15)Каждый раз создаётся новая композиция, которую из-за её усложнённости очень трудно повторить. (16)Мастерицы не пользуются какими-либо готовыми рисунками и описаниями: им легче вывязать новый рисунок, не уступающий прежним по красоте, чем воссоздать раз сделанное.
(По В. Г. Смолицкому)
13. Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
14. Определите стилистическую окраску слова «неповторимы» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
15. Объясните значение фразеологизма как в воду глядел. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Контрольнаяработапотеме«Лексика»,«Фразеология», «Культураречи».
Вариант 2
1.Укажите словосочетание, в котором есть профессионализм.
А) кожаный тубус В) заячьи следы
Б) сладкое печенье Г) гранитная плитка
2. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А) Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.
Б) Переходить улицу на красный свет строго запрещено.
В) На негативе фотографии трудно узнать даже себя.
Г) Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.
3. Укажите словосочетание, в котором существительное НЕ ИМЕЕТ эмоциональной окраски.
А) бензиновая вонь В) вкусный пончик
Б) великий зодчий Г) детская ножка
4. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А) Коля лёгок на подъем, вскоре мы уже встретили на остановке.
Б) Не успел я намылить шею, как вода в кране кончилась.
В) Бабушка обвила нитку вокруг пальца и завязала аккуратный узелок.
Г) Я набрал в рот воды и начал полоскать зубы.
5. В данном предложении подчеркните заимствованные слова.
С течением времени климат становился всё суше, реки иссякали, популяции животных шли на убыль.
6. Укажите неологизм.
А) обоз В) космос
Б) сканер Г) теплоход
7. Укажите верное толкование слова полый
А) пустой В) точечный
Б) прерывающийся Г) местный
8. Укажите фразеологизм, который имеет значение сделать посильный вклад
А) поставить на место В) подложить свинью
Б) внести лепту Г) втирать очки
9. Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в данном предложении.
Тут Соловей являть свое искусство стал: защёлкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался.
10. Установите соответствие между словами из левой и правой колонок
А диалектизм 1. бульба
Б профессионализм 2. сорт
В. Общеупотребительное 3. Картофель
11. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.
А хоть в бровь, хоть в глаз 1. Ничего не видно
Б. хоть глаз выколи 2. наедине
В. с глазу на глаз 3 бесполезные действия
12. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары.
А. бить баклуши 1. В поте лица
Б. не покладая рук 2. Как с гуся вода
В. как о стену горох 3 плевать в потолок
13.