Контрольная работа «Морфемика и словообразование»
Часть А
1.Морфемика изучает:
1)значимые части слова
2)законы и правила образования слов
3)правила написания слов
4)словарный состав языка
2.Выберите неверное утверждение:
1)В основе слова заключено его лексическое значение
2)У неизменяемых слов окончание нулевое
3)Суффиксы и приставки служат для образования новых слов
4)Корень – главная значимая часть слова
3.Выделите морфемы в словах:
Незамысловатый, подполковник, подневольный, вверх, приглашается, расстилался.
4.В каком ряду у всех слов нулевое окончание:
1)вдохновение, восторг, интервью
2)акварель, добр, цилиндр
3)наверх, заморозки, павильон
4)пустошь, смотреть, шимпанзе
5.Словообразование изучает:
1)значимые части слова
2)законы и правила образования слов
3)правила написания слов
4)словарный состав языка
6.Выберите верное утверждение:
1) К морфемным способам словообразования относятся приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
3)К неморфемным способам словообразования относятся сложение, сращение, переход из одной части речи в другую.
4)Существительные, обозначающие «действие как предмет» и «признак как предмет», всегда образуются приставочным способом.
7.Какое из слов образовано приставочным способом:
1)осмотр 2)наводнение 3)престрогий 4)выпрямить
8.Какое из слов образовано суффиксальным способом:
1)отсвечивать 2)бесчеловечный 3)закономерность 4)одуматься
9.Какое из слов образовано приставочно-суффиксальным способом:
1)упростить 2)восклицательный 3)несколько 4)храбрец
10.Какое из слов образовано бессуффиксным способом:
1)игрок 2)заграждение 3)бег 4)перелететь
11.Определить способ словообразования и напишите, от каких слов образовались данные слова:
Вход
Сногсшибательный
Плащ-палатка
Выстрел
МГУ
Подосиновик
Пешеходный
Выговорить
Речонка
Раненый (кто?)а
12.Впишите пропущенные буквы:
Пр..вносить, пр..бирать, пр..оритет, пр..емник пр..зидента,
пр..одолевать, пр..гнуть, пр..мудрый, пр..зирать сироту, пр..бывать
в городе, пр..клонить ветку к земле, раз..грать, сверх..нтересный, пред..стория, пед..нститут, пр..к..снуться, заг..релый, заг..р,
пр..г..рит, з..ря, з..рево.
Прочитайте текст
(1)Что такое окно? (2)Если обратиться к словарю, то мы в нем найдем такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-то транспортного устройства (паровоза, парохода, самолёта и т.д.)». (3)Но всегда ли оно служило таким целям? (4)Оказывается, не всегда.
(5)Окно – один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. (6)Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки. (7)Зачем же делали окно раньше, в эпоху общеславянского языкового единства, то есть тогда, когда это слово возникло как значимая единица? (8)Об этом чётко и определённо говорит его этимологический состав. (9)Сейчас это слово имеет непроизводную основу (окн-о). (10)Однако образовалось оно с помощью суффикса -н- от существительного око, обозначающего глаз, орган зрения.
(11)Следовательно, исходная структура слова говорит нам, что окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, разглядеть то, что происходило вне дома.
13.Определите стиль текста:
1)разговорный 2)публицистический 3)научный 4)официально-деловой
14.Выпишите из предложения 2 одно слово, образованное суффиксальным способом: __________________________________________
15.Выпишите из предложения 2 все слова, образованные способом сложения: __________________________________________________________________
16.Каким способом образовано слово «находки» (предложение 6)?
_______________________________________________
17.Выпишите из предложения 9 слово, образованное приставочным способом_________________________________________________