СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок контроля по теме "Морфология и орфография" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»»

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

Часть А

Прочитайте текст.

(1)У амёбы протей тело представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. (2) Клетка перемещается, так как ее форма постоянно меняется. (3)Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. 4)(…) выросты называются ложноножками. (5)Когда на пути амёбы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки замыкают их в себе и начинается процесс пищеварения у амёбы протей.

Задание 2

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста. Запишите это местоимение.
Задание 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФО́РМА, -ы, ж.

1. Внешние очертания, наружный вид предмета. Листья перистой формы[Сталь], кипящую, зачерпнули из печи железной ложкой, и, застыв, сталь сохранила форму ложки.

2. мн. ч. (фо́рмыформ). Очертания человеческого тела, фигуры. На креслах сидел молодой человек лет 28. Все формы его выражали атлетическую силу тела.

3. Внешнее выражение чего-л., обусловленное определенным содержанием, сущностью; тип, устройство, способ организации чего-лФорма государственного правления. Формы классовой борьбы.

Задание 4 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

недУг

придАв

обогнАла

назвалА

кОгтя

Задание 5 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В образе героя писатель ПРЕДСТАВИЛ поместное дворянство, ведущее разгульный образ жизни.

В академии были выставлены портреты выдающихся отечественных учёных, прошедших достойный жизненный путь и являющих собой ГОРДОСТЬ мировой науки.

Подруги знали о стремлении Даши добиться спортивных побед, поэтому преподнесли ей на день рождения ГОДОВАЛЫЙ абонемент в бассейн.

Легендарный американский боксёр по-прежнему считается одним из самых ТЕХНИЧНЫХ тяжеловесов.

В условиях мирового кризиса следует повышать ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства.

Задание 6 

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первая игра стартовавшего в Дании чемпионата мира по плаванию не принесла никаких неожиданных сюрпризов.

Задание 7 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ПОЛОТЕНЕЦ

мягких КРЕСЕЛ

ШЕСТИСТАМИ жителями

без САПОГ

ТРЕМСТАМ пятидесяти рублям

Задание 8 

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 


А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Город Сочи за последние годы сильно изменился.

2) Охотник пошёл напрямик и попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней.

3) По приезду домой молодой офицер хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений.

4) С юных лет Мясоедов уже входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма.

5) Возвращаясь недавно в родные места, мне вспомнились детские страхи от впервые увиденной грозы.

6) В замечательном рассказе И. С. Тургенева «Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим пистелем.

7)Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.

8) В просторной комнате с итальянским окном в течение двенадцати лет Н. М. Карамзин работал над «Историей государства Российского».

9) Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в журналистском опросе.

 


Задание 9 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) наполнитель, увековечить, восхвалять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, победить, подражание

5) издавать, отгадать, примерять (сапоги)

Задание 10 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..ковылять, пр..морский, пр..быть (на станцию)

2) о..цепленный (вагон), о..гадать, на..кусить

3) ра..сеять, в..пахивать, бе..голосый

4) без..нтересный, меж..гровой, с..мпровизировать

5) беспр..будный, нед..варить, п..завчера

Задание 11 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) алюмини..вый, овлад..вать

2) (завернуть) налев.., завед..вать

3) выстра..вающий, чист..нький

4) танц..вать, син..ватый

5) въедл..вый, цел..вой

Задание 12 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) мелька..шь, закле..вший

2) жмур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

3) прилад..шь, скле..нный

4) подстав..шь, независ..мый

5) онеме..шь, поджида..мый

Задание 13 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕТНАЯ окраска стала ярче, и древние письмена теперь видны отчётливо.

(НЕ)ВЕРЯЩИЙ в чудеса маг хитро улыбался.

Мы (НЕ)ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к огромному богатству, которым владеем в наших городах.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

Ни разу ещё мерцание звёзд (НЕ)КАЗАЛОСЬ таким золотым и чистым.

Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Думы о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут ввели Илью Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.

(НА)КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО потекли весенние слёзы.

(ПО)НАЧАЛУ первого романа трудно было судить о таланте автора, однако (ЗА)ТЕМ читатели оценили его книги по достоинству..

(В)СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ)ТУДА выкатилось семь самосвалов.

Беда не произойдёт, если, имея (В)ВИДУ климатические изменения, (ВО)ВРЕМЯ принять меры.

Задание 15 

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Писатели позднего классицизма были убежде(1)ы, что искусство предназначе(2)о для глуби(3)ого постижения человека и мироздания.


Часть В

Прочитайте текст и выполните задания 22 - 25.

(1) Это было на фронте. (2) Кормили плохо, вечно хотелось есть. (3) Иногда пищу давали раз в сутки, и то вечером. (4) Ах, как хотелось есть! (5) И вот в один из таких дней, когда уже приближались сумерки, а во рту ещё маковой росинки не было, мы, человек восемь бойцов, сидели на невысоком травянистом берегу тихонькой речушки и чуть не скулили.

(6) Вдруг видим: без гимнастёрки, что-то держа в руках, к нам бежит ещё один наш товарищ.(7) Подбежал. (8) Лицо сияющее. (9) Свёрток – это гимнастёрка, а в неё что-то завёрнуто.(10) Смотрите! – победителем восклицает Борис. (11) Разворачивает гимнастерку, и в ней живая дикая утка.

(12) - Вижу: сидит, притаилась за кустиком! (13) Я рубаху снял и хоп! (14) Есть еда! (15) Зажарим? (16) Утка была некрупная, молодая. (17) Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз. (18) Она даже не была напугана, для этого она была ещё просто молода. (19) Она не могла понять, что это за странные милые существа её окружают и смотрят на неё с таким восхищением. (20) Она не вырывалась, не крякала, не вытягивала натужно шею, чтобы выскользнуть из державших её рук. (21) Она грациозно и с любопытством озиралась. (22)Красавица уточка! (23)А мы – грубые, пропылённые, нечисто выбритые, голодные. (24)Все залюбовались красавицей.

(25) И произошло чудо, как в доброй сказке. (26) Кто-то просто произнёс: «(27) Отпустим!» (28)Было брошено несколько логических реплик, вроде: «(29) Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. (30) Ещё возиться! – (31) Подождём, приедет же этот зараза повар со своей походной кухней-таратайкой! (32)Боря, неси её обратно.»(33) И, уже ничем не покрывая, Борис бережно понёс утку обратно. (34)Вернувшись, сказал:
– (35) Я её в воду пустил. (36) Нырнула. (37) А где вынырнула, не видел. (38) Ждал-ждал, чтоб посмотреть, но не увидел. (39) Уже темнеет.

(40) Когда меня заматывает жизнь, когда начинаешь клясть всё и всех, теряешь веру в людей, мне хочется изо всех сил крикнуть, как однажды я услыхал вопль одного очень известного человека: «Я не хочу быть с людьми, я хочу быть с собаками!» – вот в эти минуты неверия и отчаяния я вспоминаю дикую утку и думаю: нет-нет, в людей можно верить. (41) Они способны к состраданию и великодушию.

(42) Мне могут сказать: (43) «Ну да, это были вы, интеллигенты, артисты, от вас всего можно ожидать». (44) Нет, на войне всё перемешалось и превратилось в одно целое – единое и неделимое.(45) Во всяком случае, там, где служил я. (46) Были в нашей группе и два вора, только что выпущенных из тюрьмы. (47) Один с гордостью красочно рассказывал, как ему удалось украсть подъёмный кран. (48) Видимо, был талантлив. (49) Но и он сказал: «Отпустить!»

(В.Розов).


*Розов Виктор Сергеевич (1913 – 2004) – драматург, сценарист, автор около 20 пьес в жанре социально-психологической драмы.

Задание 22 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Один вор с гордостью предлагал украсть подъемный кран.

2) И произошло чудо: кто-то просто произнес: «Отпустим!»

3) Голодные бойцы любовались красавицей уткой.

4) На фронте рассказчика кормили плохо: вечно хотелось есть.

5) Борис бережно понес утку повару из походной кухни.

Задание 23 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 6,7 содержат повествование.

2) В предложении 40 содержится рассуждение.

3) Предложения 44, 45 содержат повествование.

4) В предложении 16 представлен ответ на вопрос, сформулированный в предложении 15.

5) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.


Задание 24 

Из предложений 12 – 14 выпишите разговорное слово.

Задание 25 

Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательной частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

ЧастьС

Задание 27 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Ответы:

Часть А

2 - это

3 - 2

4 - обогнала

5 - годовой

6 - неожиданных

7 - шестьюстами

8 - 96534

9 - 15

10 - 15

11 - 124

12 - 245

13 - незаметная

14 - вследоттуда

15 - 3


Часть В

22 - 234

23 - 12

24 - хоп

25 - 5

Часть С

Основные проблемы

Авторская позиция

1.Проблема гуманизма (Способны ли люди в тяжёлых условиях проявлять сострадание, великодушие?)

1.Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может проявить гуманность; чувство сострадания, великодушие оказываются сильнее голода.

2.Проблема влияния прекрасного на человека (Способно ли прекрасное пробудить в человеке лучшие качества?)

2.Прекрасное вдохновляет человека на достойные поступки.

3.Проблема веры в людей (Стоит ли верить в людей?)

3.Описанное в тексте события позволяет сохранить веру в людей, так как они могут раскрыть свои лучшие качества даже в самых тяжёлых ситуациях.

4.Проблема понимания ценности жизни на войне (Почему ценность жизни особенно остро ощущается на войне?)

4.На войне каждый способен ощутить ценность жизни, так как перед лицом смерти все равны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!