Контрольная работа «Класс Птицы»
1 вариант
Часть А.
1. Тело птиц имеет форму:
а) обтекаемую;
б) плоскую,
в) шаровидную.
2. Клюв птиц состоит из:
а) роговых чехлов, образующих челюсти; б) гребневых чешуи; в) костных челюстей.
3. Контурное перо птиц состоит из:
а) стержня, очина;б) стержня, опахала, бородок;в) стержня, опахала, очина, бородок.
4. Что образует грудную клетку птиц:
а) грудные позвонки; б) грудные позвонки, ребра, грудина; в) грудные позвонки, киль, ребра.
5. Какой костью образован хвостовой отдел птицы:
а) тазовой; б) копчиковой в) вороньей.
6. Пояс передних конечностей у птицы состоит из:
а)двух удлиненных лопаток, двух сросшихся тазовых костей; двух вороньих костей;
б) двух копчиковых костей, двух удлиненных лопаток; двух вороньих костей;
в) двух вороньих костей, двух удлиненных лопаток, двух сросшихся в нижней части ключиц
7. Скелет задних конечностей состоит из:
а) бедренной кости, 2-х сросшихся костей голени, цевки, костей пальцев;
б) бедренной кости, цевки, костей пальцев, вороньей кости;
в) бедренной кости, цевки, костей пальцев.
8. Зоб это:
а) расширение пищевода; б) расширение глотки; в) расширение кишечника.
9. При опускании крыльев у птиц воздух из легких переходит:
а) в легкие и задние воздушные мешки; б) в передние воздушные мешки; в) в легкие.
10. В легкие птиц поступает:
а) артериальная кровь; б) смешанная кровь; в) венозная кровь.
11. У самок птиц развит:
а) правый яичник; б) оба; в) левый яичник.
12. У птиц есть:
а) копчиковая железа; б) крестцовая; в) грудная железа.
13. Сердце птиц;
а) 4-х камерное; б) 2-х; в) 3-х.
14 Легкие птиц имеют вид:
а) мешочков; б) сеточек; в) губчатое строение.
15. Органы выделения птиц:
а) почки; б) почки и мочеточники; в) клоака.
16. Семенники птиц имеют форму:
а) бобовидную; б) гороховидную; в) изогнутую.
17. С чем связан более высокий уровень обмена веществ у птиц (по сравнению с пресмыкающимися):
а) с совершенным дыханием, быстрым перевариванием пищи;
б) с совершенным дыханием, быстрым перевариванием пищи, совершенным кровообращением, усовершенствованием пищеварительной системы;
в) с совершенным дыханием, кровообращением, быстрым перевариванием пищи.
18. С чем связано развитие среднего мозга:
а) с координацией сложного движения; б) с совершенством органов зрения.
ЧАСТЬ В.
1.Выпишите номера верных утверждений.
1. Птицы – теплокровные животные.
2. Кожа птиц имеет большое количество желез.
3. Копчиковая железа выделяет жир, необходимый для смазывания перьевого покрова.
4. Птицы имеют острое зрение.
5. Птицы имеют трехкамерное сердце.
6. У птиц имеются острые зубы.
7. По способу передвижения птицы делятся на три групп: бегающие, плавающие и летающие.
8. К бескилевым птицам относятся все куриные.
9. Возможно первые птицы появились на Земле около 1млн лет назад.
10. Челюсть птиц представлена клювом.
2. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.
Признаки: | Птицы: |
A. Гнездятся на льдинах и береговых скалах Б. Крепкие сильные ноги B. Перьевой покров обильно смазан жиром Г. Отсутствие киля Д. Длинная шея Е. Высокие ноги Ж. Селятся в заболоченных местах или где много озер 3. Мощные лапы, снабженные острыми когтями И. Кости не имеют воздушных полостей К. Крылья превратились в ласты Л. Крючкообразный клюв М. На пальцах имеются плавательные перепонки | I. Серый гусь II. Цапля III. Орел IV. Эму V. Пингвин |
3. Выпишите цифры, обозначающие органы, которые выполняют функции:
Функции: | Органы: |
-
Пищеварительная -
Обогащение крови кислородом -
Транспортировка питательных веществ к органам и тканям -
Выведение из организма вредных веществ -
Координация движений | -
Желудок -
Печень -
Кишечник -
Артерии -
Почки -
Мозжечок -
Капилляры |
Часть С.
Объясните значение выражения «Журавль высоко летает, а от реки не отбывает».
Контрольная работа «Класс Птицы»
2 вариант
Часть А.
1. Костные челюсти птицы покрыты:
а) роговым чехлом, образующих челюсти; б) костным чехлом, в) ороговевшим чехлом.
2. Снаружи тела птицы располагается:
а) маховые перья; б) рулевые, в) контурные.
3. Крупные контурные перья хвоста - это:
а) рулевые; б) маховые, в) пуховые.
4. Какая жидкость накапливается в копчиковой железе:
а)водянистая; б) маслянистая, в) копчиковая.
5. Чем образован пояс задних конечностей:
а) 2-мя парами тазовых костей; б) 3-мя парами тазовых костей; в) тазовыми и крестцовой костью.
6. Скелет задних конечностей состоит из:
а) бедренной кости, 3-х сросшихся костей голени, цевки, кости пальцев;
б) бедренной кости, 2-х сросшихся костей голени, кости пальцев,
в) бедренной кости, 2-х сросшихся костей голени, цевки, костей ступни и пальцев.
7. В железистом отделе желудка выделяются:
а) железистые соки; б) пищеварительные соки, в) ферменты.
8. Значение воздушных мешков птицы:
а) участие в дыхании; б) уменьшение плотности тела, дыхание,
в) защита внутренних органов от перегрева во время полета, уменьшение плотности тела, участие в дыхании.
9. При поднятии грудины воздух, содержащий углекислый газ переходит:
а) в трахею; б) в артерию, в) в легкие.
10. Высокий уровень обмена веществ птиц связан:
а) с более совершенным дыханием, кровообращением, быстрым перевариванием пищи;
б) с более совершенным дыханием, быстрым перевариванием пищи;
в) с более совершенным дыханием, с более развитой пищеварительной системой.
11. Органы размножения птиц:
а) семенники; б) семенники и яичники, в) яичники.
12. Почему зародышевый диск обращен кверху:
а) т.к. верхняя часть желтка более тяжелая; б) нижняя часть желтка более тяжелая,
в) желток находится в центре.
13. Канатики состоят из:
а) белка; б) воды, в) питательных веществ.
14. Развитие мозжечка у птиц связано с:
а) совершенством органов зрения; б) с координацией сложных движений птицы.
15. Органы выделения птиц:
а) почки; б) почки и мочеточники, в) мочеточники.
16. При опускании грудины воздух из внешней среды поступает в:
а) задние воздушные мешки; б) задние воздушные мешки и легкие, в) легкие.
17. В органы тела птиц поступает:
а) венозная кровь; б) артериальная, в) смешанная.
18. Что обеспечивает постоянную температуру птиц:
а) высокий уровень обмена веществ; б) перьевой покров,
в) высокий уровень обмена веществ и перьевой покров.
ЧАСТЬ В.
1.Выпишите номера верных утверждений.
-
Прочность скелета птиц достигается за счет срастания многих костей на ранних стадиях индивидуального развития.
-
У птиц грудные позвонки несут ребра, которые подвижно соединены с грудиной.
-
У многих птиц грудина не имеет киля.
-
У птиц пояс задних конечностей образован тремя парными костями: вороньими, лопатками и ключицами.
-
Увеличение объема головного мозга связано с развитием полушарий переднего мозга и расширением двигательной активности, усложнением поведения.
-
Артериальная кровь, идущая от легких по легочной вене, изливается в левое предсердие, а оттуда в правый желудочек и аорту.
-
Легкие имеют губчатое строение, входящие в них бронхи разветвляются и заканчиваются тончайшими слепыми бронхиолами.
-
У некоторых птиц длинный пищевод образует расширение, т. к. зоб, где накапливается пища и начинает перевариваться.
-
Мочеточники открываются в мочевой пузырь, как и у рептилий.
-
Эмбриональное развитие птенцов начинается с выходом из яйцевых оболочек.
2. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.
Признаки: | Птицы: |
A. Крепкие сильные ноги Б. На пальцах имеются плавательные перепонки B. Перьевой покров обильно смазан жиром Г. Отсутствие киля Д. Высокие ноги Е. Длинная шея Ж. Селятся в заболоченных местах или где много озер 3. Мощные лапы, снабженные острыми когтями И. Кости не имеют воздушных полостей К. Крылья превратились в ласты Л. Крючкообразный клюв М. Гнездятся на льдинах и береговых скалах | I. Пингвин II. Аист III. Сова IV. Страус V. Лебедь |
3. Выпишите цифры, обозначающие органы, которые выполняют функции:
Функции: | Органы: |
-
Транспортировка питательных веществ к органам и тканям -
Выведение из организма вредных веществ -
Движение -
Оценка обстановки в окружающей среде -
Движение крови по сосудам | -
Большое полушарие головного мозга -
Артерии -
Легкие -
Почки -
Капилляры -
Воздушные мешки -
Сердце -
Клоака -
Мускулатура -
Скелет |
Часть С.
Объясните значение выражения «Как с гуся вода».