Контрольная работа
по теме «Синтаксис. Словосочетание и простое предложение»
Вариант I
I уровень
1. Укажите вариант ответа, в предложении которого выделенные слова не являются словосочетанием.
а) После затяжных дождей небо начало проясняться.
б) У дороги из стороны в сторону метался на ветру колокольчик.
в) Я надвинул кепку, а руки засунул в карманы.
г) И тут мы увидели высоко в небе журавлей.
2. Укажите вариант ответа, в котором верно употреблено значение словосочетания «поступить правильно»:
а) признак действия
б) признак предмета
в) признак признака
г) действие и предмет, на который переходит действие
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словосочетаниях одного ряда способ связи - управление.
а) потирать руки, прочитать рассказ, светить ярко
б) культура речи, средство общения, отвели комнату
в) далёкий свет, верить в себя, присесть на диван
г) красиво плывут, стало тише, думать о жизни
4. Укажите вариант ответа, в котором предложение является побудительным невосклицательным.
а) Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?
б) Ждите меня возле школьных дверей.
в) Прекрасная пора – осень!
г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.
5. Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово является подлежащим.
а) Ветер дышит влагой ночи и полынь колышет.
б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.
в) Скоро белые метели снег подымут от земли.
г) Портфель принес брат.
II уровень
6. Установите соответствие.
1. Согласование а) это вид подчинительной связи, когда главное слово задает форму зависимому слову
2. Примыкание б) это подчинительная связь, если одно слово по форме уподобляется другому, то есть совпадает в роде, числе и падеже
3. Управление в) это вид подчинительной связи в словосочетании, когда слова соединяются по смыслу, а не грамматически
г) это вид подчинительной связи, когда слова соединяются по смыслу и уподобляется другому
III уровень
7. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Ты с басом, Миш..нька, садись против альта… Мы с вами попу..чики, кажется? Уж за чем ты, заря алая, пр..сыпалася? Пусть бежит в полях поз..мка белою змеею. В гранит оделася Нева, мосты п..висли над водами... Как Днепр широк! Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тр..вогу.
Вариант II
I уровень
1. Укажите вариант ответа, в предложении которого выделенные слова не являются словосочетанием.
а) Хорошо пахнет ландышами, ночной фиалкой.
б) У самой канавы, наполненной вешней водою, пышно цветёт деревце.
в) Здесь мы слушали пение соловья и тихое журчание ручейка.
г) Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью.
2. Укажите вариант ответа, в котором верно указано строение словосочетания «угнетённый народ»:
а) прилагательное и сущ.
б) причастие и сущ.
в) наречие и сущ.
г) причастие и глагол.
3. Укажите вариант ответа, в котором способ связи во всех словосочетаниях – примыкание.
а) недоверчиво относиться, очень переживать, говорить с другом
б) новое открытие, разбитая тарелка, умело притворяться
в) глядеть свысока, сидеть переговариваясь, выражаться кратко
г) доброе слово, лишние слова, не повышать голос
4. Укажите вариант ответа, в котором предложение является нераспространенным.
а) Милая моя родина, я счастлив.
б) Взрослые тигры – опасные хищники.
в) Я держу в руке светлячка.
г) Вот ворона сидит на заборе.
5. Укажите вариант ответа, в предложении которого нужно поставить тире.
а) Солнце теплое ходит высоко.
б) Верба пушиста и красива.
в) Ландыш замечательный весенний цветок
г) Клевер весело цветет.
II уровень
6. Установите соответствие между разновидностями словосочетаний по способу выражения главного слова.
1. Глагольные а) здание библиотеки, краткий очерк
2. Именные б) построив дом, взять за руку
3. Наречные в) очень смело, быстрее света
г) крайне тихо, мой собеседник
III уровень
7. Спишите, расставляя знаки препинания, выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.
Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. Я буду учиться и стану инженером.