СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Современное эволюционное учение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа включает 21 задание: 1 часть - десять заданий с выбором одного верного ответа, 2 часть  содержит задания на соответствие, установление последовательности, с выбором нескольких ответов.Работа составлена по материалам сайта fipi.ru

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Современное эволюционное учение"»

Контрольная работа по теме «Современное эволюционное учение»

Часть 1.

1) Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?

1) вид, 2) род, 3) класс, 4) тип.

2)Виды-двойники сходны по строению, поэтому их нельзя определить только по критерию

1) генетическому, 2) географическому, 3) морфологическому, 4) физиологическому.

3)Предупреждающую окраску имеет

1) божья коровка, 2) полярная сова, 3) майский жук, 4) озерная лягушка.

4)Отбор, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют

1) стабилизирующим, 2) движущим, 3) искусственным, 4) методическим.

5) Развитие на теле отдельных людей большого количества сосков называют

1) ароморфозом, 2) регенерацией, 3) атавизмом, 4) идиоадаптацией.

6) Приспособленность организмов к среде обитания – результат

1) стремления особей к самоусовершенствованию, 2) проявления конвергенции

3) методического отбора, 4) взаимодействия движущих сил эволюции.

7)Какая систематическая группа животных развивалась по пути ароморфозов?

1) вид – Прудовая лягушка, 2) род – Лягушки,

3) класc – Земноводные, 4) отряд – Бесхвостые.

8) В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит к

1) повышению их уровня организации, 2) резкому упрощению их организации

3) мелким приспособлениям, 4) их вымиранию.

9) Приспособленность к обитанию в водной среде у дельфинов –

1) жаберное дыхание, 2) обтекаемая форма тела

3) наличие плавательного пузыря, 4) легочное дыхание.

10) Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

1) эмбриологических, 2) палеонтологических,

3) сравнительно-анатомических, 4) биогеографических.



Часть 2.

11)Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

1) развитие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) появление у плодов одуванчика парашютиков

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

12)Установите последовательность процессов формирования приспособленности организмов к новым условиям обитания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) проявление новых признаков у единичных особей в популяции

2) возникновение случайных мутаций у отдельных особей

3) сохранение естественным отбором и размножение особей с новыми полезными признаками

4) формирование адаптаций к новым условиям у организмов

13)Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Василёк синий (посевной). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Василёк синий – сорное растение семейства Сложноцветные, встречающееся на полях в посевах зерновых культур. (2)Часто растение обитает вдоль дорог, вблизи лесополос. (3)Прямостоячий стебель василька достигает до 100 см высоты. (4)Цветки имеют ярко-синюю окраску. (5)Василёк синий – светолюбивое растение. (6)В цветках содержатся эфирные масла, дубильные и другие вещества.

14)Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно.

ВИДЫ ОРГАНИЗМОВ

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) серая крыса

1) биологический прогресс

Б) зубр

2) биологический регресс

В) амурский тигр


Г) пырей ползучий


Д) лошадь Пржевальского


Е) одуванчик обыкновенный




15)Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

А) задние конечности пчелы и кузнечика

1) конвергенция

Б) крылья птицы и бабочки

2) дивергенция

В) грудные плавники кита и акулы


Г) ногти и когти млекопитающих


Д) жабры раков и моллюсков




16)Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА

КРИТЕРИИ ВИДА

А) органы чувств – одна пара щупалец

1) морфологический

Б) коричневый цвет раковины

2) экологический

В) населяет пресные водоемы


Г) питается мягкими тканями растений


Д) раковина спирально закрученная




17)Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

ПРИЧИНЫ

СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала исходного вида

1) географическое

Б) стабильность ареала исходного вида

2) экологическое

В) разделение ареала вида различными преградами


Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала


Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала




18)Установите соответствие между ароморфозами и классами животных, у которых они впервые появились: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АРОМОРФОЗЫ

КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ

А) диафрагма

1) Земноводные

Б) два круга кровообращения

2) Пресмыкающиеся

В) альвеолярные лёгкие

3) Млекопитающие

Г) плотные яйцевые оболочки


Д) плацента


Е) рёберный тип дыхания




19)Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

А) отпечатки листьев папоротника на каменном угле

1) сравнительно-анатомические

Б) наличие хвоста у человека

2) палеонтологические

В) филогенетический ряд слонов


Г) многососковость у человека


Д) обильное оволосение тела у человека


Е) ископаемые переходные формы




20)Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Проанализируйте таблицу «Адаптация у животных». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, характеристики и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, характеристику и пример из предложенного списка.

Типы окраски

Характеристики

Примеры животных

Мимикрия

__________(А)

Муха-осовидка

__________(Б)

Яркая окраска животных, имеющих ядовитую жидкость

Божья коровка

Расчленяющая

Чередование светлых и тёмных пятен на покрове животного

__________(В)



Список терминов, характеристик, примеров:

1) предупреждающая

2) леопард

3) маскировка

4) контраст между окраской животного и фоном окружающей среды

5) соответствие окраски и формы животного окружающим предметам

6) подражание по окраске и форме незащищённого животного защищённому животному другого вида

7) оса обыкновенная

8) колорадский жук

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21)Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют более низкий рост по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Объясните причину этого явления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!