СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 14

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12157

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

        2.  Тип 2 № 39009

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  пихта белая

Б)  пчела медоносная

В)  мухомор пантерный

Г)  тифозная сальмонелла

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35164

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Гималайский медведь

2)  семейство Медвежьи

3)  класс Млекопитающие

4)  отряд Хищные

5)  тип Хордовые

        4.  Тип 4 № 12475

Изучите график, отражающий динамику размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры.

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий.

2)  Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов.

3)  Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38 °C.

4)  Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32 °C.

5)  До 32 °C количество бактериальных клеток плавно повышается.

        5.  Тип 5 № 507

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  паук

2)  сова

3)  цветущее растение

4)  муха

5)  жаба

        6.  Тип 6 № 35100

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

 

1)  описание

2)  наблюдение

3)  эксперимент

4)  моделирование

        7.  Тип 7 № 2377

Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг.

2)  Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.

3)  Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями.

4)  Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку.

5)  В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота.

6)  Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

        8.  Тип 8 № 14742

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Структура клетки Процесс
Цитоплазматическая мембрана Транспорт веществ
Синтез белков

 

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  лизосома

2)  вакуоль

3)  рибосома

4)  клеточный центр

        9.  Тип 9 № 1533

Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  освещенность

2)  влажность

3)  наличие парниковых газов

4)  температура воздуха

5)  поедание животными друг друга

6)  наличие дороги

        10.  Тип 10 № 1620

Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Эволюционное учение

 

Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  разнообразие

2)  Ч. Дарвин

3)  естественный отбор

4)  приспособленность

5)  сотворение мира

6)  условия среды

7)  самозарождение

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 570

Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ОРГАНИЗМ

 

A)  белая планария

Б)  дождевой червь

В)  печеночный сосальщик

Г)  человеческая аскарида

Д)  свиной цепень

 

 

 

ТИП ЖИВОТНЫХ

 

1)  плоские черви

2)  круглые черви

3)  кольчатые черви

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 280

Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?

 

А.  Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.

Б.  Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 1542

Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

 

Д. Форма края листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35291

Под каким номером изображен головной мозг человека?

        15.  Тип 15 № 360

Под каким номером изображена часть света, в которой были найдены останки австралопитеков?

        16.  Тип 16 № 39023

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  легкое

2)  бронхиальное дерево

3)  альвеолы

4)  бронх

5)  трахея

6)  мышца пресса

        17.  Тип 17 № 249

Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговой нерв

2)  нервные узлы

3)  продолговатый мозг

4)  нервные сплетения

5)  спинной мозг

6)  мозжечок

        18.  Тип 18 № 39128

Установите соответствие между характеристикой и видами рефлексов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  характерен для всех особей данного вида

Б)  определяет поведение организма в изменившихся условиях

В)  обеспечивает приспособление организма к конкретным условиям окружающей среды

Г)  позволяет приобрести новый опыт, получаемый в течение жизни

Д)  обеспечивает реализацию опыта, накопленного предками

Е)  обеспечивает сохранение вида в течение ряда поколений

 

 

 

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

 

1)  безусловный

2)  условный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 39195

 

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания тушканчика.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого и второго порядков

4)  способствует сокращению численности насекомых

5)  пищевой конкурент суслика

6)  обитает в лесной подстилке

        20.  Тип 20 № 39196

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит заяц-толай. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39228

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скорпионов и тушканчиков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности варанов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность скорпионов Численность тушканчиков
        22.  Тип 22 № 12251

Если к свежеприготовленному временному препарату клеток кожицы лука добавить немного соленой воды, то внутреннее содержимое клетки сморщится так, как это показано на рисунке. Какой процесс происходит и в чем его причина?

          23.  Тип 23 № 39133

Итальянским естествоиспытателем Л. Спалланцани в середине XVIII в. был проведен следующий эксперимент. Он взял группу летучих мышей, часть из которых он ослепил, а вторую  — контрольную  — оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в темную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослепленные мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия.

На какой вопрос пытался ответить Спалланцани, проводя свой эксперимент? Какой вывод мог сделать естествоиспытатель по результатам своего эксперимента?

          24.  Тип 24 № 1215

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространенный метод  — непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Кто является реципиентом при аутогемотрансфузионном переливании крови?

2)  В каком случае прибегают к прямому переливанию крови?

3)  Какие особенности крови человека учитываются при ее переливании?

          25.  Тип 25 № 14783

Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на следующие вопросы.

 

 

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

 

 

 

 

 

Воздух Содержание газов, %
Кислород Углекислый газ Азот
Вдыхаемый 20,94 0,03 79,03
Выдыхаемый 16,30 4,00 79,70
Альвеолярный 14,20 5,20 80,60

 

1)  Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?

2)  Концентрация какого газа изменяется максимально в процентном отношении во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе в процессе дыхания?

3)  Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?

          26.  Тип 26 № 12957

17-летняя Татьяна завтракала в ресторане быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: двойной МакМаффин, мороженое с шоколадным наполнителем и «кока-колу».

1)  Каково количество белков в заказанном завтраке?

2)  Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака, если Татьяна питается четыре раза в день?

3)  Как называются аминокислоты, которые человек может получить только с пищей?

 

Таблица 1

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 14»

1.  Тип 1 № 12157

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

2.  Тип 2 № 39009

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  пихта белая

Б)  пчела медоносная

В)  мухомор пантерный

Г)  тифозная сальмонелла

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35164

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Гималайский медведь

2)  семейство Медвежьи

3)  класс Млекопитающие

4)  отряд Хищные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 12475

Изучите график, отражающий динамику размножения молочнокислых бактерий в зависимости от температуры.

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий.

2)  Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов.

3)  Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38 °C.

4)  Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32 °C.

5)  До 32 °C количество бактериальных клеток плавно повышается.

5.  Тип 5 № 507

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  паук

2)  сова

3)  цветущее растение

4)  муха

5)  жаба

6.  Тип 6 № 35100

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

 

1)  описание

2)  наблюдение

3)  эксперимент

4)  моделирование

7.  Тип 7 № 2377

Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг.

2)  Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.

3)  Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями.

4)  Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку.

5)  В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота.

6)  Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

8.  Тип 8 № 14742

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Структура клетки

Процесс

Цитоплазматическая мембрана

Транспорт веществ

Синтез белков

 

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  лизосома

2)  вакуоль

3)  рибосома

4)  клеточный центр

9.  Тип 9 № 1533

Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к абиотическим? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  освещенность

2)  влажность

3)  наличие парниковых газов

4)  температура воздуха

5)  поедание животными друг друга

6)  наличие дороги

10.  Тип 10 № 1620

Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Эволюционное учение

Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  разнообразие

2)  Ч. Дарвин

3)  естественный отбор

4)  приспособленность

5)  сотворение мира

6)  условия среды

7)  самозарождение

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 570

Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ

A)  белая планария

Б)  дождевой червь

В)  печеночный сосальщик

Г)  человеческая аскарида

Д)  свиной цепень

ТИП ЖИВОТНЫХ

1)  плоские черви

2)  круглые черви

3)  кольчатые черви

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 280

Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?

 

А.  Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.

Б.  Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1542

Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

 

Д. Форма края листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35291

Под каким номером изображен головной мозг человека?

15.  Тип 15 № 360

Под каким номером изображена часть света, в которой были найдены останки австралопитеков?

16.  Тип 16 № 39023

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  легкое

2)  бронхиальное дерево

3)  альвеолы

4)  бронх

5)  трахея

6)  мышца пресса

17.  Тип 17 № 249

Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговой нерв

2)  нервные узлы

3)  продолговатый мозг

4)  нервные сплетения

5)  спинной мозг

6)  мозжечок

18.  Тип 18 № 39128

Установите соответствие между характеристикой и видами рефлексов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  характерен для всех особей данного вида

Б)  определяет поведение организма в изменившихся условиях

В)  обеспечивает приспособление организма к конкретным условиям окружающей среды

Г)  позволяет приобрести новый опыт, получаемый в течение жизни

Д)  обеспечивает реализацию опыта, накопленного предками

Е)  обеспечивает сохранение вида в течение ряда поколений

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

1)  безусловный

2)  условный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 39195

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания тушканчика.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого и второго порядков

4)  способствует сокращению численности насекомых

5)  пищевой конкурент суслика

6)  обитает в лесной подстилке

20.  Тип 20 № 39196

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит заяц-толай. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

21.  Тип 21 № 39228

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скорпионов и тушканчиков, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности варанов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность скорпионов

Численность тушканчиков

22.  Тип 22 № 12251

Если к свежеприготовленному временному препарату клеток кожицы лука добавить немного соленой воды, то внутреннее содержимое клетки сморщится так, как это показано на рисунке. Какой процесс происходит и в чем его причина?

23.  Тип 23 № 39133

Итальянским естествоиспытателем Л. Спалланцани в середине XVIII в. был проведен следующий эксперимент. Он взял группу летучих мышей, часть из которых он ослепил, а вторую  — контрольную  — оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в темную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослепленные мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия.

На какой вопрос пытался ответить Спалланцани, проводя свой эксперимент? Какой вывод мог сделать естествоиспытатель по результатам своего эксперимента?

24.  Тип 24 № 1215

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространенный метод  — непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Кто является реципиентом при аутогемотрансфузионном переливании крови?

2)  В каком случае прибегают к прямому переливанию крови?

3)  Какие особенности крови человека учитываются при ее переливании?

25.  Тип 25 № 14783

Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на следующие вопросы.

 

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

 

Воздух

Содержание газов, %

Кислород

Углекислый газ

Азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,30

4,00

79,70

Альвеолярный

14,20

5,20

80,60

 

1)  Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?

2)  Концентрация какого газа изменяется максимально в процентном отношении во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе в процессе дыхания?

3)  Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?

26.  Тип 26 № 12957

17-летняя Татьяна завтракала в ресторане быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: двойной МакМаффин, мороженое с шоколадным наполнителем и «кока-колу».

1)  Каково количество белков в заказанном завтраке?

2)  Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака, если Татьяна питается четыре раза в день?

3)  Как называются аминокислоты, которые человек может получить только с пищей?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!