Контрольная работа по теме
«ТЕКСТ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА» 6 класс
I вариант
1. Текст-_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Признаки текста
А._____________________________________________________________
Б._____________________________________________________________
В._____________________________________________________________
Г._____________________________________________________________
Д._____________________________________________________________
Е._____________________________________________________________
3. Главная (основная) мысль текста-это_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4. Что такое тема текста?__________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Стили речи:_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6.Укажите стиль речи:
"Ветер - перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем".___________________________________
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Всего 150 лет назад фамилию имели очень немногие люди. (2)К ним относились дворяне, купцы, священники и некоторые почётные граждане. (3)У крестьян, которых тогда в России было большинство, фамилий не было, пока не отменили крепостное право. (4)До этого простых людей звали по прозвищу, отчеству или по профессии. (5)В старинных документах можно встретить, например, такое имя: Пушкарь Иван Максимов Беляков. (6)Среди этих четырёх слов нет ни одной фамилии! (7)На первом месте – занятие человека, для господ это было важнее имени. (8)Далее – само имя, Иван, потом – имя его отца, которого звали Максимом. (9)А Беляков? (10)Это семейное прозвание, которое означало, что дед или прадед Ивана почему-то получил от односельчан прозвище Беляк.
(11)Фамилией крепостным крестьянам могло служить указание на их хозяина. (12)Так появлялись целые деревни однофамильцев – Воронцовых, Гагариных, Львовкиных. (13)Иногда новый помещик давал крестьянам немного изменённую фамилию их бывшего владельца, а иногда величал по названию деревни, где они жили. (14)Поэтому и сейчас по фамилии зачастую можно определить, чем занимался твой предок, где жил, какой у него был характер. (15)Если ты носишь фамилию Попов, то в твоей семье был священнослужитель; если Кузнецов или Ковалёв, значит, твой прапрадед был сыном кузнеца (в южнорусских районах кузнецов называли «ковали́ »).
(16)Дворяне чаще всего получали фамилии от названия того места, которым владели. (17)Князья Трубецкие в стародавние времена владели городом Трубеч, Волконские – землёй по берегам реки Волхонки, Оболенским принадлежал древнерусский городок Оболенск. (18)Многих городов давно нет, а фамилии сохранились..
Основная мысль текста_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь и запиши план текста из трёх пунктов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда, по мнению автора текста, у крестьян появились фамилии?
Контрольная работа по теме
«ТЕКСТ и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА» 6 класс
II вариант
1. Текст-_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Признаки текста
А._____________________________________________________________
Б._____________________________________________________________
В._____________________________________________________________
Г._____________________________________________________________
Д._____________________________________________________________
Е._____________________________________________________________
3. Тема текста__________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Главная (основная) мысль текста-это ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите стиль речи:
"Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 сентября в 14 часов".
___________________________
6. Укажите стиль речи:
"Наша устная речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха".
____________________________
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. (2)Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. (3)Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. (4)Часто куклу делали безликой. (5)По старинным поверьям, в кукле без лица (то есть без души) не может поселиться нечистая сила.
(6)Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. (7)Кусок тканины, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, волосяная коса с вплетённой в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. (8)Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. (9)Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах – угольком. (10)Обязательно приделывали косу и ленту в неё вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. (11)Наряжали красиво. (12)Умение ребёнка оценивали взрослые. (13)Кукла рассматривалась как эталон рукоделия.
(14)Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. (15)Брали на жатву и на посиделки. (16)Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. (17)Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. (18)Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. (19)Потом эти куклы переходили к детям.
Основная мысль текста_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь и запиши план текста из трёх пунктов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему, по мнению автора текста, куклу часто делали безликой?