1.Укажите виды литературы:
а) роман; б) рассказ; в) поэма; г) лирика; д) эпос; е) драма; д) баллада
2. Укажите средства выразительности:
а) метафора; б) ямб); в) олицетворение; г) сравнение; д) эпитет; е) гипербола; д) хорей;
3. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось… __________________________
4. Двухсложный размер с ударением на первом слоге: ___________________________
5. Что объединяет стихотворения поэтов XIX века: Тютчева, Фета, Баратынского, Полонского, Толстого:
а) выражение собственных переживаний и мироощущения; б) общая симпатия поэтов к весне;
в) постоянный мотив грусти и увядания; г) любовь поэтов к русской природе.
6. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже словосочетаниях из стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»:
«Две хмурых тучи», «скалы горючей», «по дебрям влажным»:
а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение; г) метафора.
7. Двухсложный размер с ударением на втором слоге: ___________________________
8. Определите размер, которым написано стихотворение:Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист….» _________________________
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
9. Ведущая тема стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист…»:
а) пробуждение природы; б) любовь к родине; в) размышления о будущем
10. Душа лирического героя сливается с природой, и он чувствует:
а) ожидание счастья; б) тоску по прошлому; в) восторг от настоящего
11. Весна в поэте пробуждает:
а) желание чаще бывать на природе;б) стремление к высоким чувствам; в) жажду творчества
12. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже словосочетаниях из стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»:
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение; г) метафора.
13. Укажите способ рифмовки, использованный в приведённом ниже четверостишии из стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»:
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно -
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»
а) перекрестная; б) кольцевая (опоясывающая); в) парная
«По горам две хмурых тучи…» Яков Полонский
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
14. Ведущая тема стихотворения «По горам две хмурых тучи …»:
а) любовь; б) природа; в) одиночество; г) непонимание между людьми
15. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное поэтом в сочетаниях «знойным вечером», «протяжным стоном», «скалы горючей»:
а) метафора; б) сравнение; в) эпитет; г) олицетворение
16. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное поэтом в отрывке из стихотворения «По горам две хмурых тучи…» Якова Полонского:
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали…
17. Укажите способ рифмовки, в стихотворении «По горам две хмурых тучи…» Якова Полонского:
а) перекрестная; б) кольцевая (опоясывающая); в) парная
18. Образы двух туч и скалы в стихотворении «По горам две хмурых тучи…» Якова Полонского напоминают:
а) образы матери и отца; б) образы детей и матери; в) образы ссорящихся детей/людей
19. Определите размер, которым написано стихотворение «По горам две хмурых тучи…» Якова Полонского: _____________________________________
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
20. Стихотворение «По горам две хмурых тучи» Я. Полонского части сравнивают со стихотворением М. Лермонтова «Утес». Как вы думаете, почему? Что общего в стихотворениях? Чем они различны?
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.