СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа в 8 классе по теме "Литература XIX века".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение работы - работа предназначена для диагностики результатов обучения учащихся 8 класса по теме «Литература 19 века».

Характеристика структуры и содержания работы

Тип 1. Знаниевые вопросы.

Тип 2. Вопросы, требующие  сравнения, сопоставления и классифицирования.

Тип 3. Вопросы, требующие  работы с интерпретациями факта, образа, ситуации, мотива, детали, художественного средства, структуры текста, идеи  и т.д.

Тип 4. Вопросы, требующие оценивания. Этот тип вопросов может ориентировать как на формальную оценку в терминах плюс-минус или 1, 2, 3 и т.д., так и требовать выбора или вписывания оценки, выраженной в слове.

Тип 5. Вопросы, требующие работы с вторичными по отношению к исходному художественному произведению текстами и высказываниями. Такие вопросы предполагают «достраивание» мысли в уже готовой интерпретации и связаны с восстановлением слов и словосочетаний во вторичном тексте.

Работа состоит из 25 заданий. В ней содержатся вопросы только типа А (15) и В (10). Задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли не только вспомнить пройденный материал, продемонстрировать свои знания, но и углубить их.

Работа рассчитана на 40 минут.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа в 8 классе по теме "Литература XIX века".»

КОДИФИКАТОР элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 8 класса для проведения контрольной работы по теме «Литература 19 века».


Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по литературе.

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена


1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Художественный образ

1.3

Литературные роды и жанры

1.4

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

1.5

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

2

Из русской литературы XVIII в.

2.1

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3

Из русской литературы первой половины XIX в.

3.1

А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»

3.2

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

3.3

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме «Литература 19 века».


1

знать/понимать:

1.1

образную природу словесного искусства;

1.2

содержание изученных литературных произведений;

1.3

основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,

Н.В. Гоголя

1.4

изученные теоретико-литературные понятия;

2

уметь:

2.1

воспринимать и анализировать художественный текст;

2.2

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

2.3

определять род и жанр литературного произведения;

2.4

выделять и формулировать тему, идею, проблематику

изученного произведения; давать характеристику героев;

2.5

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

2.6

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

2.7

выявлять авторскую позицию;

2.8

выражать свое отношение к прочитанному;

2.9

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

2.10

понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

2.11

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений


Спецификация

контрольно-измерительных материалов для проведения контрольной работы по теме «Литература 19 века»

Назначение работы - работа предназначена для диагностики результатов обучения учащихся 8 класса по теме «Литература 19 века».

Характеристика структуры и содержания работы

Тип 1. Знаниевые вопросы.

Тип 2. Вопросы, требующие сравнения, сопоставления и классифицирования.

Тип 3. Вопросы, требующие работы с интерпретациями факта, образа, ситуации, мотива, детали, художественного средства, структуры текста, идеи и т.д.

Тип 4. Вопросы, требующие оценивания. Этот тип вопросов может ориентировать как на формальную оценку в терминах плюс-минус или 1, 2, 3 и т.д., так и требовать выбора или вписывания оценки, выраженной в слове.

Тип 5. Вопросы, требующие работы с вторичными по отношению к исходному художественному произведению текстами и высказываниями. Такие вопросы предполагают «достраивание» мысли в уже готовой интерпретации и связаны с восстановлением слов и словосочетаний во вторичном тексте.

Работа состоит из 25 заданий. В ней содержатся вопросы только типа А (15) и В (10). Задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли не только вспомнить пройденный материал, продемонстрировать свои знания, но и углубить их.

Работа рассчитана на 40 минут. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.


Содержание задания

Тип вопроса

Проверяемый результат изучения учебного предмета

1.

Общекультурные представления о датах, фактах, реалиях, важных для понимания произведения в контексте отечественной истории и культуры

А

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, анализировать; предметные:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

2,3

Тематика, отбор жизненного материала, на основе которого автор ставит волнующие его проблемы, решая свою художественную задачу

А или А с множественным ответом

Предметные:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; умение анализировать литературное произведение, определять его тематику и проблематику; понимание связи литературных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

4.

Авторская позиция,

авторская оценка

(пафос), настроение.

А

Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять авторскую позицию, оценку, настроение

5,6.

Образы: характеры героев; средства и приемы их создания

А

Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать и интерпретировать характеры героев;

определять приемы и средства их создания

7,8

Детали, предметные образы, символы.

А или А с множественным

ответом

Предметные: умение анализировать литературное произведение, видеть в тексте значимые детали, интерпретировать символы.

9,10

Система образов, образ автора, образ рассказчика

А

Метапредметные: умение классифицировать материал; предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание принципа организации системы образов;

11

Сюжет, конфликт, композиция

А

Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять конфликт, видеть главный принцип композиции малой формы, понимать, какой элемент композиции сюжета представляет эпизод.

12

Жанровая специфика произведения.

А или А с

множест венным

ответом


Предметные:

знание признаков знакомых жанров; умение анализировать литературное произведение.

13-15

Лексические, синтаксические, звуковые, ритмические художественные средства

А

Предметные: умение анализировать литературное произведение; определение изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в произведении;

16

Традиции, новаторство, знаковые имена в

мировой литературе

А

Предметные: знание имен авторов, заложивших определенные литературные традиции, связанные с изученным материалом; умение анализировать литературное произведение; находить в произведении черты, сближающие его с фольклором, произведениями древнерусской литературы, восходящие к европейской традиции.

17

Понимание центральной мысли, центрального образа стихотворения

В

Предметные: умение анализировать литературное произведение, владение литературоведческой терминологией,

определение роли изобразительновыразительных средств

18

Средства, помогающие создать центральный образ стихотворения, доминирующее настроение

В

Предметные: умение анализировать литературное произведение, определение роли изобразительновыразительных средств

19

20

Другие яркие художественные средства, использованные поэтом

В

Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.


Ответы


№ задания

Вариант 1

Вариант 2

А1

б

а

А2

в

б

А3

в

а

А4

а

в

А5

б

б

А6

в

а

А7

а

в

А8

в

в

А9

б

в

А10

в

а

А11

б

б

А12

б

в

А13

б

а

А14

в

а

А15

а

б

Б1

Петруша Гринёв

Вожатый (или) Пугачёв

Б2

Мцыри

Швабрин

Б3

Городничему

Хлестакову

Б4

К монаху

Ямбом

Б5

С барсом

С барсом

Б6

1799

1814

Б7

ямб

хорей

Б8

Екатерина II

Екатерина II

Б9

Эпитет

Эпитет

Б10

Сравнение

Сравнение


Шкала перевода набранных баллов в оценки

Процент выполнения

Баллы

Оценки

80-100%

21-25

5

60-79%

16-20

4

41-59%

11-15

3

0-40%

0-10

2



Контрольная работа по теме «Литература 19 века». 8 класс. Вариант 1

учени____ 8 класса _______________________________

Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.

А1. Годы жизни Д.И. Фонвизина:

а) 1745 - 1792;

б) 1766 - 1826;

в) 1828 - 1910.

А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду.

А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;

б) Городничий;

в) смех.

А4. Хлестаковщина - это:

а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;

б) стремление модно одеваться;

в) погоня за чинами.

А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

а) свадьбой;

б) любовь так и сошла на нет;

в) разводом.

А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?

а) прошлогодний журнал;

б) трость;

в) заячий тулуп.

А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм.

А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь.

А9. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) композиция.

А10. Композиция произведения – это:

а) тема;

б) завязка и развязка;

в) последовательность частей и элементов произведения.

А11. Трагедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.

А12. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) эпитет;

в) зачин.

А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) метонимия.

А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) метафора.

А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) литота.


Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.

Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку:

«… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».

Ответ____________________________________________________________________

Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю.

Всё лучше перед кем-нибудь

Словами мне облегчить грудь,

Но людям я не делал зла…»?

Ответ_____________________________________________

Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?

Ответ_______________________________________________________

Б4. К кому обращён монолог Мцыри?

Ответ___________________________________________________________________

Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?

Ответ________________________________________________________________________

Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.

Ответ_____________________________________________________________________

Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.А.Блока:

«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

И моет берега…».

Ответ_____________________________________________________________________

Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

Ответ_____________________________________________________________________

Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?

Ответ_______________________________________________________________________

Б10. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана»?

Ответ__________________________________________________________________________



Контрольная работа по теме «Литература 19 века». 8 класс. Вариант 2

учени____ 8 класса _______________________________

Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.

А1. Годы жизни А.С.Пушкина:

а) 1799 - 1837;

б) 1766 - 1826;

в) 1828 - 1910.

А2. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду.

А3. Проблема чести возникает в произведении:

а) «Капитанская дочка»;

б) «Песнь о вещем Олеге»;

в) «Ревизор».

А4. Тема рассказа Л.Н.Толстого «После бала»:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

А5. Чем заканчивается комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»?

а) свадьбой;

б) немой сценой; в) отъездом Хлестакова за границу.

А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?

а) заячий тулуп; б) трость; в) прошлогодний журнал.

А7. К какому литературному направлению можно отнести пьесу Фонвизина «Недоросль»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм.

А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь.

А9. Идея произведения - это:

а) то, о чём написал автор;

б) композиция;

в) главная обобщающая мысль произведения.

А10. Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

А11. Трагедия как жанр – это:

а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;

в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.

А12. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) зачин;

в) эпитет.

А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… и одна // Лишь тучка кралася за ней»?

а) олицетворение;

б) сравнение;

в) метонимия.

А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «Я был чужой // Для них навек, как зверь степной»?

а) сравнение;

б) олицетворение;

в) метонимия.

А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «Наскучило идти – берёшь извозчика и сидишь себе, как барин»?

а) эпитет;

б) сранение;

в) литота.

Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.

Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Ответ_______________________________________________________________________

Б2. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «(он) был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен. Он с большой весёлостью описал мне семейство коменданта, его общество и край…»

Ответ__________________________________________________________________________

Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова:

«С хорошенькими актрисами знаком… С Пушкиным на дружеской ноге…»?

______________________________________________________________________________

Б4. Каким стихотворным размером написано произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Ответ_________________________________________________________________________

Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?

Ответ________________________________________________________________________

Б6. Укажите год рождения М.Ю.Лермонтова.

Ответ___________________________________________________________________________

Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.Т.Твардовского:

«На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода…».

Ответ____________________________________________________________________________

Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

Ответ_____________________________________________________________________

Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «И гордый непреклонный взор»?

Ответ_________________________________________________________

Б10. Какой троп использует А.А.Блок в следующих стихотворных строках: «Твои мне песни ветровые // Как слёзы первые любви»?

Ответ________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!