СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты по русском языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработала подборку контрольных диктантов по русскому языку для 5 класса. Она состоит из текстов диктанта для каждого раздела и грамматического задания к тексту.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты по русском языку для 5 класса»

Контрольный диктант по теме

«Морфемика. Орфография. Культура речи»

Диктант

Окна были из разноцветных стеклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями. Пока Герда ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае да и убежит от нее.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времен года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.

(110 слов) (по Г.Х. Андерсену)

Грамматическое задание

  1. Сделайте морфемный разбор слов: вариант 1 – окружали, вариант 2 – вспомнит.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте схемы предложений. Вариант 1 – третье предложение текста, вариант 2 – шестое предложение.

  3. Выпишите слова с вариантами морфем, подерите примеры вариантов морфем: вариант 1 – из первых двух предложений первого абзаца, вариант 2 – из третьего и четвертого предложений первого абзаца.













Контрольный диктант

по теме «Имя существительное»

Диктант

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение. Он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.

(92 слова) (по В.П. Астафьеву)

Грамматическое задание.

  1. Сделайте морфологический разор существительных: вариант 1 – заката; вариант 2 – струями.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте их схемы. Вариант 1 – первое предложение второго абзаца, вариант 2 – второе предложение третьего абзаца.

  3. Выпишите существительные, которые употребляются: вариант 1 – только во множественном числе; вариант 2 – только в единственном числе.















Контрольный диктант за третью четверть

Диктант

Над шумящим морем поднимается скала. У нее нет обычной вершины. Соленая морось, хлесткие долгие дожди, тающие по весне тяжелые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували ее. Так вместо острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество черно-белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжелое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Елок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дня гоняются за рыбешками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато-зеленые, белые и коричневые. И все в темных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – теплая.

(113 слов) (О. Кузнецов)

Грамматическое задание

  1. Сделайте морфологический разбор прилагательных: вариант 1 – морского (воздуха), вариант 2 – (на) плоской (вершине).

  2. Сделайте синтаксический разбор предложений: вариант 1 – Скорлупа у него толстая, крепкая.; вариант 2 – Кайры заботливы, хлопотливы.

















Контрольная работа

по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»»

Диктант

Едва розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев, как лесная жизнь заметно оживилась.

«Зиме конец! Пришла весна!» - на все голоса защебетали птицы.

Желторотые птенчики в гнездах жадно щелкали клювами, мышки купались в прохладной утренней росе, белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы. Все были рады весне!

Грамматическое задание

Подчеркните грамматические основы, составьте схемы первого, второго и третьего предложений.





























Контрольная работа

по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Первая любовь.

Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.

Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.

(Ю. Куклачев)

Грамматическое задание

  1. Из первого и второго предложений выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного в корне. Запишите проверочные слова.

  2. Их третьего предложения выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

  3. Сделайте фонетический разбор слова полностью.

  4. Сделайте морфемный разбор слова жалостливым.

  5. Сделайте синтаксический разбор и составьте схему первого предложения.