Контрольный диктант по теме
«Морфемика. Орфография. Культура речи»
Диктант
Окна были из разноцветных стеклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями. Пока Герда ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.
Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае да и убежит от нее.
Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времен года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула.
(110 слов) (по Г.Х. Андерсену)
Грамматическое задание
Сделайте морфемный разбор слов: вариант 1 – окружали, вариант 2 – вспомнит.
Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте схемы предложений. Вариант 1 – третье предложение текста, вариант 2 – шестое предложение.
Выпишите слова с вариантами морфем, подерите примеры вариантов морфем: вариант 1 – из первых двух предложений первого абзаца, вариант 2 – из третьего и четвертого предложений первого абзаца.
Контрольный диктант
по теме «Имя существительное»
Диктант
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение. Он подумал: «Водоросли, наверное?»
Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.
Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.
(92 слова) (по В.П. Астафьеву)
Грамматическое задание.
Сделайте морфологический разор существительных: вариант 1 – заката; вариант 2 – струями.
Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте их схемы. Вариант 1 – первое предложение второго абзаца, вариант 2 – второе предложение третьего абзаца.
Выпишите существительные, которые употребляются: вариант 1 – только во множественном числе; вариант 2 – только в единственном числе.
Контрольный диктант за третью четверть
Диктант
Над шумящим морем поднимается скала. У нее нет обычной вершины. Соленая морось, хлесткие долгие дожди, тающие по весне тяжелые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували ее. Так вместо острой вершины образовалось каменистое плато.
На плато множество черно-белых птиц. Это кайры.
Яйцо кайры тяжелое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Елок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.
Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.
Птицы у самого дня гоняются за рыбешками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато-зеленые, белые и коричневые. И все в темных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – теплая.
(113 слов) (О. Кузнецов)
Грамматическое задание
Сделайте морфологический разбор прилагательных: вариант 1 – морского (воздуха), вариант 2 – (на) плоской (вершине).
Сделайте синтаксический разбор предложений: вариант 1 – Скорлупа у него толстая, крепкая.; вариант 2 – Кайры заботливы, хлопотливы.
Контрольная работа
по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»»
Диктант
Едва розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев, как лесная жизнь заметно оживилась.
«Зиме конец! Пришла весна!» - на все голоса защебетали птицы.
Желторотые птенчики в гнездах жадно щелкали клювами, мышки купались в прохладной утренней росе, белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы. Все были рады весне!
Грамматическое задание
Подчеркните грамматические основы, составьте схемы первого, второго и третьего предложений.
Контрольная работа
по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
Первая любовь.
Свою первую любовь я встретил на улице. Это был маленький котенок, похожий на гадкого утенка. Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ежика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затек. Котенок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку.
Котенок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом. Я, не раздумывая, сунул его за пазуху.
(Ю. Куклачев)
Грамматическое задание
Из первого и второго предложений выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного в корне. Запишите проверочные слова.
Их третьего предложения выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Сделайте фонетический разбор слова полностью.
Сделайте морфемный разбор слова жалостливым.
Сделайте синтаксический разбор и составьте схему первого предложения.