Лучинина Екатерина Николаевна
Контрольные вопросы и задания
по русскому языку
для 5 класса
Контрольные вопросы и задания №1
1.Расскажи по схеме, какие существительные относятся к 1-му склонению. Приведи примеры.
1-е скл. |
Ж .р. и м. р. |
А Я |
2.Начерти таблицу. Дополни вопросы. Поставь существительные ЛИСА, ЗЕМЛЯ в данных падежах. Запиши падежные окончания.
Падежи Р.п. Д.п. Т.п. П.п. | Вопросы Кого?...? Кому?...? Кем?...? О ком?...? | Окончания -ы, -и |
3.Вставь нужные по смыслу предлоги. Укажи падеж существительного СЕСТРА в каждом словосочетании.
Спросить … сестры, скучать … сестре, гулять … сестрой, рассказать… сестре.
4.Прочитай стихотворение. Найди в нём имена существительные.
Надоело кошке
Бегать по дорожке,
Жить в квартирке,
Сладко спать,
Захотелось ей летать.
-
Выбери одинаковые признаки для существительных: род, склонение, падеж, окончание. Какие грамматическим признаком различаются данные существительные?
5.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов У,К,ЗА,О.
Крылышки, бабочка. Подкрался, бабочка. Гонялся, бабочка. Вспоминал, бабочка.
-
Укажи падеж и окончание существительного БАБОЧКА в каждом словосочетании.
-
Придумай небольшой рассказ, используя полученные словосочетания.
Контрольные вопросы и задания №2
1.Расскажи по схеме, какие существительные относятся ко 2-му склонению. Приведи примеры.
2-е скл. |
М.р. | Ср.р. |
| |
на согл. или ь | О о Е |
2.Начерти таблицу. Допиши вопросы. Поставь существительные КОНЬ, СТОЛ в данных падежах. Запиши падежные окончания.
Падежи Р.п. Д.п. Т.п. П.п. | Вопросы Кого?...? Кому?...? Кем?...? О ком?...? | Окончания -я, -а |
3.Вставь нужные по смыслу предлоги. Укажи падеж существительного БРАТ в каждом словосочетании.
Спросить … брата, скучать … брату, гулять … братом, рассказать … брате.
4.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов У,К,НАД,О.
Жил, море. Приходил, море. Чайки, море. Сочинил, море.
-
Укажи падеж и окончание существительного МОРЕ в каждом словосочетании.
-
Придумай небольшой рассказ, используя полученные словосочетания.
5.Прочитай стихотворение. Найди в нём семь имён существительных.
Чистое небо в марте,
Солнечный зайчик на парте.
Весна нам сосульки развесила.
Скоро каникулы - весело!
-
Выбери одинаковые признаки для существительных: род, склонение, падеж, окончание. Какие грамматическим признаком различаются данные существительные?
Контрольные вопросы и задания №3
1.Назови по порядку все падежи имён существительных. Определи, в каком падеже стоят данные существительные.
Под елью, на берёзе, к дубу, у осины.
2.Определи падеж по вопросу.
От чего? Без кого? С кем? К чему? На ком? О чём?
.
3. Расскажи по схемам, какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Приведи примеры.
1-е скл. |
Ж.р. и М.р. |
|
А Я |
2-е скл. |
М.р. | Ср.р. |
на согл. или Ь | О Е |
3-е скл. |
Ж.р. |
на Ь |
4.Просклоняй существительные ПЛОЩАДКА и ПЛОЩАДЬ. Скажи, какие существительные при склонении не имеют окончания –е.
5.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов НА,С,ИЗ,К.
Готовит, кухня. Блинчики, мясо. Салат, морковь. Пирог, чай.
-
Укажи склонение, падеж и окончание существительных в каждом словосочетании.
-
Придумай небольшой рассказ «Мамина помощница», используя полученные словосочетания.
6.Прочитай стихотворение. Найди в нём имена существительные.
У сирени – сиреневый сон.
У берёзки – берёзовый сон.
У осинки – осиновый сон.
Только колючке не спится:
Колючка боится,
Что сон её колючий приснится.
(В.Ланцетти)
Выбери одинаковые признаки для выделенных существительных: род, склонение, падеж, окончание. Каким грамматическим признаком различаются существительные?
Контрольные вопросы и задания №4
1.Сравни две схемы предложений. Чем они похожи? Чем различаются?
.
.
Придумай предложения к данным схемам. Скажи, как называются такие предложения.
2.Сделай грамматический разбор предложения.
Майский ветерок принёс запах сирени.
Предложение нераспространенное или распространенное.
Главные члены предложения:
Подлежащее (…?) …,
Сказуемое (…?) … .
Второстепенные члены предложения (…?) …, (…?) …, (…?) … .
Какой частью речи выражен каждый член предложения?
3.Как выделяются однородные члены предложения на письме и в устной речи? Покажи это на примере.
Ребята поют песни о Родине, о школе, о дружбе.
4.Расставь запятые в схемах однородных членов предложения.
О О/ О О и О/ О и О/ О О О
Начерти схемы однородных членов предложения.
5.Дополни словосочетание и предложение однородными членами.
Морковь помыли, …
Бабушка связала внучке носочки, …
Контрольные вопросы и задания №5
-
Запиши пословицу.
Грамоте учиться всегда пригодится. Грамотному быть – веселее жить.
2.Запиши алфавит.
-
Выдели кружочком мягкий и твёрдый знаки. Чем они отличаются от всех остальных букв русского алфавита?
-
Выдели цветными фломастерами гласные, парные звонкие и глухие согласные.
-
Какие правила правописания связаны с этими группами звуков и букв?
3.В каких случаях в слове звуков меньше, чем букв?
Работа, суббота; банка, банька.
4.Какие гласные в словах требуют проверки?
Слон, слоны; река, реки.
5.В каких случаях парные согласные в словах требуют проверки?
Дожди, дождь; слёзы, без слёз.
6.Начерти схему предложения.
_ _ _ _ _ _ .
___________________________________________________________
Внизу подпиши, как называется каждый член предложения. Придумай предложение к данной схеме.
7.Прочитай предложения с правильной интонацией. Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?
Кто это пищит/ Ой, у Мурки котят родились/ Мурка щурит глазки
8.Найди ошибку. В каком случае предложение не закончено и нельзя ставить точку? Почему?
На последней перемене все девочки.
На перемене девочки шептались.
Контрольные вопросы и задания №6
1
.Начерти схему состава слова.
__________________________________________________________
Выбери подходящее к схеме слово и запиши его под схемой. Выдели приставку, корень, суффикс, окончание.
Лодка, посадка, закрыл.
2.И
СТРОЙ
з каких частей может состоять слово? Какая часть в составе слова обязательная? Составь разные слова из данных частей.
А
ЗА
к
3.Найди однокоренные слова.
Лев, тигр, лисица, тигрица, котёнок, тигрёнок.
4.Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов.
Проход, проезд, переезд, выезд, заезд, поездка.
5.Какие гласные в корне слова требуют проверки? Подбери проверочные слова и назови пропущенные гласные.
Л…сник, с..довник, стр...итель.
6.Какие согласные в корне слова требуют проверки? Подберите проверочные слова и назови пропущенную согласную.
Зу…ки, сторо…ка, тетра…ка.
7.Объясни по схеме правописание разделительного твёрдого знака (ъ) после приставок. Приведи два примера.
Ъ (е,ё,я)
8.Докажи, что в скобках написаны предлоги.
Бродить (по) лесу, сесть (на)пенёк, следить (за)дятлом.
Контрольные вопросы и задания №7
1.Докажи, что данные слова являются именами существительными.
Обувь, танец, зелень.
Составь словосочетания с данными существительными.
2.Докажи, что данные слова являются глаголами.
Обувной, танцевать, зеленеет.
Составь словосочетания с данными глаголами.
3.Докажи, что данные слова являются именами прилагательными.
Обувной, танцевальный, зелёный.
Составь словосочетания с данными прилагательными.
4.Подбери однокоренные слова с данным корнем. Опирайся на вопросы.
-друж- | что?-… |
что делает?-… |
какие?-… |
Какие части речи у тебя получились?
5.К данному существительному выбери подходящие по смыслу прилагательные.
Озеро - глубокое, круглое, сладкое, лесное, прозрачное, новое, весёлое.
6.К данному глаголу подбери подходящие по смыслу существительные.
Идут – отряды, поезда, мотоциклы, дни, слоны, змеи, дожди, часы.
Контрольные вопросы и задания №8
1.Выбери, какое из двух существительных одушевлённое, какое – неодушевлённое. Обоснуй свой выбор.
Машина, машинист. Куры, курятник.
2.Какие существительные пишутся с большой буквы, какие – с маленькой буквы? Выбери букву.
ека
уза,
етровский
роспект,
рач
олошин
3.Подбери подходящие по смыслу существительные и поставь их в нужном числе.
Кожаные …, вкусный …, строгая … .
4.Как определить род существительного? Определите род данных существительных.
Город, деревня, село.
5.Подбери существительные, которые заканчиваются так:
…чь, …ч, …жь, …ж, …щь, …щ, …шь, …ш.
Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце?
Как пишутся существительные женского рода с шипящей на конце?
6.Найди в предложении имена существительные. Сделай их грамматический разбор по схеме.
Тихонько шептались деревья, и кукушка кричала вдали.
С лово…………..- существительное | Обозначает… |
Отвечает на вопрос… |
Собственное или нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое |
Род… |
Число… |