СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные вопросы и задания по русскому языку для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные вопросы и задания предназначены для контроля и проверки знаний  по русскому языку в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Контрольные вопросы и задания по русскому языку для 5 класса»

Лучинина Екатерина Николаевна















Контрольные вопросы и задания


по русскому языку


для 5 класса
























Контрольные вопросы и задания №1

1.Расскажи по схеме, какие существительные относятся к 1-му склонению. Приведи примеры.

1-е скл.


Ж .р. и м. р.



А

Я



2.Начерти таблицу. Дополни вопросы. Поставь существительные ЛИСА, ЗЕМЛЯ в данных падежах. Запиши падежные окончания.


Падежи

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п.

Вопросы

Кого?...?

Кому?...?

Кем?...?

О ком?...?

Окончания

-ы, -и


3.Вставь нужные по смыслу предлоги. Укажи падеж существительного СЕСТРА в каждом словосочетании.


Спросить … сестры, скучать … сестре, гулять … сестрой, рассказать… сестре.

  • Объясни, как определить падеж существительного.


4.Прочитай стихотворение. Найди в нём имена существительные.

Надоело кошке

Бегать по дорожке,

Жить в квартирке,

Сладко спать,

Захотелось ей летать.

  • Выбери одинаковые признаки для существительных: род, склонение, падеж, окончание. Какие грамматическим признаком различаются данные существительные?


5.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов У,К,ЗА,О.

Крылышки, бабочка. Подкрался, бабочка. Гонялся, бабочка. Вспоминал, бабочка.

  • Укажи падеж и окончание существительного БАБОЧКА в каждом словосочетании.

  • Придумай небольшой рассказ, используя полученные словосочетания.

Контрольные вопросы и задания №2

1.Расскажи по схеме, какие существительные относятся ко 2-му склонению. Приведи примеры.

2-е скл.

М.р.

Ср.р.



на согл. или ь

О о

Е



2.Начерти таблицу. Допиши вопросы. Поставь существительные КОНЬ, СТОЛ в данных падежах. Запиши падежные окончания.


Падежи

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п.

Вопросы

Кого?...?

Кому?...?

Кем?...?

О ком?...?

Окончания

-я, -а



3.Вставь нужные по смыслу предлоги. Укажи падеж существительного БРАТ в каждом словосочетании.


Спросить … брата, скучать … брату, гулять … братом, рассказать … брате.

  • Объясни, как определить падеж существительного.


4.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов У,К,НАД,О.


Жил, море. Приходил, море. Чайки, море. Сочинил, море.

  • Укажи падеж и окончание существительного МОРЕ в каждом словосочетании.

  • Придумай небольшой рассказ, используя полученные словосочетания.


5.Прочитай стихотворение. Найди в нём семь имён существительных.

Чистое небо в марте,

Солнечный зайчик на парте.

Весна нам сосульки развесила.

Скоро каникулы - весело!


  • Выбери одинаковые признаки для существительных: род, склонение, падеж, окончание. Какие грамматическим признаком различаются данные существительные?

Контрольные вопросы и задания №3

1.Назови по порядку все падежи имён существительных. Определи, в каком падеже стоят данные существительные.


Под елью, на берёзе, к дубу, у осины.


2.Определи падеж по вопросу.

От чего? Без кого? С кем? К чему? На ком? О чём?

  • Подбери к каждому вопросу по одному существительному.


.

3. Расскажи по схемам, какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Приведи примеры.


1-е скл.

Ж.р. и М.р.


А

Я



2-е скл.

М.р.

Ср.р.


на согл. или Ь

О

Е




3-е скл.

Ж.р.



на Ь



4.Просклоняй существительные ПЛОЩАДКА и ПЛОЩАДЬ. Скажи, какие существительные при склонении не имеют окончания е.


5.Свяжи слова по смыслу с помощью предлогов НА,С,ИЗ,К.

Готовит, кухня. Блинчики, мясо. Салат, морковь. Пирог, чай.

  • Укажи склонение, падеж и окончание существительных в каждом словосочетании.

  • Придумай небольшой рассказ «Мамина помощница», используя полученные словосочетания.


6.Прочитай стихотворение. Найди в нём имена существительные.

У сирени – сиреневый сон.

У берёзки – берёзовый сон.

У осинки – осиновый сон.

Только колючке не спится:

Колючка боится,

Что сон её колючий приснится.

(В.Ланцетти)

Выбери одинаковые признаки для выделенных существительных: род, склонение, падеж, окончание. Каким грамматическим признаком различаются существительные?

Контрольные вопросы и задания №4

1.Сравни две схемы предложений. Чем они похожи? Чем различаются?

. .


Придумай предложения к данным схемам. Скажи, как называются такие предложения.


2.Сделай грамматический разбор предложения.

Майский ветерок принёс запах сирени.

Предложение нераспространенное или распространенное.

Главные члены предложения:

Подлежащее (…?) …,

Сказуемое (…?) … .

Второстепенные члены предложения (…?) …, (…?) …, (…?) … .

Какой частью речи выражен каждый член предложения?


3.Как выделяются однородные члены предложения на письме и в устной речи? Покажи это на примере.

Ребята поют песни о Родине, о школе, о дружбе.


4.Расставь запятые в схемах однородных членов предложения.


О О/ О О и О/ О и О/ О О О

Начерти схемы однородных членов предложения.



5.Дополни словосочетание и предложение однородными членами.

Морковь помыли, …

Бабушка связала внучке носочки, …









Контрольные вопросы и задания №5

  1. Запиши пословицу.

Грамоте учиться всегда пригодится. Грамотному быть – веселее жить.


2.Запиши алфавит.

  • Выдели кружочком мягкий и твёрдый знаки. Чем они отличаются от всех остальных букв русского алфавита?

  • Выдели цветными фломастерами гласные, парные звонкие и глухие согласные.

  • Какие правила правописания связаны с этими группами звуков и букв?


3.В каких случаях в слове звуков меньше, чем букв?

Работа, суббота; банка, банька.


4.Какие гласные в словах требуют проверки?


Слон, слоны; река, реки.


5.В каких случаях парные согласные в словах требуют проверки?


Дожди, дождь; слёзы, без слёз.


6.Начерти схему предложения.

_ _ _ _ _ _ .

___________________________________________________________

Внизу подпиши, как называется каждый член предложения. Придумай предложение к данной схеме.


7.Прочитай предложения с правильной интонацией. Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?


Кто это пищит/ Ой, у Мурки котят родились/ Мурка щурит глазки


8.Найди ошибку. В каком случае предложение не закончено и нельзя ставить точку? Почему?

На последней перемене все девочки.

На перемене девочки шептались.





Контрольные вопросы и задания №6



1 .Начерти схему состава слова.

__________________________________________________________

Выбери подходящее к схеме слово и запиши его под схемой. Выдели приставку, корень, суффикс, окончание.

Лодка, посадка, закрыл.

2.И

СТРОЙ

з каких частей может состоять слово? Какая часть в составе слова обязательная? Составь разные слова из данных частей.

А

ЗА

к





3.Найди однокоренные слова.

Лев, тигр, лисица, тигрица, котёнок, тигрёнок.

4.Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов.

Проход, проезд, переезд, выезд, заезд, поездка.

5.Какие гласные в корне слова требуют проверки? Подбери проверочные слова и назови пропущенные гласные.

Л…сник, с..довник, стр...итель.

6.Какие согласные в корне слова требуют проверки? Подберите проверочные слова и назови пропущенную согласную.

Зу…ки, сторо…ка, тетра…ка.

7.Объясни по схеме правописание разделительного твёрдого знака (ъ) после приставок. Приведи два примера.

Ъ (е,ё,я)

8.Докажи, что в скобках написаны предлоги.

Бродить (по) лесу, сесть (на)пенёк, следить (за)дятлом.

Контрольные вопросы и задания №7


1.Докажи, что данные слова являются именами существительными.

Обувь, танец, зелень.

Составь словосочетания с данными существительными.


2.Докажи, что данные слова являются глаголами.

Обувной, танцевать, зеленеет.

Составь словосочетания с данными глаголами.


3.Докажи, что данные слова являются именами прилагательными.

Обувной, танцевальный, зелёный.

Составь словосочетания с данными прилагательными.


4.Подбери однокоренные слова с данным корнем. Опирайся на вопросы.


-друж-

что?-…

что делает?-…

какие?-…


Какие части речи у тебя получились?


5.К данному существительному выбери подходящие по смыслу прилагательные.

Озеро - глубокое, круглое, сладкое, лесное, прозрачное, новое, весёлое.


6.К данному глаголу подбери подходящие по смыслу существительные.

Идут – отряды, поезда, мотоциклы, дни, слоны, змеи, дожди, часы.
















Контрольные вопросы и задания №8

1.Выбери, какое из двух существительных одушевлённое, какое – неодушевлённое. Обоснуй свой выбор.

Машина, машинист. Куры, курятник.

2.Какие существительные пишутся с большой буквы, какие – с маленькой буквы? Выбери букву.

 ека  уза,  етровский  роспект,  рач  олошин

3.Подбери подходящие по смыслу существительные и поставь их в нужном числе.

Кожаные …, вкусный …, строгая … .

4.Как определить род существительного? Определите род данных существительных.

Город, деревня, село.

5.Подбери существительные, которые заканчиваются так:

…чь, …ч, …жь, …ж, …щь, …щ, …шь, …ш.

Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце?

Как пишутся существительные женского рода с шипящей на конце?



6.Найди в предложении имена существительные. Сделай их грамматический разбор по схеме.

Тихонько шептались деревья, и кукушка кричала вдали.






С лово…………..-

существительное







Обозначает…

Отвечает на вопрос…

Собственное или нарицательное

Одушевлённое или неодушевлённое

Род…

Число…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!