СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кконцепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

•  «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

•  «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

•  «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

•  «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитания Н.Е. Щурковой»

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

 Формирование образа жизни, достойной Человека Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах: •  «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника», •  «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», •  «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии», •  «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

Формирование образа жизни, достойной Человека

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

• «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

• «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

• «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

• «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

 Формирование образа жизни, достойной Человека Образ жизни — это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности. На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами — стремлением к истине, добру и красоте.

Формирование образа жизни, достойной Человека

Образ жизни — это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности.

На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами — стремлением к истине, добру и красоте.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Принципы  принцип ориентации на социально-ценностные отношения.  принцип субъектности.  принцип принятия ребенка как данности.

Принципы

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения.
  • принцип субъектности.
  • принцип принятия ребенка как данности.
Принцип ориентации на социально-ценностные отношения   Принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.

Цель и принципы воспитания. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель и принципы воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Принцип субъектности Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни.

Принцип субъектности

Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни.

Принцип принятия ребенка как данности Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности , истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Принцип принятия ребенка как данности

Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности , истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Содержание воспитательного процесса Основу воспитательного процесса составляют такие направления как:  Философическое;  Диалогическое;  Этическое воспитание.

Содержание воспитательного процесса

Основу воспитательного процесса составляют такие направления как:

  • Философическое;
  • Диалогическое;
  • Этическое воспитание.
Философическое воспитание Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.

Философическое воспитание

Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.

пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями. Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении». Третье — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания Четвертое — упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Пятое — это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Четвертое — упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.

Пятое — это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п. Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека. Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.

Диалогическое воспитание

Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека.

Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.

Этическое воспитание При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика» , до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Этическое воспитание

При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика» , до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Образ жизни, достойной Человека, не может сформироваться, если у подростка не развито философическое отношение к Человеку как к «наивысшей ценности, если нет мировоззренческого видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает».

Образ жизни, достойной Человека, не может сформироваться, если у подростка не развито философическое отношение к Человеку как к «наивысшей ценности, если нет мировоззренческого видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает».

Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие , выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность.

Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие , выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность.

В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного — всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного — всего два:

нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей. 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников

  • 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
  • 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми
  • 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Мысль Н.Е. Щурковой такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Мысль Н.Е. Щурковой такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: 1)  освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире; 2)  усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе; 3)  присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя