СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвещена концепции воспитания Н.Е.Щурковой. 

На первом слайде изображон титульный лист с данной темой.

На втором слайде ознакомление с понятием воспитание и цель воспитательного процесса.

На третьем слайде  принципы воспитания.

На четвертом слайде направления воспитательного процесса.

На пятом слайде выделены основные задачи воспитания из программы воспитания школьника Н.Е. Щуриной.

На шестом слайде индивидуальное восхождение ребенка к культуре.

На седьмом слайде показаны функции реализации классного руководителя по мнению Щурковой.

С восьмого по десятый слайд критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

На одиннадцатом слайде список используемой литературы.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитания Н.Е. Щурковой»

  Концепция воспитания  Н.Е. Щурковой   учитель начальных классов Гурьянова Н.В.

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

учитель начальных классов

Гурьянова Н.В.

 Концепция воспитания   определение понятия воспитания цель воспитательного процесса Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Надежды Егоровны , цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Моральная составляющая цели воспитания Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Концепция воспитания

определение понятия воспитания

цель воспитательного процесса

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

По мнению Надежды Егоровны , цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других.

Моральная составляющая цели воспитания

Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Принципы воспитания 1)принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; 2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; 3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Принципы воспитания

1)принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

 Направления воспитательного процесса         философическое диалогическое этическое Философическое воспитание — это воспитание над ситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. При осуществлении этического воспитания, педагог «возвышается до ученика», когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования, а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Направления воспитательного процесса

философическое диалогическое этическое

Философическое воспитание — это воспитание над ситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.

При осуществлении этического воспитания, педагог «возвышается до ученика», когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования, а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.   Такими задачами являются следующие:  формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;  формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;  формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;  формирование образа жизни, достойной Человека;  формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.

Такими задачами являются следующие:

  • формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
  • формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
  • формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
  • формирование образа жизни, достойной Человека;
  • формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Индивидуальное восхождение ребенка к культуре Происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:  1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;  2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;  3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.   Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю — умею — люблю.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре

Происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов: 1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире; 2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе; 3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры. Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю — умею — люблю.

Неоднократно утверждали, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.  П о мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций.  Они следующие:  1) обустройство жизни ребенка в школе;  2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;  3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Неоднократно утверждали, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.

П о мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие: 1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности  воспитательного процесса Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни — истина, добро и красота — могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Для определения эффективности процесса воспитания, как полагает Н.Е. Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни — истина, добро и красота — могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать такие показатели, как:  — внешний облик ребенка;  — физическое и психическое развитие детей;  — их поведение;  — качественность разнообразной деятельности;  — способности и самочувствие детей;  — ценностные предпочтения;  — отношение ребенка к своему Я.     Надежда Егоровна  подчеркивает, что «воспитательный результат — это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития». Итак, это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой.

Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова предлагает использовать такие показатели, как: — внешний облик ребенка; — физическое и психическое развитие детей; — их поведение; — качественность разнообразной деятельности; — способности и самочувствие детей; — ценностные предпочтения; — отношение ребенка к своему Я.

Надежда Егоровна подчеркивает, что «воспитательный результат — это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития». Итак, это мир мыслей, чувств и педагогической практики Н.Е. Щурковой.

  Как справедливо отмечает Надежда Егоровна Щуркова, образ жизни — это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.  Н.Е. Щуркова, изложила основные концептуальные положения в книгах:  «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника», «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,  «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,  «Программа воспитания школьника»,  «Классное руководство: теория, методика, технология».

Как справедливо отмечает Надежда Егоровна Щуркова, образ жизни — это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни. Н.Е. Щуркова, изложила основные концептуальные положения в книгах: «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника», «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии», «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

                                              Список использованной литературы:   1) Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.  2) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр

Список использованной литературы: 1) Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. 2) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 3) Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 39 - 51

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя