Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
№ | Этап урока | Цель этапа | время | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | УУД |
1 | Мотивационный этап | Мотивация младших школьников к учебной деятельности, активизация внимания учащихся. | 1 минута. | Словесные (беседа) | Учитель встает перед учащимися. - Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спины прямо. Все с улыбкою вздохнем И наш урок начнем. | Спокойно встают у парт, слушают учителя и тихо присаживаются. | Фронтальная | Личностные: формирование мотивации к учебной деятельности. |
2. | Речевая разминка | Разминка речевого аппарата учащихся, подготовка речевого аппарата к чтению нового произведения. | 2 минуты. | Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (презентация, раздаточный материал) | - Ребята, обратите внимание на ваши столы. На них расположены сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Если вам все понятно или вы хотите ответить – поднимите зеленую карточку, если у вас есть затруднения, поднимите красную карточку. - Ребята, чем мы обычно занимаемся на уроках литературного чтения? - Верно, на уроках литературного чтения мы читаем разные произведения. А чтобы читать его громко, четко и уверенно, мы с вами должны немного размяться. - Обратите внимание на слайд, на нем находится скороговорка. Сначала скороговорку прочитаю я, а вы внимательно послушайте. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ. - Теперь прочитают только девочки. - Теперь прочитают только мальчики. - Теперь прочитаем все вместе, но шепотом, как будто рассказываем своему другу самую сокровенную тайну. - Теперь давайте немного посоревнуемся. Кто хочет попробовать прочитать быстрее? Несколько учеников читают на скорость. - Ребята, по вашему мнению, кто прочитал быстрее всех? - Отлично, молодцы. Теперь, когда мы немного размялись, мы можем уверенно приступить к уроку. | Читаем | Фронтальная | Личностные: формирование |
3. | Самоопределение к деятельности | Подвести ребята к теме и задачам урока, постановка темы и целей на урок, составление плана на урок. | 3 минуты. | Словесные (беседа) Наглядные (презентация, раздаточный материал) | - Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? - Верно это украшения, как называется металл, из которого сделано это украшение? - Молодцы, верно, эти украшения сделаны из серебра. - Теперь, попытайтесь отгадать анаграмму, которую вы видите на слайде. - Знаете ли вы, что такое анаграмма? - Ребята, анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке букв можно получить целое слово. - Попробуйте поставить буквы в правильном порядке так, чтобы получилось слово. - Верно, ребята, это слово копытце. - Мы с вами узнали два слова, попробуйте сопоставить их вместе. - Отлично, молодцы! Как вы думаете, чем может быть это словосочетание? - Молодцы, ребята! «Серебреное копытце» – это название нового произведения. - Тема нашего урока: Павел Петрович Бажов «Серебреное копытце». - Молодцы, составим план на наш урок, используя опорные слова Узнать и Познакомиться. - Узнать биографию автора Павла Петровича Бажова. - Познакомиться с новым произведением «Серебреное копытце» - Отлично, будем придерживаться этого плана на протяжении всего урока. | Украшения Из серебра. Нет. Копытце. Серебреное копытце. Названием произведения. Учащиеся высказывают свое мнение. | Фронтальная | Личностные: формирование мотивации к постановке учебных целей на урок, темы урока, формировать умение сопоставлять полученную информацию. Регулятивные: определять цель деятельности на занятии, планировать свои действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивание своей работы на уроке. |
4. | Подготовительная работа. | Познакомить учащихся с биографией автора, создать условия для усвоения обучающихся новой информации о авторе применяя метод опроса. | 6 минут. | Словесные (рассказ, беседа) Наглядные (презентация, раздаточный материал) | - Давайте прочитаем первый пункт нашего плана. - Давайте начнем знакомство с автором, для этого вам нужно будет внимательно меня послушать. - Павел Петрович Бажов родился зимой, 15 января, на Урале рядом с Екатеринбургом в семье рабочего. Детские годы Бажова прошли в небольшом городе ПолевскОм в Свердловской области. - Ребята, знаете ли вы, где мы проживаем? Как называется край нашей страны, в котором мы находимся? - Верно, мы проживаем на Урале, в него входят Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Посмотрите, как красив наш Урал. Именно этой красотой вдохновился Павел Петрович. А Свердловская область является соседом для нашей – Челябинской области. - Отец его, простой рабочий, носил фамилию «Бажев», с ударением на первый слог. Однако сам будущий писатель изменил написание фамилии. За свою жизнь Павел Петрович использовал разные псевдонимы, но чаще других он подписывался, как “КолдункОв”. Такой выбор не случаен — в Уральском регионе слово “бАжить” означает “колдовать”. Его даже в юности прозвали “КолдункОв”, и впоследствии он решил использовать эту вымышленную фамилию в качестве псевдонима. Школу Павел Петрович закончил одним из лучших учеников, а после окончания школы, писатель начал работать учителем русского языка и литературы, а в летние месяца он много путешествовал по Уралу. Бажов приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими горных заводов, записывал их меткие слова и рассказы. Именно эти рассказы, через много лет, станут основой для его произведений. Писатель построил для семьи дом в Екатеринбурге, который, в наши дни, является музеем, вы можете увидеть его на слайде. Его первая книга была выпущена под названием «Сказы старого Урала». Так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Она включала в себя 14 сказов, а затем из года в год, книга пополнялась все новыми сказами. Всего было написано 56 произведений. - Ребята, а знаете ли вы, что такое сказ? - Сказом называется вид литературно-художественного повествования, которое похоже на народное произведение. По своему стилю сказ напоминает сказку либо былину. Отличительная черта – повествование ведется не от имени автора, а от имени рассказчика. Эта книга, которая сделала Урал популярным, принесла Бажову известность на весь мир. Книга была переведена на 100 разных языков. Рядом с обычными людьми в сказах действуют Хранители богатств Урала. - Как вы думаете, ребята, кто такие Хранители богатств Урала? - Верно, молодцы, Хранители богатств Урала – это существа, которые охраняли все полезные ископаемые нашего Урала, такие как медь и серебро. - Произведения Павла Петровича, вы можете увидеть на слайде: «Великий Полоз» и «Хозяйка Медной горы», «Огневушка-Поскакушка» и «Голубая змейка», «Бабка Синюшка» и «Серебряное Копытце.» (ЗДЕСЬ ПОКАЗЫВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ) Только доброму, честному, умеющему видеть и ценить красоту доверят Хранители богатства Уральской земли. По произведениям Бажова сняты фильмы и мультфильмы, поставлены спектакли, написаны музыкальные произведения. Во многих городах установлены памятники и названы улицы в его честь. В городе Златоуст существует «Горный парк Бажова», здесь можно увидеть известных персонажей сказов Павла Петровича: Хозяйку Медной горы, Огневушку-поскакушку, Серебряное Копытце и других. Урал помнит и любит сказы Павла Петровича Бажова. - Итак, ребята, какой псевдоним использовал Павел Петрович? - Кем работал писатель после учебы? - Как писатель собирал информацию для своих сказов? - Что еще интересного вы запомнили из биографии автора? - Отлично, молодцы, ребята. Давайте вернемся к нашему плану урока и посмотрим, выполнили ли мы первый пункт плана. Если вы считаете, что мы выполнили первый пункт плана, поднимите зеленую карточку, а если думаете, что мы не познакомились с биографией автора – поднимите красную карточку. | Читают. Урал. Учащиеся высказывают свои предположения. Ребята высказывают свои предположения. Колдунков. Учитель литературы и русского языка. | | Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников, формировать уважение и любовь к своей Родине. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме. |
5. | Подготовительная словарная работа | Познакомить учащихся с неизвестными словами, которые используются в произведении, пополнить словарный запас обучающихся, научить высказывать свое мнение, предположения. | 4 минуты. | Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (презентация, раздаточный материал) | - Прочитаем второй пункт нашего плана. - Ребята, перед тем как мы приступим к прочтению нового произведения, мы с вами узнаем значение неизвестных слов. - Сперва, мы с вами выделим правильное ударение в словах. Если мы сомневаемся в ударении слова, что мы можем сделать? - Верно, молодцы. Учитель с учениками выделает правильное ударение в словах, слова находятся на слайде. Барская рукодельня, взъесться, голбчик, пожитки, похлебка, несподручно, пособник-покосные ложки, статочное ли дело. - Так, а теперь мы поработаем в парах, вспомним правила работы в парах. - Отлично, молодцы! Сейчас вам нужно будет посовещаться с соседом по парте. Вы будете делиться догадками о том, что же значит эти слова. На работу у вас будет 2 минуты. Ребята в парах объясняют друг другу слова, делятся мнением. - Так, время вышло. Сейчас, по желанию, поделитесь вашим мнением со всем классом. Учащийся по поднятой сигнальной карточке объясняет свое мнение. - Хорошо, спасибо. А сейчас мы с вами узнаем настоящее значение этих слов. На слайде по одному появляется слово и его объяснение: Барская рукодельня, - ручной труд(преимущественно вышивание, вязание, шитьё), взъесться- невзлюбить, рассердиться, обвинить, бранить, голбчик - приступка для выхода на печь, пожитки - мелкое имущество, похлебка - жидкая пища, суп из картофеля и крупы, несподручно- неудобно, пособник-помощник в делах, покосные ложки - широкие, пологие овраги, покрытые травой, статочное ли дело -хорошее ли дело. - Отлично, ребята. Теперь, когда мы узнали значение всех неизвестных нам слов, мы можем уверенно приступать к чтению. | Читают. Позвать слово. Работать сообща, разделять работу поровну, не перебивать, отвергаешь –предлагай. | Фронтальная Парная Фронтальная | Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме. |
6. | Первичное восприятие | Познакомить учащихся с новым произведением, совершенствовать навыки чтения и анализа прочитанного. | 5 минут. | Словесные (чтение учителя, беседа) Наглядные (учебник, раздаточный материал) | - Итак, ребята, откройте ваши учебники на с. 180. Начну читать я, вы следите внимательно по тексту, так как в любой момент я могу попросить читать вас дальше. Учитель читает до с. 186. - Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. - Что мы узнали из прочитанного отрывка? - Как вы думаете, что будет дальше? - Кто из всех персонажей вам симпатизирует больше всего? - Понравился ли вам отрывок из произведения? Почему? | Как Кокованя забрал к себе Дарёнку и ее кошку Мурёнку, про их жизнь, дед Кокованя рассказывал девочке сказки и рассказал про козла с серебреным копытцем. Уговорила Дарёнка деда взять с собой в лес, посмотреть на козла с серебреным копытом. Ребята высказывают свое мнение. | Фронтальная | Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: анализировать литературный текст, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев. |
7. | Физкульт -минутка. | Создание условий для отдыха учащихся, перегрузки от информации на уроке. | 1 минута. 22 минут всего | Словесные (объяснение) Наглядные (упражнения) | Объяснение учителя. - Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Учитель вместе с учащимися выполняют рывки руками. - Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Приседание с хлопками. - Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. Приседания, хлопки в ладоши над головой. - Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! Вращение головой вправо и влево. | Повторяют за учителем. | Фронтальная | |
8. | Вторичное чтение и анализ | Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа прочитанного. | 9-10 минут. | Словесные (беседа) Наглядные (учебник, раздаточный материал) | - А теперь, будете читать вы, с самого начала по цепочке. Читаем выразительно, четко и громко, чтобы вас слышал весь класс. Учащиеся читают до с. 181 до слов «уговорю как-нибудь» - Ребята, про кого идет речь в отрывке, который мы прочитали? - Почему Кокованя решил забрать Дарёну к себе, найдите в тексте и прочитайте. - Отлично, молодцы, продолжаем чтение. Ребята читают до с. 183 до слов «Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» - Так, ребята, остановитесь и ответьте на мои вопросы. - Почему Дарёнка согласилась жить у деда Коковани? - Кого еще забрал с собой дед Кокованя? - Как вы думаете, радовалась ли девочка тому, что ее забрали из того дома? - Отлично, ребята, молодцы, продолжаем чтение. Учащиеся читают до с. 187 до слов «Пр-ра-вильно придумала. Пр-равильно» - Ребята, перескажите, пожалуйста, своими словами, как дед Кокованя описывал козла. - Что стала делать Дарёнка, когда узнала про козла? - Отлично, молодцы, продолжаем чтение. Учащиеся читают до с. 189 до конца страницы. - Ребята, кого же увидела Дарёнка? - Как вы думаете, почему она не испугалась, а вышла к нему? - Как бы вы поступили на ее месте? - Отлично, молодцы. | Про деда Кокованю и Дарёнку. «Если девчоночка по родителям пойдёт, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму её. Только пойдёт ли?» Ребята высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение. Кошку Мурёнку. Высказывают свое мнение. Пересказывают описание козла. Просится с дедом в лес. Серебреное копытце. Она была храброй, ей очень хотелось узнать кто там. Учащиеся отвечают по поднятой зеленой карточке. | Фронтальная | Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: анализировать литературный текст, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев. Предметные: читать выразительно на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста. |
9. | Синтез | Анализ прочитанного произведения, соотнесение репродукций картин и иллюстраций к произведению. | 4 минуты. | Словесные (беседа) Наглядные (презентация, раздаточный материал) | - Итак, ребята, мы с вами прочитали почти все произведение Павла Петровича Бажова и сейчас, я бы хотела, чтобы вы выбрали иллюстрации к данному произведению. Вам нужно будет выбрать иллюстрацию или репродукцию картины и обосновать свой выбор, к какому именно фрагменту он подходит. Обучающиеся выбирают иллюстрации и репродукции картин со слайда, отвечают по поднятой зеленой карточке. - Отлично, ребята, молодцы. Заканчиваем чтение и закрываем учебники. | | Фронтальная | Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме |
10. | Итог | Подведение итогов урока совместно с обучающимися, развитие умения анализировать собственную деятельность и деятельность одноклассников. | 1 минута | Словесные (беседа) Наглядные (презентация) | - Ребята, подведем итог урока. Для этого, вернемся к нашему плану на урок. - Первым пунктом нашего плана было узнать биографию нового автора. - С каким автором мы познакомились? - Отлично, вторым пунктом плана у нас было Познакомиться с новым произведением «Серебреное копытце». - Если вы считаете, что мы выполнили оба пункта плана, поднимите соответствующую карточку, если у вас есть затруднения, поднимите красную. | - Павел Петрович Бажов. | | Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме |
11. | Рефлексия | Подведение итога урока, создание условий для анализа обучающимися своей деятельности на уроке, полученного ими материала, эмоционально-оценочные вопросы. | 1 минута. | Словесные (беседа) Наглядные (игра на сайте интерактив) | - Ребята, что вы видите? - Верно, это колесо знаний, которое будет задавать вам вопросы. Вам нужно будет ответить на вопросы колеса. | Колесо знаний. | Фронтальная | Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме |
12. | Инструктаж Домашнего задания | Объяснение к выполнению домашнего задания. | 1 минута. | Словесные (объяснение) | - Дома вам нужно будет дочитать это произведение и подготовить к нему иллюстрацию на альбомном листе. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная | |