СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копытце копытце

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Копытце копытце»

Цель урока

Создание условий для формирования у младших школьников представлений о писателе П. П. Бажове, его произведении «Серебреное копытце». Продолжить изучение нового раздела в учебнике. Расширять читательский кругозор младших школьников.

Тип урока

Открытие новых знаний

Методы обучения

Словесные: беседа, рассказ.
Наглядные: учебник, презентация, раздаточный материал.
Практические: раздаточный материал

Основные понятия и термины

Сказка и слова из словарной работы

Оборудование

Для учителя: презентация, проектор, компьютер, учебник.
Для учащихся: учебник, ???

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников; адекватно воспринимать оценку собственной деятельности на уроке; формировать умение сопоставлять полученную информацию.
Предметные: читать выразительно на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста; составлять полные, четкие ответы на вопросы учителя по прочитанному произведению или отрывку из произведения.
Метапредметные УУД:

  • Познавательные: анализировать литературный текст, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев.

  • Регулятивные: определять цель деятельности на занятии, планировать свои действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме; осмысление правил взаимодействия в паре.


Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»



Этап

урока

Цель этапа


время

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формы организации

УУД

1

Мотивационный этап

Мотивация младших школьников к учебной деятельности, активизация внимания учащихся.

1 минута.

Словесные (беседа)

Учитель встает перед учащимися.
- Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спины прямо.

Все с улыбкою вздохнем

И наш урок начнем.

Спокойно встают у парт, слушают учителя и тихо присаживаются.

Фронтальная

Личностные: формирование мотивации к учебной деятельности.

2.

Речевая разминка

Разминка речевого аппарата учащихся, подготовка речевого аппарата к чтению нового произведения.

2 минуты.

Словесные (беседа, объяснение)
Наглядные

(презентация, раздаточный материал)

- Ребята, обратите внимание на ваши столы. На них расположены сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Если вам все понятно или вы хотите ответить – поднимите зеленую карточку, если у вас есть затруднения, поднимите красную карточку.
- Ребята, чем мы обычно занимаемся на уроках литературного чтения?

- Верно, на уроках литературного чтения мы читаем разные произведения. А чтобы читать его громко, четко и уверенно, мы с вами должны немного размяться.
- Обратите внимание на слайд, на нем находится скороговорка. Сначала скороговорку прочитаю я, а вы внимательно послушайте.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.
- Теперь прочитают только девочки.
- Теперь прочитают только мальчики.
- Теперь прочитаем все вместе, но шепотом, как будто рассказываем своему другу самую сокровенную тайну.

- Теперь давайте немного посоревнуемся. Кто хочет попробовать прочитать быстрее?
Несколько учеников читают на скорость.
- Ребята, по вашему мнению, кто прочитал быстрее всех?
- Отлично, молодцы. Теперь, когда мы немного размялись, мы можем уверенно приступить к уроку.

Читаем

Фронтальная

Личностные: формирование

3.

Самоопределение к деятельности

Подвести ребята к теме и задачам урока, постановка темы и целей на урок, составление плана на урок.

3 минуты.

Словесные (беседа)
Наглядные (презентация, раздаточный материал)

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?
- Верно это украшения, как называется металл, из которого сделано это украшение?
- Молодцы, верно, эти украшения сделаны из серебра.
- Теперь, попытайтесь отгадать анаграмму, которую вы видите на слайде.
- Знаете ли вы, что такое анаграмма?
- Ребята, анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке букв можно получить целое слово.
- Попробуйте поставить буквы в правильном порядке так, чтобы получилось слово.
- Верно, ребята, это слово копытце.
- Мы с вами узнали два слова, попробуйте сопоставить их вместе.
- Отлично, молодцы! Как вы думаете, чем может быть это словосочетание?
- Молодцы, ребята! «Серебреное копытце» – это название нового произведения.
- Тема нашего урока: Павел Петрович Бажов «Серебреное копытце».

- Молодцы, составим план на наш урок, используя опорные слова Узнать и Познакомиться.
- Узнать биографию автора Павла Петровича Бажова.
- Познакомиться с новым произведением «Серебреное копытце»
- Отлично, будем придерживаться этого плана на протяжении всего урока.

Украшения

Из серебра.






Нет.





Копытце.





Серебреное копытце.

Названием произведения.






Учащиеся высказывают свое мнение.


Фронтальная

Личностные: формирование мотивации к постановке учебных целей на урок, темы урока, формировать умение сопоставлять полученную информацию.
Регулятивные: определять цель деятельности на занятии, планировать свои действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивание своей работы на уроке.

4.

Подготовительная работа.

Познакомить учащихся с биографией автора, создать условия для усвоения обучающихся новой информации о авторе применяя метод опроса.

6 минут.

Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные (презентация, раздаточный материал)

- Давайте прочитаем первый пункт нашего плана.
- Давайте начнем знакомство с автором, для этого вам нужно будет внимательно меня послушать.
- Павел Петрович Бажов родился зимой, 15 января, на Урале рядом с Екатеринбургом в семье рабочего.
Детские годы Бажова прошли в небольшом городе ПолевскОм в Свердловской области.
- Ребята, знаете ли вы, где мы проживаем? Как называется край нашей страны, в котором мы находимся?
- Верно, мы проживаем на Урале, в него входят Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Посмотрите, как красив наш Урал. Именно этой красотой вдохновился Павел Петрович. А Свердловская область является соседом для нашей – Челябинской области.
- Отец его, простой рабочий, носил фамилию «Бажев», с ударением на первый слог. Однако сам будущий писатель изменил написание фамилии.
За свою жизнь Павел Петрович использовал разные псевдонимы, но чаще других он подписывался, как “КолдункОв”. Такой выбор не случаен — в Уральском регионе слово “бАжить” означает “колдовать”. Его даже в юности прозвали “КолдункОв”, и впоследствии он решил использовать эту вымышленную фамилию в качестве псевдонима.
Школу Павел Петрович закончил одним из лучших учеников, а после окончания школы, писатель начал работать учителем русского языка и литературы, а в летние месяца он много путешествовал по Уралу.
Бажов приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими горных заводов, записывал их меткие слова и рассказы. Именно эти рассказы, через много лет, станут основой для его произведений.
Писатель построил для семьи дом в Екатеринбурге, который, в наши дни, является музеем, вы можете увидеть его на слайде.
Его первая книга была выпущена под названием «Сказы старого Урала». Так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Она включала в себя 14 сказов, а затем из года в год, книга пополнялась все новыми сказами. Всего было написано 56 произведений.
- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказ?
- Сказом называется вид литературно-художественного повествования, которое похоже на народное произведение. По своему стилю сказ напоминает сказку либо былину.

Отличительная черта – повествование ведется не от имени автора, а от имени рассказчика.
Эта книга, которая сделала Урал популярным, принесла Бажову известность на весь мир. Книга была переведена на 100 разных языков.

Рядом с обычными людьми в сказах действуют Хранители богатств Урала.
- Как вы думаете, ребята, кто такие Хранители богатств Урала?
- Верно, молодцы, Хранители богатств Урала – это существа, которые охраняли все полезные ископаемые нашего Урала, такие как медь и серебро.
- Произведения Павла Петровича, вы можете увидеть на слайде: «Великий Полоз» и «Хозяйка Медной горы», «Огневушка-Поскакушка» и «Голубая змейка», «Бабка Синюшка» и «Серебряное Копытце.»
(ЗДЕСЬ ПОКАЗЫВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)
Только доброму, честному, умеющему видеть и ценить красоту доверят Хранители богатства Уральской земли.
По произведениям Бажова сняты фильмы и мультфильмы, поставлены спектакли, написаны музыкальные произведения. Во многих городах установлены памятники и названы улицы в его честь.
В городе Златоуст существует «Горный парк Бажова», здесь можно увидеть известных персонажей сказов Павла Петровича: Хозяйку Медной горы, Огневушку-поскакушку, Серебряное Копытце и других.
Урал помнит и любит сказы Павла Петровича Бажова.
- Итак, ребята, какой псевдоним использовал Павел Петрович?
- Кем работал писатель после учебы?
- Как писатель собирал информацию для своих сказов?
- Что еще интересного вы запомнили из биографии автора?
- Отлично, молодцы, ребята. Давайте вернемся к нашему плану урока и посмотрим, выполнили ли мы первый пункт плана.
Если вы считаете, что мы выполнили первый пункт плана, поднимите зеленую карточку, а если думаете, что мы не познакомились с биографией автора – поднимите красную карточку.

Читают.

















Урал.




































































Учащиеся высказывают свои предположения.








Ребята высказывают свои предположения.




























Колдунков.


Учитель литературы и русского языка.


Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников, формировать уважение и любовь к своей Родине.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме.

5.

Подготовительная словарная работа

Познакомить учащихся с неизвестными словами, которые используются в произведении, пополнить словарный запас обучающихся, научить высказывать свое мнение, предположения.

4 минуты.

Словесные (беседа, объяснение)
Наглядные (презентация, раздаточный материал)

- Прочитаем второй пункт нашего плана.
- Ребята, перед тем как мы приступим к прочтению нового произведения, мы с вами узнаем значение неизвестных слов.
- Сперва, мы с вами выделим правильное ударение в словах. Если мы сомневаемся в ударении слова, что мы можем сделать?
- Верно, молодцы.
Учитель с учениками выделает правильное ударение в словах, слова находятся на слайде.
Барская рукодельня, взъесться, голбчик, пожитки, похлебка, несподручно, пособник-покосные ложки, статочное ли дело.
- Так, а теперь мы поработаем в парах, вспомним правила работы в парах.
- Отлично, молодцы! Сейчас вам нужно будет посовещаться с соседом по парте. Вы будете делиться догадками о том, что же значит эти слова. На работу у вас будет 2 минуты.
Ребята в парах объясняют друг другу слова, делятся мнением.
- Так, время вышло. Сейчас, по желанию, поделитесь вашим мнением со всем классом.
Учащийся по поднятой сигнальной карточке объясняет свое мнение.
- Хорошо, спасибо. А сейчас мы с вами узнаем настоящее значение этих слов.
На слайде по одному появляется слово и его объяснение: Барская рукодельня, - ручной труд(преимущественно вышивание, вязание, шитьё), взъесться- невзлюбить, рассердиться, обвинить, бранить, голбчик - приступка для выхода на печь, пожитки - мелкое имущество, похлебка - жидкая пища, суп из картофеля и крупы, несподручно- неудобно, пособник-помощник в делах, покосные ложки - широкие, пологие овраги, покрытые травой, статочное ли дело -хорошее ли дело.
- Отлично, ребята. Теперь, когда мы узнали значение всех неизвестных нам слов, мы можем уверенно приступать к чтению.

Читают.









Позвать слово.













Работать сообща, разделять работу поровну, не перебивать, отвергаешь –предлагай.

Фронтальная























Парная














Фронтальная

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме.

6.

Первичное восприятие

Познакомить учащихся с новым произведением, совершенствовать навыки чтения и анализа прочитанного.

5 минут.

Словесные (чтение учителя, беседа)
Наглядные (учебник, раздаточный материал)

- Итак, ребята, откройте ваши учебники на с. 180. Начну читать я, вы следите внимательно по тексту, так как в любой момент я могу попросить читать вас дальше.
Учитель читает до с. 186.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
- Что мы узнали из прочитанного отрывка?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Кто из всех персонажей вам симпатизирует больше всего?
- Понравился ли вам отрывок из произведения? Почему?












Как Кокованя забрал к себе Дарёнку и ее кошку Мурёнку, про их жизнь, дед Кокованя рассказывал девочке сказки и рассказал про козла с серебреным копытцем. Уговорила Дарёнка деда взять с собой в лес, посмотреть на козла с серебреным копытом.
Ребята высказывают свое мнение.

Фронтальная

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: анализировать литературный текст, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев.

7.

Физкульт -минутка.

Создание условий для отдыха учащихся, перегрузки от информации на уроке.

1 минута.
22 минут всего

Словесные (объяснение)
Наглядные (упражнения)

Объяснение учителя.
- Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Учитель вместе с учащимися выполняют рывки руками.

- Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Приседание с хлопками.

- Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. Приседания, хлопки в ладоши над головой.

- Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! Вращение головой вправо и влево.

Повторяют за учителем.

Фронтальная


8.

Вторичное чтение и анализ

Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа прочитанного.

9-10 минут.

Словесные (беседа)
Наглядные (учебник, раздаточный материал)

- А теперь, будете читать вы, с самого начала по цепочке. Читаем выразительно, четко и громко, чтобы вас слышал весь класс.
Учащиеся читают до с. 181 до слов «уговорю как-нибудь»
- Ребята, про кого идет речь в отрывке, который мы прочитали?
- Почему Кокованя решил забрать Дарёну к себе, найдите в тексте и прочитайте.
- Отлично, молодцы, продолжаем чтение.
Ребята читают до с. 183 до слов «Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.»
- Так, ребята, остановитесь и ответьте на мои вопросы.


- Почему Дарёнка согласилась жить у деда Коковани?
- Кого еще забрал с собой дед Кокованя?
- Как вы думаете, радовалась ли девочка тому, что ее забрали из того дома?
- Отлично, ребята, молодцы, продолжаем чтение.
Учащиеся читают до с. 187 до слов «Пр-ра-вильно придумала. Пр-равильно»
- Ребята, перескажите, пожалуйста, своими словами, как дед Кокованя описывал козла.
- Что стала делать Дарёнка, когда узнала про козла?
- Отлично, молодцы, продолжаем чтение.
Учащиеся читают до с. 189 до конца страницы.
- Ребята, кого же увидела Дарёнка?
- Как вы думаете, почему она не испугалась, а вышла к нему?
- Как бы вы поступили на ее месте?
- Отлично, молодцы.










Про деда Кокованю и Дарёнку.

«Если девчоночка по родителям пойдёт, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму её. Только пойдёт ли?»
Ребята высказывают свое мнение.
Высказывают свое мнение.
Кошку Мурёнку.
Высказывают свое мнение.





Пересказывают описание козла.
Просится с дедом в лес.




Серебреное копытце.
Она была храброй, ей очень хотелось узнать кто там.
Учащиеся отвечают по поднятой зеленой карточке.

Фронтальная

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: анализировать литературный текст, высказывать свое мнение о прочитанном, оценивать поступки героев.
Предметные: читать выразительно на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста.

9.

Синтез

Анализ прочитанного произведения, соотнесение репродукций картин и иллюстраций к произведению.

4 минуты.

Словесные (беседа)
Наглядные (презентация, раздаточный материал)

- Итак, ребята, мы с вами прочитали почти все произведение Павла Петровича Бажова и сейчас, я бы хотела, чтобы вы выбрали иллюстрации к данному произведению. Вам нужно будет выбрать иллюстрацию или репродукцию картины и обосновать свой выбор, к какому именно фрагменту он подходит.
Обучающиеся выбирают иллюстрации и репродукции картин со слайда, отвечают по поднятой зеленой карточке.
- Отлично, ребята, молодцы. Заканчиваем чтение и закрываем учебники.


Фронтальная

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению, мнению одноклассников.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме

10.

Итог

Подведение итогов урока совместно с обучающимися, развитие умения анализировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

1 минута

Словесные (беседа)
Наглядные (презентация)

- Ребята, подведем итог урока. Для этого, вернемся к нашему плану на урок.
- Первым пунктом нашего плана было узнать биографию нового автора.
- С каким автором мы познакомились?
- Отлично, вторым пунктом плана у нас было Познакомиться с новым произведением «Серебреное копытце».
- Если вы считаете, что мы выполнили оба пункта плана, поднимите соответствующую карточку, если у вас есть затруднения, поднимите красную.







- Павел Петрович Бажов.


Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме

11.

Рефлексия

Подведение итога урока, создание условий для анализа обучающимися своей деятельности на уроке, полученного ими материала, эмоционально-оценочные вопросы.

1 минута.

Словесные (беседа)
Наглядные (игра на сайте интерактив)

- Ребята, что вы видите?
- Верно, это колесо знаний, которое будет задавать вам вопросы. Вам нужно будет ответить на вопросы колеса.

Колесо знаний.

Фронтальная

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, доказывать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме

12.

Инструктаж Домашнего задания

Объяснение к выполнению домашнего задания.

1 минута.

Словесные (объяснение)

- Дома вам нужно будет дочитать это произведение и подготовить к нему иллюстрацию на альбомном листе.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная



Скачать

© 2024 30 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!