СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова. Правописание сложных слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Правописание сложных слов»

Урок 43
КОРЕНЬ СЛОВА. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Педагогические
цели

Создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, находить сложные слова

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор

Личностные
результаты

Проявляют способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; контролируют процесс
и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Сложное слово, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор,
словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь



организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

– Напишите пословицу и объяс-ните ее смысл.

На доске: Под лежачий камень вода не течет.

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего

задания

Парная.

Словесный. Чтение

– Подберите однокоренные слова
с чередованием для слов «лежачий», «течет».

– Что вы знаете о чередовании звуков в корнях однокоренных слов?

– Какие группы однокоренных слов нашли в словаре?

Подбирают к заданным словам однокоренные с чередованием. Зачитывают самостоятельно най-денные группы однокоренных слов, доказывают правильность выбора. Знают и правильно воспро-

К – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера; участвуют
в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

Правильное выполнение домашнего
задания, устные монологические ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6




изводят определение однокоренных слов



IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Внимательно рассмотрите ряд слов.

На доске: возить, воз, вожу,
водовоз.

– Найдите среди них одно лишнее. (Водовоз.)

– Объясните ваш выбор.

– Какие же секреты слова нам предстоит открыть сегодня?
(Секреты сложных слов.)

Анализируют пред-ложенные для наблюдения слова.

Находят лишнее слово, объясняют свой выбор.

Формулируют цель работы на уроке

П – осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным,
так и по самостоятельно
выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – участвуют диалоге, общей беседе

Беседа
по вопросам, развернутые монологические ответы

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Понятие
о сложных словах, соединительных гласных

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Почему же эти слова называются сложными?

– Найдите в словах (учебник,
упр. 138) корни, понаблюдайте над тем, при помощи чего связы-ваются корни в сложных словах

Высказывают пред-положение о смысле названия.

Выполняют упражнение 138 по рядам.

Делают выводы
о соединительных гласных

Пр. – знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор.

П – используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения

Правильное выполнение письменного упражнения; устные ответы

2. Выполнение упр. 139
(учебник)

Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, комментированное письмо

Объясняет задание, комментирует выполнение

Выполняют задание, комментируя свои действия по цепочке

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Правильное выполнение упражнения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6





Р – учитывают правило
в планировании и контроле способа решения.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи


3. Выполнение упр. 101 в рабочей тетради

Парная

Объясняет задание, выслушивает представителя от каждой
пары, комментирует ответы

Выполняют задания, работая в паре.

После выполнения представляют свои ответы

Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Правильное выполнение упражнения

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний
и способов действий.


Фронтальная. Словесный. Письмо

– Обратите внимание на слово «самолет». Какую особенность
вы можете отметить? (Сложное слово.) Разберите это слово
по составу.

Производят разбор слова «самолет»
по составу.

Письменно выпол-
няют упражнение

Пр. – знают понятие сложных слов; умеют находить сложные слова и образовывать их из двух простых.


Письменное выполнение упраж-
нения;


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

1. Выполнение упражнения
в рабочей
тетради


– Выполните упр. 103 в рабочей тетради. Объясните значение сложных слов

в рабочей тетради

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.

Р – планируют свои действия для решения учебной
задачи

устный монологический ответ

2. Игра «Найди третий лишний» (учебник,
упр. 140)

Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

Объясняет задание, контролирует выполнение

В игровой форме выполняют упражнение учебника

Р – планируют свои действия для решения учебной
задачи.

К – ориентируются на по-зицию партнера в общении и взаимодействии

Правильное выполнение упражнения

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения.

••Урок помог мне…

••Для меня было сложным…

••Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (учебник,
упр. 139)

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания