«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный этап: Приветствие Подведение к теме занятия Настрой на занятие Правила поведения | -Добрый день, ребята меня зовут Вероника Владимировна, я студентка педагогического колледжа и сегодня я проведу для вас занятие. Сегодня я хочу предложить вам отправиться со мной в одно очень интересное и увлекательное путешествие. Это путешествие посвящено изучению наших с вами особенностей. А отправимся мы с вами в сказочную страну, в которой правит Король Мышления. Знакомы вы с этим Королем? Знаете, кто это такой? Хотите с ним познакомится поближе? Мы с ним обязательно познакомимся, но для этого нужно соблюдать некоторые правила. 1. Нельзя шуметь на уроке. 2. Нужно уважительно относиться к своим одноклассникам. 3. Отвечать нужно только по красиво поднятой руке, после того как я вас спрошу. 4. К доске выходят только те, кто хорошо себя ведет на занятии. Вы готовы? Тогда мы отправляемся в страну Короля Мышления. | Ответы детей |
Основной этап Мысли | Мысли приходят и уходят, иногда – это очень удачные и интересные мысли, которые могут позитивно влиять на ход жизни человека или даже человечества. Мысли – это великие открытия, мысли – это великие произведения литературы, науки и искусства, мысли – это наша повседневная жизнь. Откуда берутся мысли и куда уходят, как происходит процесс мышления – это одна из величайших загадок вселенной, которую носит в себе каждый человек. И сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку, узнаем что-то новое. Я хочу вам рассказать сказку о короле Мышления. Послушайте внимательно. | |
Сказка о короле Мышления | Король Мышление был очень богатым и щедрым. Он все знал, все умел и всегда делился своими знаниями и умениями. И, конечно, у короля были его верные и незаменимые помощники. С которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Однажды король Мышление отправился осматривать свои владения. Королевство его было огромно, он был обеспокоен тем, что не успеет и к полуночи осмотреть владения. Поэтому он позвал свою помощницу орлицу по имени Быстрота. Вместе они вмиг осмотрели все королевство с высоты. И теперь на пути его был дремучий лес. Но помощница лисица по имени Гибкость ловко провела его через густую, непролазную лесную чащобу. - Какая же трудная у меня была дорога,- подумал король Мышление. Но впереди был не менее сложный путь. Перед Мышлением простиралось бездонное синее море. И тогда он позвал своего друга –помощника дельфина по имени Глубина и осмотрел самые укромные уголки своего подводного мира. Король Мышление вернулся в свой замок очень поздно. И был счастлив от того, что владения его столь богаты, а рядом всегда есть друзья, которые помогут. | |
Работа над сказкой | - Кто из героев отличается от остальных? – Ваши ответы были верными и интересным, а вот что я думаю по этому вопросу: Орлица, потому что она умеет летать, дельфин и лисица нет. Орлица, так как она не млекопитающее в отличие от лисицы и дельфина. Дельфин, так как он водоплавающее и др. – Молодцы, вы правильно ответили на мой вопрос, ваши ответы были разнообразными и интересными. Вы узнали из сказки о том, что у короля Мышления есть верные помощники. Они есть и у нас с вами. Хотите, чтобы они так же помогали и вам? Тогда давайте их тренировать и развивать. | Возможные ответы: Орлица, потому что она умеет летать, дельфин и лисица нет. Орлица, так как она не млекопитающее в отличие от лисицы и дельфина. Дельфин, так как он водоплавающее и др. |
Гибкость мышления | Развить ГИБКОСТЬ нашего мышления мы с вами сможем, выполнив задание «Словесный лабиринт». Каждое слово лабиринта читается, начиная с правого нижнего угла до верхнего левого. У нас с вами будет 5 квадратов, значит и слов должно получиться пять. Сейчас кто знает, что это за слово поднимает руку. Не забываем от тех правилах, что я говорила в начале. Кто будет красивее всех сидеть, того я и спрошу. 1 слово «земля». Кто согласен сейчас сядет красиво, подравняется, а кто нет встанет рядом со своей партой, и я спрошу его вариант ответа. Все согласны? 2 слово «красит». Все помнят условия? Итак, все согласны? Следующее слово «солнце». Действуем по такому же принципу. Далее у нас слово «Человек». Кто согласен? Ну и последнее слово «труд». Согласны? ЗЕМЛЯ КРАСИТ СОЛНЦЕ ЧЕЛОВЕК ТРУД Попробуйте из этих слов составить пословицу: ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ, А ЧЕЛОВЕКА – ТРУД. Как вы понимаете эту пословицу? А какие еще пословицы о труде вы знаете? Пословицы о труде • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. • Сегодняшней работы назавтра не откладывай! • Кто не работает, тот не ест. • Маленькое дело лучше большого безделья. • Глаза страшатся, а руки делают. • Дело мастера боится. • Кто рано встает, тому Бог дает. • Кончил дело - гуляй смело. • Делу - время, потехе - час. • Терпение и труд всё перетрут. • Труд кормит, а лень портит. | Весь класс по презентации пробует найти слова по картинкам. 5 человек с места отвечают, что у нах получилось. Отвечают по заданным правилам преподавателя. Отвечают на вопрос |
Быстрота мышления | А сейчас мы проверим, насколько БЫСТРО ваше мышление. Постарайтесь как можно быстрее отгадать загадки. Но это не простые загадки. Заменив одну букву в отгадке, можно получить новое слово. При этом количество букв в словах менять нельзя. Могут в школе нам поставить, Если ничего не знаем. Ну а если с буквой «Т», То мяукнет он тебе. (кол — кот) Если «К» — хозяйка плачет. Если «Г» — лошадка скачет. (лук — луг) С буквой «Д» — в квартиру вход, С буквой «3» — в лесу живет. (дверь — зверь) С «Т» — он на огне с едой, С «3» — с рогами, с бородой. (котел — козел) С «Р» — и прятки, и футбол. С «Л» — ей делают укол. (игра — игла) Какие вы молодцы! Так быстро отгадали эти непростые загадки. И есть еще одно задание. ЗАШИФРОВАНННЫЕ СЛОВА – расшифровать) – вор, враг, гимн, яма, ритм | Отгадывают задания |
Глубина | Ребята, у нас еще осталось очень важное качество мышления - ГЛУБИНА. Чтобы выполнить следующее задание, необходимо мыслить логически, а так же понимать и рассуждать. Вариант 1 Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово. Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием) Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет) На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан) На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба) Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело) Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке) Вариант 2 А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях. Мои площадке детской друзья на играли. Пятерку на языка я русского получила уроке. Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать. Всех для подарки я родственников сделал. Тихо на было после свежо и грозы улице. Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть. | |
3. Рефлексия | Итак, сегодня мы с вами побывали в стране, где правит король Мышление, а также познакомились с его верными помощниками. И потренировали своих помощников. Сейчас я попрошу вас вспомнить, какие задания мы выполняли. Поразмышляйте. И сделайте следующее: вы видите здесь волшебную гору. У подножья этой горы растут высокие дубы. И человеку бывает трудно пройти сквозь эти деревья к горе, он испытывает трудности и прилагает много усилий. Такому человеку нужен помощник – проводник, который покажет ему дорогу, возможно, чему-то еще научит, и вместе они смогут подняться наверх. Немного выше, где-то посередине этой горы, много камней, которые так же преграждают путь человеку. Но эти камни можно сдвинуть со своего пути, если приложить максимум усилий и стараний. И на самой вершине этой горы лежат белые снега, где можно увидеть гнезда разных птиц и даже дотянуться до облаков. До вершины доходят не все, только самые трудолюбивые, выносливые. Вспомните, как вы сегодня работали, все ли вам удавалось выполнить, были ли ваши ответы верны. И исходя из того, что я вам рассказала об этой горе, где бы вы разместили своего человечка? ЗАВЕРШЕНИЕ Мысль является основой поступка, поэтому нужно внимательно относиться к своим мыслям и стараться ими управлять и не забывать развивать свое мышление. | |