Дорофеева Г.И. – преподаватель высшей категории,
методист школьного отделения,
Н.А.Плутова – преподаватель высшей категории,
руководитель Ресурсного центра
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»,
г.Краснодар
Аннотация
В статье рассматривается реализация системы корпоративного наставничества в ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» с использованием цифрового ресурса «Виртуальный наставник», созданного на платформе LMS Moodle.
Ключевые слова: наставник, виртуальный наставник, платформа, курс.
Корпоративное наставничество как ресурс совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов
Одной из важнейших задач современного образования является создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала личности. Для этого современной школе нужен профессионально компетентный, творческий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, социально-педагогические исследования процесса адаптации молодого учителя в школе показывают, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация может протекать длительно и сложно. Возрождение наставничества обосновывается важностью и значимостью применения данного типа отношений как резерва успешной подготовки специалистов, способных отвечать на вызовы времени.
Наставничество – это совместная деятельность по преодолению личностных, профессиональных дефицитов. Она становится одним из важнейших направлений развития инновационного потенциала системы школьного образования.
Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают все, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков» [1].
Система наставничества является одной из центральных составляющих в реализации национального проекта «Образование».
Как известно, Целевая модель наставничества разработана для достижения задач, обозначенных в федеральных проектах «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и других, и моделирует отношения, связанные с реализацией наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере образования, в том числе и среднего профессионального образования [3].
Система наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность.
С 2021 года наш колледж является Краевой инновационной площадкой по реализации темы: «Корпоративное наставничество как ресурс совершенствования профессиональных компетенций начинающих педагогов в контексте трендов развития среднего профессионального образования»
Стратегическими целями корпоративного наставничества в нашем учреждении являются:
адаптация начинающих преподавателей к работе на основе системы передачи опыта,
методическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса,
профессионально-компетентное повышение квалификации,
обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для полного включения преподавателей в образовательные процессы,
сохранение постоянного состава педагогических работников и мотивирования преподавателей к установлению длительных трудовых отношений.
Инновационная деятельность в системе образования подразумевает совершенствование педагогических процессов. Имеется в виду изменение форм и методов обучения, а также порядок управления соответствующими учреждениями в целом.
Педагогические инновации — это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных её компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Инновационность корпоративного наставничества заключается в применении передовых образовательных методик, технологий и стратегий, которые помогают улучшить процесс обучения, развития персонала и достижения целей в условиях быстро меняющейся среды профессионального образования.
В рамках инновационной деятельности мы выделили такие технологии как:
виртуальные наставнические программы: создание виртуальных платформ и приложений, где наставники и их подопечные могут общаться, обмениваться опытом, участвовать в онлайн-обучении и получать обратную связь;
интеграция мультимедийных материалов: использование современных технологий для создания интерактивных образовательных материалов, видеоуроков, вебинаров, аудиозаписей, что сделает процесс наставничества более увлекательным и эффективным;
аналитика и оценка эффективности: внедрение систем отслеживания прогресса и оценки эффективности наставнических программ, чтобы постоянно анализировать результаты, корректировать стратегии и улучшать обучение.
Эти инновационные шаги в наставничестве могут помочь повысить эффективность программ наставничества, улучшить образовательный процесс и содействовать развитию профессиональных навыков участников.
В профессиональных образовательных организациях педагогического профиля Краснодарского края наблюдается стремительное омоложение коллектива (за счет привлечения молодых специалистов, обеспечения им мер поддержки (в том числе целевое обучение в образовательных организациях высшего образования), обновление кадрового состава и снижение показателей среднего возраста. В частности, в ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» (далее – колледж) доля специалистов со стажем работы менее трёх лет составляет около 30%.
Состав наставляемых и наставников определяется на основе анализа сложившейся кадровой структуры, актуальных потребностей и педагогических дефицитов. Работа осуществляется в соответствии с планом на текущий временной период (учебный год), каждый начинающий работник и наставник получают примерный план, который складывается из ряда направлений взаимодействия и впоследствии может корректироваться при необходимости.
Основными задачами системы наставничества в колледже являются:
- оказание методической помощи преподавателям со стажем работы в колледже менее трёх лет (далее – начинающие специалисты) в овладении в полном объеме должностными обязанностями;
- вхождение наставляемого в трудовой коллектив колледжа, освоение им корпоративной культуры и традиций организации.
Рис. 1 – Алгоритм корпоративного наставничества в ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Для минимизации риска невыполнения программы «Школы профессионального роста» создан «Виртуальный наставник» - цифровой методический ресурс, позволяющий в условиях противоэпидемиологических ограничений дополнить очные формы взаимодействия наставников и начинающих педагогов.
В Положении о наставничестве в качестве ориентиров при отборе потенциальных наставников отражены, помимо закрепленных в Положении характеристик профессиональных компетенций или hard-skills, но и обязательно принимаются во внимание и «мягкие» («гибкие»), так называемые «контекстные (soft skills) навыки»:
способность к отбору информации;
социальный интеллект;
способность мыслить проектно;
межкультурная компетентность;
способность мыслить нестандартно и глубоко;
способность понимать смыслы;
универсальные навыки мышления;
способность вычислять;
сотрудничество в виртуальном пространстве;
способность работать с современными СМИ.
Одним из важных направлений на современном этапе является «цифровая компетентность» как неотъемлемая часть профессиональной компетентности педагога.
Цифровое наставничество – метод подготовки к использованию цифровых технологий в обучении и повседневной деятельности, основанный на демонстрации положительного опыта и имеющий обратную связь. Цифровой наставник – тьютор, который взаимодействует с наставляемыми в системе дистанционного обучения, позволяя сформировать собственную идентичность в Интернет-пространстве.
Виртуальное наставничество позволяет различным профессионалам общаться друг с другом, чтобы учиться друг у друга по профессиональным темам. Подобно традиционному наставничеству, наставники консультируют и направляют наставляемых в отношении их карьерного роста и работы. Вместо того, чтобы встречаться лично, они общаются с помощью цифровых технологий, таких как электронная почта, мгновенные сообщения, телефонные звонки, видеочаты [4].
Целью создания курса было создание доступного сетевого ресурса для непрерывного профессионального развития преподавателей на основе курса «Виртуальный наставник».
Предполагаем, что проект будет долгосрочным, так как содержание созданного курса будет постоянно дополняться и обновляться.
Целевая аудитория курса – это преподаватели:
- молодые специалисты в новом коллективе;
- педагоги с большим стажем, ощущающие себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста;
- вновь прибывший в образовательное учреждение преподаватель;
- педагог, имеющий пробелы в освоении современных методов обучения.
Преподаватели, работающие с этим курсом, смогут приобрести:
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве преподавателя в ГБПОУ КК КПК;
- улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
- снижения уровня тревожности, оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
- повышение уровня самооценки наставляемого;
- активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.
Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Образовательное учреждение, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками [2].
Для освоения материала курса необходимы минимальные ИКТ-навыки и опыт работы с компьютером.
Чтобы осуществлять онлайн-наставничество необходимо иметь платформу (сервер, портал) для взаимодействия и общения наставников и их подопечных.
Платформа должна стать единой точкой входа для всех существующих и потенциальных участников, базой для размещения информации о наставниках и приоритетных направлениях их деятельности, о наставляемых и их профессиональных затруднениях, точкой сбора для обратной связи участников системы. Участники, зарегистрированные в системе, имеют личный кабинет, в котором содержится полная информация о педагоге, его персонализированные программы наставничества, его права и обязанности в системе и т.д.
Для такой системы обучения необходим администратор. Эта система снижает затраты на обучение, сокращает время обучения, дает возможность проводить его в любое удобное для пользователей время, упрощает работу кураторов наставнических программ, обеспечивает проектирование и загрузку большого количества индивидуальных образовательных маршрутов и персонализированных программ наставничества одновременно, включает возможность размещения всех видов учебно-методических материалов и прочей информации в медиатеке, позволяет отслеживать влияние обучения на результаты работы педагога и образовательной организации в целом. Подобной платформой сегодня является LMS Moodle.
Параллельно с этой платформой может быть задействован коммуникативный потенциал мессенджеров. Создание групп в Телеграмме для оперативного информирования.
После регистрации в системе потенциальные наставники и наставляемые проходят первичное анкетирование с целью выявления основных направлений деятельности наставника, пожеланий в плане его обучения и консультирования в процессе наставнической деятельности, предварительного определения основных профессиональных дефицитов и затруднений наставляемых, а также возможностей их участия в реверсивном наставничестве.
Затем разрабатывается конкретный индивидуальный образовательный маршрут, подбираются и закрепляются наставнические пары/группы, обговариваются виды наставничества.
Цифровая система наставничества должна обеспечить доступность к материалам в формате 24/7.
Рабочей группой были определены основные содержательные разделы, которые определяют ежедневную деятельность педагога. Каждый раздел наполнен методическими и дидактическими материалами в соответствии с заявленным содержанием.
В разделе «Нормативная документация» представлены используемые в колледже нормативные документы, актуальные на сегодняшний день: приказы, решения педагогических советов, правила, регламентирующие деятельность педагогов, инструкции (в том числе должностные), рекомендации по оформлению текущей документации.
В разделе «Учебная документация» размешены шаблоны рабочих программ, календарно-тематического планирования, фонда оценочных средств, ведомостей для подготовки и проведения промежуточной аттестации. Дополнительно размещены примерные программы и материалы по реализации программы «Внедрение» и «Ядро СПО»
В разделе «ФГОС» размещены ФГОСы для специальностей СПО, реализуемых в колледже, а также ФГОС СОО для реализации программ по общеобразовательным дисциплинам. Дополнительно в этом разделе находятся ФГОСы (ФГОС НОО и ФГОС ДО) для педагогов, реализующих спец.дисциплины и профессиональные модули.
В разделе «Эффективный урок» находятся методические и дидактические материалы, обеспечивающие современные подходы в образовании (при помощи презентаций и сопутствующего теоретического материала описаны технологии системно-деятельностного и компетентностного подходов), правила построения современного урока (моделирование занятий различного типа в соответствии.
Раздел «Педагогический инструментарий» содержит анализ учебного урока, перечень учебной документации преподавателя, а также кейс тренажёры, которые раскрывают алгоритм решения ситуаций с применением системы наставничества, в них показаны ситуации с вариантами возможных, но не исчерпывающих решений. Эти кейсы основаны на реальных педагогических затруднениях, представляют описание проблемных вопросов работы современных педагогов и включают в себя ситуации, продемонстрированные в некоторых кинофильмах. Раздел «Аттестация педагогических работников» содержит актуальную информацию о процедуре аттестации педагогических работников, инструкцию для педагогического работника, подающего заявление о проведении аттестации, Измерительные материалы для оценки профессиональной деятельности педагогических работников ППОО КК при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) по должности «преподаватель» и формы для заполнения. В разделе «Внеаудиторная деятельность» размещен материал по организации внеаудиторной деятельности со студентами, куда входят шаблоны необходимой документации для ведения данного вида деятельности, а также задание для преподавателей «Анализ внеаудиторной деятельности» куда они прикрепляют материалы по результатам проведения занятий кружка, мастерской, лаборатории с фото- и видео материалами. Раздел «Заведование кабинетом» содержит функциональные обязанности заведующего кабинетом, шаблон плана работы кабинета, методические рекомендации по составлению и оформлению паспорта кабинета, а также задание для преподавателей «Анализ деятельности кабинета» куда они прикрепляют материалы по результатам проведенных на базе кабинета мероприятиям. Раздел «Проектная деятельность» содержит материалы по ведению проектной деятельности в колледже, такие как Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, Положение об индивидуальном проекте в ГБПОУ КК КПК, шаблоны по оформлению проектной документации для студентов, критерии оценивания проекта и т.д. Раздел «Библиотека курса» содержит информационное обеспечение наставнической деятельности научно-учебной, методической и справочной литературой. Контент постоянно обновляется с учетом пожеланий и рекомендаций наставников и наставляемых. Каждый педагог может прислать свое мнение.
Форум «Вопрос-Ответ» позволяет общаться на разные темы, как «наставник-наставляемый», так и в модели «наставник-наставник», а также «наставляемый-наставляемый». Участники могут делится интересными материалами и обсуждать важные темы. Для наставляемых форум - это:
место, где можно быть полезным, поделиться своими знаниями и опытом;
способ получить помощь, задать вопрос и получить развернутый ответ на него от наставника;
способ найти единомышленников, коллег, «братьев по несчастью»;
место получения помощи.
Считаем, что представленное наполнение разделов полностью удовлетворяет все запросы педагогических работников ГБПОУ КК КПК в соответствии с проведенным в колледже опросом, который и выявил профессиональные дефициты.
На сегодняшний день в колледже работают 76 преподавателей, из числа которых определены 16 наставников за 17 молодыми специалистами со стажем работы до 3 лет, однако на курс «Виртуальный наставник» в нашем колледже подписаны все преподаватели, чтобы иметь доступ к актуальной и своевременной информации.
Наполнение методическими и дидактическими материалами указанных разделов осуществляется с 15.01.2022, а обновление материалов будет осуществляться постоянно в системе все последующие годы, в соответствии с изменениями в обучении и обновлением нормативно-правовой базы.
Доступ к ресурсу возможен после регистрации в ЭОС ГБПОУ КК КПК и записи на данный курс.
Качество содержания представленных материалов отслеживает «Рабочая группа педагогов», закрепленная за разделом. Администратором ресурса выступает заместитель директора по научно-методической работе.
В завершение следует отметить, что реализация модели наставничества начинающих специалистов в Краснодарском педагогическом колледже позволяет существенно обогатить профессиональный опыт педагогического коллектива, положительно влияет на качество подготовки специалистов, обеспечивает «удержание» специалистов в образовательной организации.
Основная перспектива развития состоит в апробации модели Школы профессионального роста в образовательных организациях других уровней (в системе общего и высшего профессионального образования), в том числе с использованием цифрового ресурса «Виртуальный наставник».
Список использованной литературы:
1. Российская Федерация. Президент (2018; В. В. Путин). Послание Президента Федеральному Собранию, 1 марта 2018 года, Москва / Президент России. – URL: https://docs.cntd.ru/document/556773766 (дата обращения: 21.02.2024).
2. Разработка системы наставничества в профессиональной образовательной организации СПО в рамках реализации программы дуального обучения: метод. рекомендации / Сост.: Л.П. Колодочка, О.Н. Соломенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2021. – 32 с.
Методические рекомендации «Реализация программы наставничества в профессиональных образовательных организациях» (для педагогических работников, ответственных за реализацию мероприятий по наставничеству в профессиональных образовательных организациях города Севастополя). – Севастополь: ГАОУ ПО ИРО, 2021. – 38 с.
Казакова, Л. Н. Развитие системы наставничества как инновационной деятельности в условиях трансформации современного среднего профессионального образования: монография / Л. Н. Казакова, Т. П. Бобро, В. Н. Фролова, Л. Н. Шилова; научный редактор А. Ю. Петров. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2020. – 105 с.