Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 29»
муниципального образования город Норильск
663305, г. Норильск, ул. Павлова, д. 21 «А»
тел./факс 34-33-01 E-mail: moy29norilsk@yandex.ru
Корректирующие упражнения на осанку
Из опыта работы
Автор: Тарасова Светлана Ивановна
учитель физической культуры, высшей категории
МБОУ «Средняя школа № 29»
г.Норильск, Красноярский край
г. Норильск
Упражнения, корректирующие осанку
В шестилетнем возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Осанка — это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.
Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях — это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.
Упражнения 1-10 выполняются стоя:
1. Ходьба
а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.
Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идем на пятках.
2. Котик
Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся.
3. Самокоррекция
Построиться в колонну.
Раз — посмотреть налево;
два смотреть направо.
Подравняться.
Смотрим прямо,
дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка — высший класс!
4. Елочки
«Ели» — стоя на носках, руки вверх.
«Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
«Елочки» — присесть, руки вперед.
Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки.
Ели-елки-елочки.
Лежат на елях небеса,
На елках — птичьи голоса,
Внизу на елочках — роса.
5. Кузнечики
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Зимняя зарядка
Следить за положением туловища и рук.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки встороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Равновесие.
Учитель предлагает детям проверить осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя.
Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.
ЛИТЕРАТУРА
Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты нового поколения /Э.Н.Петлякова. – Ростов п/Д: Феникс, 2011. – с.84-87.
Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей : (программа диагностики и коррекции нарушений/ А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2001. – 166 с.
Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – с.8-10, с.40-42. (Развивающее коррекционное обучение. Начальная школа).
Рубцова Н.О. Лечение без лекарств для детей с нарушениями в развитии. – М., 1995. – с.15-19.