СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция поведения детей с ОВЗ методами арт-терапии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  рамках Регионального он-лайн марафона «Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде», проводимого ЦНППМ 4.06.2024г., был представлен опыт работы по теме: "Коррекция поведения детей с ОВЗ методами арт-терапии".  Презентация составлена в виде сайдмента. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекция поведения детей с ОВЗ методами арт-терапии»

ЦНППМ  Региональный он-лайн марафон «Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде»

ЦНППМ Региональный он-лайн марафон «Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде»

                    МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ             Коррекция поведения детей с ОВЗ методами арт-терапии   Докладчик: педагог-психолог Танько Татьяна Семеновна  к.п.н., Заслуженный учитель РФ

МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Коррекция поведения детей с ОВЗ методами арт-терапии Докладчик: педагог-психолог Танько Татьяна Семеновна к.п.н., Заслуженный учитель РФ

 В Кутузовской школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с «особыми нуждами» составляют неоднородную группу.  Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.). Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).  Дети с эмоциональными расстройствами, аутоподобное нарушение поведения и деятельности, страхи, фобии.   Структура дефекта развития у данных категорий детей   различна, но обусловлена следующими нарушениями:  двигательными речевыми  сенсорными  эмоциональными  поведенческими

В Кутузовской школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с «особыми нуждами» составляют неоднородную группу.

  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).
  • Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
  • Дети с эмоциональными расстройствами, аутоподобное нарушение поведения и деятельности, страхи, фобии.

Структура дефекта развития у данных категорий детей

различна, но обусловлена следующими нарушениями:

  • двигательными
  • речевыми
  • сенсорными
  • эмоциональными
  • поведенческими

Особенности развития

Особенности развития

Виды отклоняющегося поведения

  • Протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство).
  • Демонстративное поведение (ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения).
  • Агрессивное поведение (целенаправленные и разрушительные действия противоречащие нормам и правилам, принятым в обществе).
  • Инфантильное поведение .
  • Конформное поведение (полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей, непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей»).
  • Симптоматическое поведение . Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю, это сигнал тревоги - «сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка».

Поведение ребенка можно считать отклоняющимся в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

Детям «с особыми нуждами» требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ре6енок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности приводит к развитию навязчивых нарушений.

Более того, для таких детей, социум представляет собой небезопасную среду, так как ребенок с ОВЗ не до конца осознает риски связанные с нарушением общепринятых норм и правил поведения, не понимает и не оценивает возможные последствия этих нарушений. Такие дети легко внушаемы, доверчивы и ведомы (конформность). Значительно страдает поведение, которое напрямую зависит от способности к саморегуляции

Работа с такими детьми требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы, одним из которых является арт-терапия. Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

предоставляет возможность для выражения чувств, в том числе агрессивных, в социально-приемлемой манере является безопасным способом разрядки психоэмоционального напряжения.

  Психокоррекционная цель арт-терапии - терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации, адаптации и социализации детей. Задачи арт-терапии: - Дать выход агрессивности и другим негативным чувствам социально приемлемым способом (творческая работа является наиболее простым и безопасным способом снятия напряжения). - Формировать эмоционально-волевую устойчивость. - Корректировать личностное развитие. - Развивать положительную эмоционально-волевую сферу ребенка (эмоциональная дополнительность и эмпатия). - Проработать мысли и чувства ребенка. - Повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности. - Изменить стереотипы поведения.

Психокоррекционная цель арт-терапии - терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации, адаптации и социализации детей.

Задачи арт-терапии:

- Дать выход агрессивности и другим негативным чувствам социально приемлемым способом (творческая работа является наиболее простым и безопасным способом снятия напряжения).

- Формировать эмоционально-волевую устойчивость.

- Корректировать личностное развитие.

- Развивать положительную эмоционально-волевую сферу ребенка (эмоциональная дополнительность и эмпатия).

- Проработать мысли и чувства ребенка.

- Повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности.

- Изменить стереотипы поведения.

Термин «арт-терапия» был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. (лечение искусством) «Когда творческая энергия находит удовлетворение, она становится надежной опорой, дающей силы в трудные моменты, она приносит нам здоровье». (Хилл, 1945) Душа не может думать, не рисуя. (Аристотель) Пользуются красками, но пишут чувствами. Жан Шарден

Термин «арт-терапия» был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. (лечение искусством)

  • «Когда творческая энергия находит удовлетворение, она становится надежной опорой, дающей силы в трудные моменты, она приносит нам здоровье». (Хилл, 1945)
  • Душа не может думать, не рисуя. (Аристотель)
  • Пользуются красками, но пишут чувствами. Жан Шарден
  • "Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни" (японская поговорка).
  • Один рисунок стоит тысячи слов (восточная поговорка).
  Методы и приемы арт-терапии    коллаж оригами работа с пластилином библиотерапия конструирование лепка изотерапия игротерапия аппликация из различных видов материалов бумагопластика рисование на различных поверхностях двигательная терапия музыкотерапия песочная терапия МАК (метафорические ассоциативные карты).

Методы и приемы арт-терапии

  • коллаж
  • оригами
  • работа с пластилином
  • библиотерапия
  • конструирование
  • лепка
  • изотерапия
  • игротерапия
  • аппликация из различных видов материалов
  • бумагопластика
  • рисование на различных поверхностях
  • двигательная терапия
  • музыкотерапия
  • песочная терапия
  • МАК (метафорические ассоциативные карты).
 Изотерапия    «Один рисунок стоит тысячи слов» восточная мудрость      У детей с ОВЗ слабо развита моторика, малоподвижна кисть, движения пальцев рук скованные и все занятия нужно предварять специальными подготовительными упражнениями используя пальчиковую гимнастику. В работе мы используем следующие техники: каракули, штриховка, рисование пальцами, работа с сыпучими материалами, пластилином и др.

Изотерапия «Один рисунок стоит тысячи слов» восточная мудрость

У детей с ОВЗ слабо развита моторика, малоподвижна кисть, движения пальцев рук скованные и все занятия нужно предварять специальными подготовительными упражнениями используя пальчиковую гимнастику. В работе мы используем следующие техники: каракули, штриховка, рисование пальцами, работа с сыпучими материалами, пластилином и др.

Песочная терапия К. Д. Ушинский «Для детей лучшая игрушка - куча песка» Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». К.Г. Юнг В основе песочной терапии лежит: - создание свободного и защищенного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая переживания, в зримые и осязаемые образы; - картина на песке - изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым. Пескотерапия коррегирует память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: рисование на песке, поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия песком создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов, тревожных состояний, снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций, в итоге влияют на поведение ребенка.

 Опыт подтверждает правоту слов К. Г. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Опыт подтверждает правоту слов К. Г. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

   Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровая деятельность используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях межличностного общения. Через игру происходит: коррекция психических функций; развивается эмоционально-волевая сфера; можно корректировать агрессию и гиперактивность, формировать поведенческие реакции.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровая деятельность используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях межличностного общения. Через игру происходит: коррекция психических функций; развивается эмоционально-волевая сфера; можно корректировать агрессию и гиперактивность, формировать поведенческие реакции.

 Музыкотерапия: метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки: музыка в качестве фона во время самостоятельных и групповых занятий, игра на элементарных музыкальных инструментах, слушание звуков природы: пение птиц, звуки леса, моря, дождя стабилизируют психоэмоциональное состояние, снимают нервозность и раздражительность.  Вокалотерапия. Формируются навыки работы в коллективе, умение слышать и слушать, уходит страх публичного выступления. Происходит психоэмоциональная разгрузка, самоконтроль поведения, оздоровление организма.

Музыкотерапия: метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки: музыка в качестве фона во время самостоятельных и групповых занятий, игра на элементарных музыкальных инструментах, слушание звуков природы: пение птиц, звуки леса, моря, дождя стабилизируют психоэмоциональное состояние, снимают нервозность и раздражительность. Вокалотерапия. Формируются навыки работы в коллективе, умение слышать и слушать, уходит страх публичного выступления. Происходит психоэмоциональная разгрузка, самоконтроль поведения, оздоровление организма.

Шумовые инструменты

Шумовые инструменты

МАНДАЛА (рисунок в круге)

МАНДАЛА (рисунок в круге)

Нейрографика (Павел Пискарёв)

Нейрографика (Павел Пискарёв)

 МАК метафорические ассоциативные карты  позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.

МАК метафорические ассоциативные карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.

 Сказкотерапия помогает совершенствовать навыки взаимодействия с окружающим миром, усвоить правила поведения, получить позитивный опыт, разрешить трудные ситуации и проблемы безопасным способом. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование от «3-го» лица, «обезличенность» главного героя, возможность «переписать» сюжет, домыслить своё.

Сказкотерапия помогает совершенствовать навыки взаимодействия с окружающим миром, усвоить правила поведения, получить позитивный опыт, разрешить трудные ситуации и проблемы безопасным способом. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование от «3-го» лица, «обезличенность» главного героя, возможность «переписать» сюжет, домыслить своё.

 Занятия в сенсорной комнате позволяют решать ряд задач: развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния и поведения.   В процессе занятий происходит  комплексное психотерапевтическое воздействие. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. В результате: формируются коммуникативные навыки; дети получают жизненный опыт, знания и практические навыки по саморегуляции, обретают уверенность в себе.

Занятия в сенсорной комнате позволяют решать ряд задач:

развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики,

стабилизации эмоционального состояния и поведения.

В процессе занятий происходит комплексное психотерапевтическое воздействие. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. В результате: формируются коммуникативные навыки; дети получают жизненный опыт, знания и практические навыки по саморегуляции, обретают уверенность в себе.

В результате работы по психокоррекции поведения методами арт-терапии отмечаются позитивные результаты:   - эффективное эмоциональное отреагирование, (даже в случае агрессивного проявления) придает ему социально приемлемые, допустимые формы.  Занятия арт-терапией  - облегчают процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей  - способствуют преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит  - создают благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций  - оказывают влияние на осознание ребенком собственных чувств, переживаний и эмоциональных состояний других людей  - повышают самоконтроль по  - способствуют формированию приемлемого поведения уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

В результате работы по психокоррекции поведения методами арт-терапии отмечаются позитивные результаты: - эффективное эмоциональное отреагирование, (даже в случае агрессивного проявления) придает ему социально приемлемые, допустимые формы. Занятия арт-терапией - облегчают процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей - способствуют преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит - создают благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций - оказывают влияние на осознание ребенком собственных чувств, переживаний и эмоциональных состояний других людей - повышают самоконтроль по - способствуют формированию приемлемого поведения уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

    Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал:  «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя»    Благодарю за внимание!

Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» Благодарю за внимание!

Похожие файлы