ЦНППМ Региональный он-лайн марафон «Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде»
МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Коррекция поведения детей с ОВЗ методами арт-терапии Докладчик: педагог-психолог Танько Татьяна Семеновна к.п.н., Заслуженный учитель РФ
В Кутузовской школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с «особыми нуждами» составляют неоднородную группу.
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).
- Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
- Дети с эмоциональными расстройствами, аутоподобное нарушение поведения и деятельности, страхи, фобии.
Структура дефекта развития у данных категорий детей
различна, но обусловлена следующими нарушениями:
- речевыми
- сенсорными
- эмоциональными
- поведенческими
Особенности развития
Виды отклоняющегося поведения
- Протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство).
- Демонстративное поведение (ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения).
- Агрессивное поведение (целенаправленные и разрушительные действия противоречащие нормам и правилам, принятым в обществе).
- Инфантильное поведение .
- Конформное поведение (полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей, непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей»).
- Симптоматическое поведение . Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю, это сигнал тревоги - «сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка».
Поведение ребенка можно считать отклоняющимся в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
Детям «с особыми нуждами» требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ре6енок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности приводит к развитию навязчивых нарушений.
Более того, для таких детей, социум представляет собой небезопасную среду, так как ребенок с ОВЗ не до конца осознает риски связанные с нарушением общепринятых норм и правил поведения, не понимает и не оценивает возможные последствия этих нарушений. Такие дети легко внушаемы, доверчивы и ведомы (конформность). Значительно страдает поведение, которое напрямую зависит от способности к саморегуляции
Работа с такими детьми требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы, одним из которых является арт-терапия. Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
предоставляет возможность для выражения чувств, в том числе агрессивных, в социально-приемлемой манере является безопасным способом разрядки психоэмоционального напряжения.
Психокоррекционная цель арт-терапии - терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации, адаптации и социализации детей.
Задачи арт-терапии:
- Дать выход агрессивности и другим негативным чувствам социально приемлемым способом (творческая работа является наиболее простым и безопасным способом снятия напряжения).
- Формировать эмоционально-волевую устойчивость.
- Корректировать личностное развитие.
- Развивать положительную эмоционально-волевую сферу ребенка (эмоциональная дополнительность и эмпатия).
- Проработать мысли и чувства ребенка.
- Повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности.
- Изменить стереотипы поведения.
Термин «арт-терапия» был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. (лечение искусством)
- «Когда творческая энергия находит удовлетворение, она становится надежной опорой, дающей силы в трудные моменты, она приносит нам здоровье». (Хилл, 1945)
- Душа не может думать, не рисуя. (Аристотель)
- Пользуются красками, но пишут чувствами. Жан Шарден
- "Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни" (японская поговорка).
- Один рисунок стоит тысячи слов (восточная поговорка).
Методы и приемы арт-терапии
- коллаж
- оригами
- работа с пластилином
- библиотерапия
- конструирование
- лепка
- изотерапия
- игротерапия
- аппликация из различных видов материалов
- бумагопластика
- рисование на различных поверхностях
- двигательная терапия
- музыкотерапия
- песочная терапия
- МАК (метафорические ассоциативные карты).
Изотерапия «Один рисунок стоит тысячи слов» восточная мудрость
У детей с ОВЗ слабо развита моторика, малоподвижна кисть, движения пальцев рук скованные и все занятия нужно предварять специальными подготовительными упражнениями используя пальчиковую гимнастику. В работе мы используем следующие техники: каракули, штриховка, рисование пальцами, работа с сыпучими материалами, пластилином и др.
Песочная терапия К. Д. Ушинский «Для детей лучшая игрушка - куча песка» Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». К.Г. Юнг В основе песочной терапии лежит: - создание свободного и защищенного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая переживания, в зримые и осязаемые образы; - картина на песке - изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым. Пескотерапия коррегирует память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: рисование на песке, поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия песком создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов, тревожных состояний, снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций, в итоге влияют на поведение ребенка.
Опыт подтверждает правоту слов К. Г. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Игровая деятельность используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях межличностного общения. Через игру происходит: коррекция психических функций; развивается эмоционально-волевая сфера; можно корректировать агрессию и гиперактивность, формировать поведенческие реакции.
Музыкотерапия: метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки: музыка в качестве фона во время самостоятельных и групповых занятий, игра на элементарных музыкальных инструментах, слушание звуков природы: пение птиц, звуки леса, моря, дождя стабилизируют психоэмоциональное состояние, снимают нервозность и раздражительность. Вокалотерапия. Формируются навыки работы в коллективе, умение слышать и слушать, уходит страх публичного выступления. Происходит психоэмоциональная разгрузка, самоконтроль поведения, оздоровление организма.
Шумовые инструменты
МАНДАЛА (рисунок в круге)
Нейрографика (Павел Пискарёв)
МАК метафорические ассоциативные карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.
Сказкотерапия помогает совершенствовать навыки взаимодействия с окружающим миром, усвоить правила поведения, получить позитивный опыт, разрешить трудные ситуации и проблемы безопасным способом. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование от «3-го» лица, «обезличенность» главного героя, возможность «переписать» сюжет, домыслить своё.
Занятия в сенсорной комнате позволяют решать ряд задач:
развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики,
стабилизации эмоционального состояния и поведения.
В процессе занятий происходит комплексное психотерапевтическое воздействие. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. В результате: формируются коммуникативные навыки; дети получают жизненный опыт, знания и практические навыки по саморегуляции, обретают уверенность в себе.
В результате работы по психокоррекции поведения методами арт-терапии отмечаются позитивные результаты: - эффективное эмоциональное отреагирование, (даже в случае агрессивного проявления) придает ему социально приемлемые, допустимые формы. Занятия арт-терапией - облегчают процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей - способствуют преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит - создают благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции эмоциональных состояний и поведенческих реакций - оказывают влияние на осознание ребенком собственных чувств, переживаний и эмоциональных состояний других людей - повышают самоконтроль по - способствуют формированию приемлемого поведения уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя» Благодарю за внимание!