Урок № 32 «_______»_________________2018г.
План-разработка коррекционного занятия
Тема: « Песочная терапия»
Цель: не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Упражнение «Добрый день, Песчинка»
Цель: снять напряжение.
Ход упражнения:
Психолог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:
- касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;
- сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;
- касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».
Упражнение «Песочный дождь»
Цель:
- учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;
- знакомить со свойствами сухого песка.
Ход упражнения:
Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.
Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Необычные следы»
Цель:: развивать тактильные ощущения, воображение.
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змеи» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;
«Бегут жучки, паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - «жучки здороваются»);
«Кракозябра» - дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.
Упражнение.Песочный круг.
Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».
Упражнение.Узоры на песке.
Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.
Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.