СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная программа для подростков «Путь к себе»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель реализации программы – выявление подростков с низким уровнем самооценки, включение их в систему тренинговых занятий направленную на формирование адекватной самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа для подростков «Путь к себе»»


Коррекционная программа для подростков «Путь к себе»

Цель реализации программы – выявление подростков с низким уровнем самооценки, включение их в систему тренинговых занятий направленную на формирование адекватной самооценки.

Задачи программы:

1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

2. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

3. Возможность осознания ценности собственной личности.

4. Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.

Условия формирования группы, её численность:

Коррекционная группа подростков с низкой самооценкой – 12 человек.

Права участников программы:

- уважительное, доброжелательное отношение к детям;

- признание индивидуальности, ценности, значимости, уникальности ребенка;

- обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка;

- развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы;

- возможность самовыражаться и излагать свои мысли, мнение;

- постепенность коррекционного процесса.

Сроки реализации программы:

Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий, каждое из которых длится 60 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Для изучения самооценки использовались следующие методики:

1.Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси.

2. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

3. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн.

Методы, используемые в коррекционной работе:

1. Сказкотерапия; прием - сочинение сказок, переписывание сказок.

2. Арттерапия; прием - свободное рисование, психодрама.

3. Игротерапия.

Структура и этапы реализации программы:

Реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика (диагностический блок), коррекционная работа (установочный, коррекционный блок) и вторичная диагностика (оценочный блок).


Диагностический блок

Цель – выявить подростков с низкой самооценкой для включения в коррекционную группу.

Используемые методики:

Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси.

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн.


Установочный блок

Цель - создать установку у детей и воспитателей (родителей) на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

Методы:

• собрание воспитателей (родителей), обсуждение основных направлений работы с такими детьми в отряде (дома);

• индивидуальные беседы с воспитателями (родителями) с целью создания установок на коррекционную работу с детьми;

• проведение индивидуальной беседы с детьми, определение необходимости групповой работы;

• комплектование коррекционной группы.

Коррекционный блок

Цель – реализовать программу психолого-педагогической коррекции для подростков с низкой самооценкой в форме системы тренинговых занятий направленных на формирование адекватной самооценки.


Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: Установление контакта с участниками. Создание доверительной атмосферы, достижение взаимопонимания в целях работы программы.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Психолог или ведущий (в последующем это может быть подросток, который захочет поиграть) должен представиться, дать краткую информацию о себе, о проводимой программе, и своих целях.

Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения.


10

Разминка.

«Снежный ком». Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое.

Знакомство и сплочение группы.

15

Работа по теме.

Выработка группой правил, которыми в последствие можно воспользоваться.

Демонстрация демократического и безопасного стиля общения


5

Разминка.

«Поиск общего». Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

Знакомство и сплочение группы.

10

Работа по теме.

Общий рисунок. Поделить класс на группы по 5-6 человек, дать ватман, и дать задание, чтобы рисунок был целостным, но каждый рисовал за себя. При этом сказать, что общаться запрещено.

Общая деятельность. Выявление лидеров в группе

10

Завершение

Завершающий обмен впечатлениями от занятия

Демонстрация и овладение навыками открытого общения, навыки разговора о чувствах.


Общая продолжительность занятия «Знакомство»-60 минут.

Занятие 2. «Игра «пустыня»

Цель: Сплочение коллектива с помощью игры «Пустыня».

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Обмен чувствами.

Вхождение в атмосферу группы.

40

Работа по теме.

Игра «Пустыня». Ознакомление с инструкцией. Начало игры.

Отработать навыки поведения в дискуссии,умение вести диспут, изучить динамику группового спора.

10

Завершение.

Обмен полученными впечатлениями.

Осознавание своей значимости в группе и Осознавание влияния группы на принятие общего решения.


Ведущий группы проводит визуализацию, игры «Пустыня».

Представьте себе какую-нибудь пустыню, которую вы когда-нибудь видели или любую другую пустыню.

– Обратите внимание – какая она по величине? Какая она по цвету? Обратите внимание как она себя ведет?

– А теперь представьте себе какой-нибудь куб. И рассмотрите его поподробнее, где он расположен относительно пустыни? Какой он величины? Потрогайте его рукой – из чего он состоит? Ощутите его и запомните эти ощущения.

– А теперь представьте себе какую-нибудь лестницу? Как она расположена относительно куба, пустыни. Как она себя ведет?

– А теперь представьте себе растение? Какое это растение? Где оно расположено в вашей пустыни? Потрогайте его, какое оно? Запомните свои ощущения.

– А теперь представьте себе какой-нибудь источник. Поконтактируйте с ним. Обратите внимание на его силу, наполненность и воду в нем.

– Сделайте в образе все, что вы хотите. Как только закончите желаемое действие, возвращайтесь сюда».

После того как дан мотив. Дается возможность прорисовать то, что увидели.

– Рисуя, обратите внимание на то, что рисуйте активно, что более пассивно? Какие эмоции возникают. В какую часть рисунка вы вкладываете больше эмоций.

После того как все нарисовали рисунок, все садятся в круг и ведущий проясняет все моменты касающиеся рисунка.

Все участники имеют возможность высказаться, после того как дана интерпретация.

Общая продолжительность занятия игра «Пустыня»-60 минут.

Занятие 3. «Самооценка»

Цель: Осознание возможности формирования адекватной самооценки.

Время, мин

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Обмен чувствами.«Имена-качества»:Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина - искренняя, Петр – пунктуальный.

Вхождение в атмосферу группы.

5

Разминка.

«Зоопарк»:Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего – успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.


Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.


15

Работа по теме.

Работа с листком «Мои особенности и преимущества», обсуждение в небольших группках. Обсуждение проблемы развития и роста

Формирование навыка позитивного отношения к себе и другому.

5

Разминка.

«Эхо»: Один человек говорит что-то всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. При желании можно добавлять жесты.

«Зеркало»: Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок зеркало. Он должен зеркально повторять движения другого. Дети должны быстро и правильно повторять зеркальные движения.

Формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.

15

Работа по теме.

Рисунок «Карта моей души»: Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать, что и где нарисовано. Если вам захочется делиться рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем (повесить над столом, например).

Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.

10

Завершение.

Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями. Обсуждение игры: 1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других? 2.Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера? 3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер? 4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность?



Общая продолжительность занятия игра «Самооценка»-60 минут.






Занятие 4. «Сказка»

Цель: Возможность отреагирования значимых эмоций и выявление внутренних конфликтов и затруднений.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

10

Начало работы.

Обмен чувствами.

Вхождение в атмосферу группы

10

Разминка.

«Побег из тюрьмы»:Встаньте в 2 шеренги лицом друг к другу: 1 будет играть преступников, 2 - их сообщников. Между вами звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов договоритесь о плане побега.

Отработка навыков эффективного общения.

30

Работа по теме.

Написание сказки, прочтение вслух.

Интеграция личности, развитие творческой способности, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

10

Завершение.

Обмен впечатлениями.

Навык возможности посмотреть на себя со стороны и формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.


Общая продолжительность занятия игра «Сказка»-60 минут.













Занятие 5. «Проблемная ситуация»

Цель: Тренировка навыков оценки проблемной ситуации.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

5

Начало работы.

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

5

Разминка.

Игра «Преодолей препятствие». Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено.Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие – не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и «препятствием» и «преодолевающим».

Эмоциональное включение. Ощущение собственной способности к преодолению

20

Работа по теме.

Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями».Обсуждаются проблемы, возникавшие последние месяцы, и о том, как участники вели себя в этих ситуациях.

Осознавание ответственности за то или иное поведение в сложной ситуации, обмен опытом.

5

Разминка.

Игра «Бурундуки».Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Разрядка.

20

Работа по теме.

Ролевые игры (проигрывание сложных ситуаций). Техника психодрамы «Волшебный магазин».

Выделение основных стратегий поведения человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание).

10

Завершение.

Разработка рабочего листка «Навыки поведения, способствующие эффективному преодолению проблем».

Осознавание собственного уровня эффективности преодоления проблем.


Техника «Волшебный магазин». Режиссер объявляет, что на сцене открывается «Магазин мечты» или «Волшебный магазин». Режиссер или какой-либо выбранный им член группы исполняет роль владельца магазина. Магазин наполнен всевозможными воображаемыми вещами, ценность которых нельзя выразить материально. Эти вещи не продаются, но их можно получить в порядке «товарообмена», то есть в обмен на другие ценности, которые должны отдать члены группы — вся группа в целом или индивидуально каждый. Один за другим члены группы по своему желанию выходят на сцену и попадают в Волшебный магазин в поисках идеи, мечты, надежды, честолюбивого стремления.

Выходить на сцену они должны только в том случае, если чувствуют сильное стремление получить нечто, что ценят очень высоко, о чем мечтают или без чего жизнь кажется им лишенной смысла. Например, депрессивная пациентка, принятая на лечение после недавней попытки суицида, входит в магазин и просит «душевный покой». «Владелец магазина», тонкий и чуткий молодой терапевт, спрашивает ее: «Что же ты можешь отдать взамен? Ты знаешь, что мы не можем дать тебе что-то, если ты не согласишься пожертвовать чем-то другим». «Что вы хотите?» — спрашивает пациентка. «Есть одна вещь, о которой мечтают многие приходящие сюда, —отвечает терапевт. — Это способность и желание рожать детей. Хочешь ли ты отдать это в обмен на душевный покой, отказаться от этого?» «Нет, это слишком дорогая цена; в таком случае я не хочу душевного покоя». С этими словами пациентка спускается со сцены и возвращается на место, «Владелец магазина» попал по самому больному месту. Мария, пациентка-протагонист, была помолвлена, но отказалась выходить замуж из-за глубоко скрытого страха перед сексом и рождением ребенка. В ее воображении процесс родов был связан с образами ужасных страданий, мучений смерти и т.д.

Эта иллюстрация показывает диагностическую ценность техники «Волшебный магазин». Самое трудное здесь — потребовать от пациента то, что он хочет отдать взамен, от чего он может отказаться; ту цену, какую он согласен заплатить.

Общая продолжительность занятия «Проблемная ситуация»-65 минут.










Занятие 6. «Это Я»

Цель: Выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

5

Начало работы.

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

15

Разминка.

Игра «Слепец и поводырь». «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут по-разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать, что ему не доверяют.

Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру.

25

Работа по теме.

Нанесение на лист бумаги своего автопортрета. Обсуждение полученных результатов с группой.

Повышение уровня самооценки. Навык осознавания и принятия себя и другого как личности.

5

Разминка.

Любая подвижная игра. «Разожми кулак». Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его(нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

Разрядка.

10

Завершение.

Обмен впечатлениями, анализ упражнения.



Общая продолжительность занятия «Это Я»-60 минут.










Занятие 7. «Полет белой птицы»

Цель: Возможность усилить позитивное отношение к себе, укрепляя тем самым фундамент самооценки подростка.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

5

Начало работы.

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

10

Разминка.

Игра «Колпак на колпаке.»Склейте один большой колпак и несколько маленьких – желательно разноцветных. Маленькие колпаки подвешивают на крепкой нитке. Играющие по очереди надевают большой колпак и завязывают глаза. Надо три раза повернуться вокруг своей оси, присесть и, выпрямившись, попасть большим колпаком в маленький.

Разрядка, смех, ощущение цельности группы.

25

Работа по теме.

Техника релаксации «Полёт белой птицы».

Расслабиться, ощутить спокойствие в жизни, и в своем теле в данную минуту.

10

Разминка.

Игра «Запрещенные движения». Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Эмоциональная и физическая разрядка.

10

Завершение.

Обмен впечатлениями



Релаксация. «Полет белой птицы».

Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки свободно лежат вдоль туловища, ноги расслаблены. Представь, что ты лежишь на теплом желтом песке, над тобой спокойное, чистое небо. В небе плавно летит белая птица. Ты поднимаешься и летишь рядом с ней. Ты сам эта белая птица. Ты летишь в спокойном синем небе, под тобой спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Ты подлетаешь, опускаешься на теплый желтый песок, снова превращаешься в человека и ложишься на спину. Ты лежишь на теплом желтом песке, над тобой спокойное синее небо, ты расслаблен, ты отдыхаешь.

Ступней твоих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки, тебе легче дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вздоха, открываешь глаза, встаешь отдохнувшим!

Общая продолжительность занятия «Полёт белой птицы»-60 минут.


















Занятие 8. «Я люблю»

Цель: Тренировка навыков выражать свои ощущения и высказывать окружающим свою точку зрения.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

5

Начало работы.

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

10

Разминка.

Игра «Слушай хлопки». Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Разрядка, концентрация внимания.

25

Работа по теме.

«Что я люблю - чего я не люблю». Прописывание и рисование того, что я люблю и что я не люблю.

Возможность спокойно и открыто говорить о том, что детям нравится, и что им не нравится.

10

Разминка.

Игра «Путаница». Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.

Бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

10

Завершение.

Обмен впечатлениями и чувствами.



Общая продолжительность занятия «Я люблю»-60 минут.






Занятие 9. «Мое будущее»

Цель: Навыки формирования активной жизненной позиции.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

5

Начало работы.

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы

10

Разминка.

Ужасно-прекрасный рисунок, обсуждение. Участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.

Применение на практике навыка осознавания своих чувств, их анализ, осознавание опыта «делать хуже» и «делать лучше».

25

Работа по теме.

Коллаж - нанесение на ватман представление о своем будущем.

Осознавание себя как полноправной личности и Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

10

Разминка.

«Горячий стул». Один из участников по желанию садится в центр круга, стальные говорят ему, с чем или кем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания участников во время упражнения.

Разрядка.

10

Завершение.

Обмен впечатлениями, анализ полученных навыков.



Общая продолжительность занятия «Мое будущее»-60 минут.







Занятие 10. «Заключительное»

Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

Время,

мин

Этап.

Содержание.

Задача.

5

Начало работы.

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу группы. Важно поговорить с участниками о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознать процесс завершения.

10

Разминка.

Общий рисунок.

Получение позитивных эмоций от совместной деятельности.

25

Разминка.

Можно поиграть во все, что полюбилось во время занятий.

Разрядка, подкрепление позитивного отношения к работе в группе.

10

Работа по теме.

«Ладошка».Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

10

Завершение.

Завершающий обмен впечатлениями. «Ритм».

Подведение итогов.


Упражнение «Ритм». Условия проведения: Выполнять его необходимо в паре с другим человеком.

Два человека встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Те, кто выполняет упражнение, несколько раз меняются ролями.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать о том, что каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом, и чтобы правильно понять человека, необходимо прежде всего почувствовать его внутренний ритм (энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию).

Общая продолжительность занятия «Заключительное»-60 минут.

Оценочный блок

Цель – измерить уровень самооценки подростков, участвовавших в коррекционных занятиях, оценить эффективность программы.

Используемые методики (см.Приложение):

1.Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси.

2. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

3. Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн.




Список литературы

  1. . Казаринова Н.В., Погольша В.М., Куницына В.Я. Межличностное общение. Санкт-Петербург, 2011 год.

  2. . Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М: 2004 год.

  3. . Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.














































Приложение Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Текст методики


1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

16. Капризность

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.





Протокол исследования

Номер ранга 
эталона d1

Свойства личности

Номер ранга 
субъекта d2

Разность 
рангов D

Квадрат разности
рангов d2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Σ d2 =

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу

r = l - 0,00075 x Σ d2
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Интерпретация результатов

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия. 
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень. 
Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. 
В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. 
Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Отчет по результатам исследования особенностей самооценки

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.



Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности
показателей самооценки

Проявления самооценки

в обыденном поведении

в общении в студенческой группе (трудовом коллективе)

в учебной (профессиональной) деятельности

От 4 - 1,0 до + 0,85

Самооценка высокая
Неадекватная

 

 

 

От + 0,84 до + 0,53

Самооценка высокая 
Адекватная

 

 

 

От + 0,52 до -0,1

Самооценка средняя 
Адекватная

 

 

 

От -0,09 до -0,32

Самооценка низкая 
Адекватная

 

 

 

От -0,33 до -1,0

Самооценка низкая 
Неадекватная

 

 

 


















































Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Предлагаем Вам описание различных психических со­стояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

2

1

0

1.

Не чувствую в себе уве­ренности.

 

 

 

2.

Часто из-за пустяков краснею.

 

 

 

3.

Мой сон беспокоен.

 

 

 

4.

Легко впадаю в уныние.

 

 

 

5.

Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях.

 

 

 

6.

Меня пугают трудности.

 

 

 

7.

Люблю копаться в сво­их недостатках.

 

 

 

8.

Меня легко убедить.

 

 

 

9.

Я мнительный.

 

 

 

10.

С трудом переношу вре­мя ожидания.

 

 

 

11.

Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход.

 

 

 

12.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

 

 

 

13.

При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя.

 

 

 

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

 

 

 

15.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной.

 

 

 

16.

Я нередко чувствую себя беззащитным.

 

 

 

17.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

 

 

 

18.

Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.

 

 

 

19.

В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

 

 

 

20.

Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми.

 

 

 

21.

Оставляю за собой пос­леднее слово.

 

 

 

22.

Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника.

 

 

 

23.

Меня легко рассердить.

 

 

 

24.

Люблю делать замеча­ния другим.

 

 

 

25.

Хочу быть авторитетом для окружающих.

 

 

 

26.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

 

 

 

27.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

 

 

 

28.

Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять.

 

 

 

29.

У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция.

 

 

 

30.

Я мстителен.

 

 

 

31.

Мне трудно менять при­вычки.

 

 

 

32.

Нелегко переключаю внимание.

 

 

 

33.

Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.

 

 

 

34.

Меня трудно переубе­дить.

 

 

 

35.

Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться.

 

 

 

36.

Нелегко сближаюсь с людьми.

 

 

 

37.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

 

 

 

38.

Нередко я проявляю упрямство.

 

 

 

39.

Неохотно иду на риск.

 

 

 

40.

Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.

 

 

 

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I.

1 — 10 вопросы

тревожность

II.

11 — 20 вопросы

фрустрация

III.

21 — 30 вопросы

агрессивность

IV.

31 — 40 вопросы

ригидность

I. Тревожность

0 — 7 баллов

не тревожные

8 — 14 баллов

тревожность средняя, допус­тимого уровня

15 — 20 баллов

очень тревожные

II. Фрустрация

0 — 7 баллов

вы имеете высокую самооцен­ку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8 — 14 баллов

средний уровень, фрустрация имеет место

15 — 20 баллов

у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач

III. Агрессивность

0 - 7 баллов

вы спокойны, выдержаны

8-14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

вы агрессивны, невыдержан­ны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность

0 — 7 баллов

ригидности нет, легкая переключаемость

8 — 14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

сильно выраженная ригид­ность, вам противопоказаны смена места работы, измене­ния в семье







Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей


Бланк методики представлен на рис. 1.

Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков


Инструкция

Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя - на самую высокую.

Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

Задание

7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой. Каждая линия имеет название сверху и снизу:

0 здоровый — больной;

1 хороший характер — плохой характер;

2 умный — глупый;

3 способный — неспособный;

4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;

5 красивый — некрасивый;

6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

Порядок проведения

Методика может проводиться фронтально - с целым классом или группой учащихся - и индивидуально с каждым школьником.

При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

Обработка результатов

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

  • По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

  • уровень притязаний в отношении данного качества — по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

  • высота самооценки — от «0» до знака «-»;

  • величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»;

  • в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

  1. Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

  2. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

  1. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верх­ней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотрен­ные инструкцией и т. п.

Оценка и интерпретация результатов (по проведенным экспериментальным данным)

Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1.1, 1.2).

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

Таблица 1.1.

Показатели самооценки и уровня притязаний


Параметр

Количественная характеристика, балл


Низкий



Норма

Очень

высокий



Средний

Высокий

10-11 лет

Уровень притязаний

менее 68

68-82

83-97

98-100 и более

Уровень самооценки

менее 61

61-72

73-85

86-100 и более

12-14 лет

Уровень притязаний

менее 64

64-78

79-93

94-100 и более

Уровень самооценки

менее 48

48-63

64-78

79-100

15-16 лет

Уровень притязаний

0-66

67-79

80-92

93-100 и более

Уровень самооценки

0-51

52-65

66-79

80-100

Таблица 1.2.

Показатели расхождения самооценки

и уровня притязаний


Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

10-11 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

0-7

8-22

более 22

Степень дифференцированности притязаний

0-4

5-19

более 19

Степень дифференцированности самооценки

0-5

6-20

более 20

12-14 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

0-10

11-25

более 25

Степень дифференцированности притязаний

0-9

10-23

более 23

Степень дифференцированности самооценки

0-12

13-25

более 25

15-16 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

0-8

9-26

более 26

Степень дифференцированности притязаний

0-11

12-26

более 26

Степень дифференцированности самооценки

0-11

12-25

более 25



Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

Проведение беседы

Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.


При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

  • внимательно слушать школьника;

  • выдерживать паузу, не торопить школьника;

  • в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник и т. п.);

  • задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;

  • не подсказывать «забытых» слов, выражений;

  • задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;

  • держаться свободно, без напряжения;

  • регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с соответствующими характеристиками речи школьника;

  • не давать оценочных суждений как вербальных, так и невербальных;

  • эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответе;

  • общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!