Коррекционная программа по развитию исследовательской мотивации и исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Целью данной программы является создание условий для развития исследовательской мотивации и исследовательских умений младших школьников. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- углубление и расширение знаний учащихся.
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, распределение, концентрация, расширение объёма.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, улучшить показатели развития объема слуховой, зрительной памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
Программа рассчитана на 15 часов, распределен во времени (1–2 раза в неделю по 30–35 минут).
Для проведения занятия необходимо достаточно просторное помещение, занятия проводятся в кабинете психолога. В процессе проведения коррекционно–развивающих занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, рисунки, карточки, бланки с образцами заданий.
Для эффективности работы в группе следует учитывать некоторые требования по ее комплектованию:
- Количество детей не должно превышать 6-8 человек.
- Разница в возрасте не должна превышать 1-1,5 года.
Этапы каждого занятия:
Вводная часть (5 мин): приветствие (установление эмоционального контакта), упражнения мозговой гимнастики или точечный массаж ладоней с помощью индивидуальных массажеров «каштанов».
Основная часть (20–25 мин) – упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук. С целью избежание утомления и поддержания интереса у учащихся, письменные упражнения в альбомах чередуются с устными или игровыми.
Заключительная часть (5 мин) – подведение итогов занятия и рефлексия. Обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.
Заключительный этап включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.
Программа построена по следующему алгоритму:
- Занятие 1-3 ориентированно на создание рабочей атмосферы, формирование правил группы, пояснение ожиданий учеников.
- Занятия 4-8 ориентированы на формирование положительной реакции ребенка в отношении с другими.
- Занятия 9-14 способствуют формированию общеинтеллектуальных умении и навыков.
- Занятие 15 (итоговое занятие) представляет собой подведение результатов работы.
Для построения занятий используется следующая схема.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
Следующим этапом занятия является упражнения, тематически связанные с целью занятия, которые выполняют функцию эмоционального стимуляции, необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам.
Работа по теме состоит из нескольких упражнений, создающих условия для достижения целей каждого занятия.
Последним этапом является рефлексия, включенная в ритуал прощания.
Планируемые результаты.
По результатам занятий для учащихся должны быть характерны следующие показатели:
умение принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу;
умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность учеников, и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий);
изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;
В течении занятий по программе целесообразно вести «дневник посещаемости» занятий. Это позволяет оценивать динамику отношения к школе каждого ребенка.
Занятие 1.
Задачи:
- развитие мышления, комбинаторных умений и навыков;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие пространственных представлений (направления движения, понятия слов «над», «под», «на», «слева», «справа», «сверху» и т. д.).
- развитие способности к запоминанию , активизация внимания.
Вводная часть
Упражнение «Снежный ком».
Первый участник (например, сидящий слева от ведущего или сам тренер) называет свое имя и жестом показывает свой символ. Следующий – повторяет имя и символ предыдущего, вежливо кивая ему, а затем называет себя и демонстрирует свой символ . Третий участник повторяет последовательно два имени с соответствующими им символами и представляет себя. И так повторяют все участники. Упражнение заканчивается тогда, когда первый участник назовет всю группу по имени.
Основная часть:
Сейчас мы совместно будем сочинять “цветную” сказку, а чтобы её лучше запомнить будем использовать цветные карандаши.
- Жила-была тучка… какая? (синяя)
- Возьми синий карандаш и положи перед собой грифелем вниз, слева на право.
- Гуляла она по небу… какому? (голубому)
- Возьми голубой карандаш и положи, перед собой за синим карандашом.
- Закрывала тучка солнце… какое? (жёлтое)
- Возьми жёлтый карандаш и положи его после голубого.
- И тогда шёл дождь… какой? (серый)
- Возьми серый карандаш и положи справа от жёлтого.
- После дождя пробивалась трава… какая? (зелёная)
- Возьми зелёный карандаш и положи за серым.
- А потом вырастали ромашки… какие? (белые)
- Возьми белый карандаш и положи после зелёного.
- Рядом с ромашками поспели ягоды …какие? (красные)
Вот такая получилась у нас “цветная” сказка! А теперь постараемся вспомнить её с помощью карандашей, которые мы выкладывали.
Упражнение "Найдите слова".
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово:
(смех, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель).
Коррекционно-развивающая часть
Задание «Составь рассказ».
Материал к заданию: плакат с изображенным рисунком.
Учащиеся рассматривают рисунок и составляют рассказ о том, что они видят, используя слова: над, под, на, слева, справа, сверху и т.д.
Задание «Запомни порядок».
Ход игры: психолог расставляет картинки (заяц, лиса, мышь,…до 9 картинок) друг за другом в произвольном порядке. Сначала выставляется 3 картинки, дети запоминают и записывают в тетради. Каждым разом добавлять по одной (2)картинке.
Упражнение «Кто кем будет?»
- Я буду называть предметы и явления, а вы должны ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, почки на деревьях, кирпичи, ткань, день, ученик, слабый, лето.
Может существовать несколько ответов на один вопрос.
Заключительная часть.
На доске цветок, грибок листик и бабочка. Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то посади бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик.
Занятие 2.
Задачи:
- развитие логического мышления;
- развитие внимания.
1) Вводная часть.
- Здравствуйте! Улыбнитесь! Пожелаем друг другу хорошего настроения!»
Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его.
2) Основная часть.
- Сейчас я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года.
Упражнение «Бывает или нет?»
Выпал снег, и зацвели подснежники (так не бывает)
А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику (так не бывает)
А почему? Когда катаются на лыжах? А когда собирают землянику?
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег (так не бывает)
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу (правильно, такое бывает)
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки (такое не бывает)
А почему? Когда зацветают цветы? А когда улетают птицы? Когда на деревьях распускаются почки?
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха (такое не бывает)
А почему?
Упражнение « Корзина Красной Шапочки»
В эту игру нужно играть с группой детей . Взрослый начинает игру словами : « Красная Шапочка собирается в гости к бабушке . Она положила в корзину сладкий пирог» . Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-то свое , например : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке . Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки» . Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то свое и т.д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и все , что в ней лежит .
3) Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение «Сколько букв?»
Ну, а сейчас узнаем, внимателен ли ты! Тебе дан текст, нужно просмотреть все слова этого текста и зачеркнуть букву “А” простым карандашом, на это задание тебе даётся 5 минут.
ДОЖДИК
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет наш огород.
Итак, сколько букв “А” ты зачеркнул? (13) А ты догадался, о чем идет речь? ( о дожде).
Упражнение «животные»
В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
4) Заключительная часть. Упражнение «Доброе тепло»
Все встают в круг. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму реку соседу справа – передам своё доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу.
Занятие 3.
Задачи:
- развитие внимания, наблюдательности;
- развитие мышления
Вводная часть
Упражнение «Мое имя»
Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя.
Основная часть
Упражнение «Назови предметы»
Ребята по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию психолога называют слова на темы: «овощи», «мебель», «одежда», «посуда», «растения», «магазин».
Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение ««Ищем ошибки в тексте»
Участники сидят на своих местах. Условия игры, ведущий готовит 2 варианта текста, во второй вариант вносится несколько изменений. После прочтения обоих вариантов текста участники игры должны на листке бумаги записать отмеченные изменения. Тот из участников правильно отличает все изменения, все допущенные в тексте ошибки, побеждает.
Москва, горох, Масква, гарох
Мороз, ворона, Марос, варона
Ручка, дерево. Ручька, дереба
Упражнение «Кто летает?»
«Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…
Заключительная часть.
Упражнение «Доброе тепло»
Все встают в круг. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму реку соседу справа – передам своё доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу.
Занятие 4.
Задачи:
- развитие словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным явлением.
- Учить объединять предметы по признакам.
.
Вводная часть
Дыхательная гимнастика.
Медведь в берлоге крепко спит
И шумно весело сопит.
Вдох, выдох.
Теперь, мы медведи. Как в берлоге спится? Хорошо, мягко, тихо, тепло.
Обучающая часть
Упражнение «Времена года»
Цель: развитие словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным явлением.
Взрослый зачитывает детям приметы разных времен года и просит выбрать те, которые соответствуют зиме, весне, лету и осени.
Для наглядности можно использовать картинки с изображением явлений природы в разное время года.
Признаки времени года
Лужи , слякоть, листопад
Земляника, жара, каникулы
Подснежники, почки на деревьях
Мороз, Новый год, сосульки, каток, санки, снег
В дополнение к этому заданию можно попросить детей составить небольшие рассказы, например:” Как я провел лето”
” В какие игры можно играть с друзьями зимой”
” Моя помощь бабушке и дедушке при сборе урожая” и т. д
Упражнение «Подбери картинки», «Кто больше составит пар»
Цель: Учить объединять предметы по признакам.
Скажи по – другому:
Дети - …(ребята, малыши, детвора)
Дом - …
Заяц - …
Аккуратный - …
Грустный - …
Крупный - …
Бежать - …
Веселиться - …
Идти - …
Плакать - …
Говорить - …
Коррекционно-развивающая часть
Упражнение «Назовите предмет»
Назовите предметы, которые обладают определенными свойствами.
Про какие предметы можно сказать, что они:
Твердые и жидкие;
Холодные и газообразные;
Теплые и непрочные;
Прочные и вредные;
Сырые и сухие;
Твердые и мягкие;
Пушистые и колючие;
Широкие и удобные;
Душистые и жидкие;
Мокрые и подвижные;
Хрустящие и вкусные.
Упражнение ««Магазин без продавца»
В магазин (на столе учителя) - разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку - чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребенок - покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара. Мяч, кубик, пенал, книги, тетрадь, часы, карандаш, краски, «Лего» и т.п.
Заключительная часть
Упражнение «Доброе тепло»
Все встают в круг. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму реку соседу справа – передам своё доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу.
Занятие 5.
Задачи:
- развитие внимания, логического мышления;
- развитие наблюдательности.
Вводная часть.
- «Улыбнитесь! Желаем друг другу хорошее настроение!»
Упражнение «Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть.
Упражнение «Так бывает или нет?»
Рыба летает?
Снег зеленый?
Зимой холодно?
Кошка умеет лаять?
Лиса рыжая?
Лед холодный?
Соль сладкая?
Сейчас лето ?
Мяч квадратный?
Упражнение «Назовите общие признаки».
а) яблока и арбуза
б) кошки и собаки
в) книги и тетради
г) стола и стула
3) Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение «Зашифрованные слова»
Прочитать слова, зашифрованными цифрами
о л п м а р е б с ы н м у я к
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
216545-(лопата)
678(14)45-(ребята)
456(13)9(14)-(маруся)
9(10)(11)-(сын)
6(13)(15)-(рука)
Упражнение «Шерлок Холмс».
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.
4) Заключительная часть.
Упражнение «Воздушный шар»
Выполняется стоя, руки вдоль туловища. Психолог считает до трех - все делают глубокий вдох и задерживают дыхание («надуваются»,как воздушный шар), психолог снова считает до трех и все делают плавный выдох (воздушный шар сдувается).
Занятие 6.
Задачи:
- учить объединять предметы по определенным признакам;
- развитие мышления
Вводная часть.
- Улыбнитесь! Желаем друг другу хорошее настроение!
Дыхательная гимнастика.
Медведь в берлоге крепко спит
И шумно весело сопит.
Вдох, выдох.
Теперь, мы медведи. Как в берлоге спится?
Хорошо, мягко, тихо, тепло.
Основная часть.
Упражнение « «Разрезные картинки»
Детям предлагается из разрезанной картинки, составить целостную картинку.
Упражнение «Подбери слово»
Маленькая, острая, стальная ....
Большая, грозовая.................
Жидкая, горячая, сладкая........
Чистая,, прозрачная...............
Лохматый, рогатый, бородатый
Темный, дремучий.................
Веселый, быстрый, журчащий .
Сухое, душистое, свежее.........
Трусливый, серый.................
Рогатая, рыжая.....................
Большая, злая лохматая..........
Бурый, косолапый.................
Круглый, резиновый, легкий ....
Зимняя, меховая, теплая ………..
Белое, жидкое, вкусное…………
Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение: « Из чего что?»
Из чего, что делают?
Из чего делают растительное масло?
Из чего делают сахар?
Из чего делают ситец?
Из чего делают бумагу?
Из чего делают шпроты?
Из чего делают бензин?
Из чего делают хлеб?
Из чего делают манную крупу?
Из чего делают шоколад?
Из чего делают асфальт?
Игра «Да» и «нет» не говори».
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и
«нет».
Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:
Ты сейчас дома?
Тебе 6 лет?
Ты учишься в школе?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Кошки умеют лаять?
Яблоки растут на елке?
Сейчас ночь?
Упражнение. «Найди предметы»
Рассмотри картинку, что здесь изображено (зашумлённая картинка).
(ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).
Заключительная часть.
- На доске цветок, грибок листик и бабочка. Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то посади бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик.
Занятие 7.
Задачи:
- Развитие внимания учащихся.
- Развивать логического мышления
- Развитие зрительной памяти
- Развитие наблюдательности
Вводная часть
Упражнение «Здоровалки»
Дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и говорит пожелание. Первый здоровается психолог. Когда все дети поздороваются, сходятся к центру и обнимаются вместе.
Обучающая часть
Упражнение « Слова»
Цель: упражнение по развитию внимания учащихся.
Найти среди букв «спрятавшиеся» слова.
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
Упражнение “Загадки”
Цель: логического мышления
1)- На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
2)- Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
3) Девочку Лену спросили:
- У тебя есть сестра?
- Есть.
- А у твоей сестры есть сестра?
- Нет, - ответила Лена.
А как ты думаешь?
4) Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
5) У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
6) У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
Коррекционно-развивающая часть
Упражнение «ФИГУРЫ»
Цель : развитие зрительной памяти
К
акой фигуры не хватает в каждом треугольнике?
Упражнение «Найдите ошибки в словах»
Прочитайте слова, и найди те необходимые ошибки, зачеркните и поставьте нужную букву.
фамолет пуловица
маразин свег
стакач шулавка
мозлята весня
олотник анфека
капусла ромната
ченточка лисвок
Заключительная часть
Рефлексия «лесенка роста»
Подведение итогов занятия. Учащиеся сами отвечают на вопросы о том, чему они научились на данном уроке и оценивают свой успех, с помощью «лесенки роста» (у каждого в альбоме на первой странице приклеено изображение лестницы с написанными на каждой ступеньке номерами 15 занятий).
Детям предлагается оценивать свои старания, закрашивая ступеньку занятия одним из трех цветов: красным – очень хорошо занимался, все получилось; зеленым – старался, но были некоторые ошибки, что–то не получилось; синим – был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии).
Занятие 8.
Задачи:
- развитие умения выделять признаки в предметах;
- развитие умения обобщать предметы по существенным признакам.
- сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Вводная часть.
Упражнение «Подари улыбку».
Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное .
Основная часть
Упражнение « Что лишнее?»
Детям предлагаются любые три слова:
птицы, лисица, огурец
собака, помидор, солнце
корова, ботинки, трава
курица, пшеница, подушка
гусь, лягушка, тина.
Упражнение «Назови одним словом»
Автобус, машина, трактор, самолет-…
Круг, квадрат, треугольник-…
Красный, желтый, синий, черный-…
Корова, конь, овца, коза -...
Север, юг, запад, восток -...
Заяц, лиса, белка, волк-…
Холодильник, телевизор, пылесос, утюг-…
Сосна, дуб, тополь, липа -...
Англия, Германия, Россия -...
Босоножки, сапоги, туфли -...
Каша, суп, компот, гуляш-…
Щука, сом, карась, окунь -...
Лопата, метла, грабли-…
Клоун, акробат, жонглер, дрессировщик -...
Коррекционно-развивающая часть
Упражнение “Исследователь”.
Выберите какой-нибудь предмет и начните его
изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство,
признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно:
назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные
признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего
сделан; похож "на", отличается "от" (каких - нибудь других предметов); что
случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д..
Упражнение «Один лишний».
Приготовьте предметы или картинки, которые имеют
отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы,
фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы,
мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4
картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы.
Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная
часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить
их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому
отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо
внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое
решение.
Заключительная часть.
Упражнение «Доброе тепло».
Все встают в круг. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму реку соседу справа – передам своё доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу
Занятие 9.
Задачи:
- развитию внимания учащихся.
- развитию мышления, наблюдательности.
Вводная часть.
Упражнение «Здоровалки» .
Дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и говорит пожелание. Первый здоровается психолог. Когда все дети поздороваются, сходятся к центру и обнимаются вместе.
Основная часть.
Упражнение «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».
Примерные ответы:
роль – моль, соль, боль, ноль, руль;
мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;
село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;
лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;
код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;
нора
– нота, нога, гора, пора, кора, Нюра;
рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;
роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.
Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение «Сколько трехугольников? четырехугольников?»
Необходимо сосчитать сколько всего треугольников и четырехугольников во всех фигурах.
Упражнение « Слова»
Найти среди букв «спрятавшиеся» слова.
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
4) Заключительная часть.
Рефлексия «лесенка роста»
Подведение итогов занятия. Учащиеся сами отвечают на вопросы о том, чему они научились на данном уроке и оценивают свой успех, с помощью «лесенки роста» (у каждого в альбоме на первой странице приклеено изображение лестницы с написанными на каждой ступеньке номерами 15 занятий).
Детям предлагается оценивать свои старания, закрашивая ступеньку занятия одним из трех цветов: красным – очень хорошо занимался, все получилось; зеленым – старался, но были некоторые ошибки, что–то не получилось; синим – был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии).
Занятие 10.
Задачи:
- учить объединять предметы по признакам.
- развитие логического мышления
Вводная часть.
Упражнение «Подари улыбку».
Основная часть.
Упражнение Игра с мячом « Я знаю»
Я знаю 5 имен мальчиков..........
Я знаю 5 имен девочек.............
Я знаю 5 цветов......................
Я знаю 5 городов....................
Я знаю 5 животных................
Я знаю 5 птиц.......................и т.д
Упражнение «Подбери картинки», «Кто больше составит пар»
Скажи по – другому:
1. Дети - …(ребята, малыши, детвора)
2. Дом - …
3. Заяц - …
4. Аккуратный - …
5. Грустный - …
6. Крупный - …
7. Бежать - …
8. Веселиться - …
9. Идти - …
10. Плакать - …
11. Говорить - …
3) Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение: « Из чего что?»
Из чего, что делают?
Из чего делают растительное масло?
Из чего делают сахар?
Из чего делают ситец?
Из чего делают бумагу?
Из чего делают шпроты?
Из чего делают бензин?
Из чего делают хлеб?
Из чего делают манную крупу?
Из чего делают шоколад?
Из чего делают асфальт?
Игра «Да» и «нет» не говори».
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и
«нет».
Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:
Ты сейчас дома?
Тебе 6 лет?
Ты учишься в школе?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Кошки умеют лаять?
Яблоки растут на елке?
Сейчас ночь?
4) Заключительная часть.
На доске цветок, грибок листик и бабочка. Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то посади бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик.
Занятие 11.
Задачи:
- развитие внимания, наблюдательности;
- развитие мышления.
Вводная часть.
Игра «Доброе слово».
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорить что-то приятное о своем соседе, говорящий смотрит в глаза, тому, о ком говорит.
Основная часть.
Упражнение "Найдите слова".
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово:
(смех, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель).
Коррекционно-развивающая часть.
Упражнение ««Магазин без продавца»
В магазин (на столе учителя) - разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку - чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребенок - покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара. Мяч, кубик, пенал, книги, тетрадь, часы, карандаш, краски, «Лего» и т.п.
Упражнение “Исследователь”.
Выберите какой-нибудь предмет и начните его
изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство,
признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно:
назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные
признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего
сделан; похож "на", отличается "от" (каких - нибудь других предметов); что
случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д..
Занятие 12.
Задачи:
- Развитие слуховой памяти
- Развитие речи и мышления
- Развитие зрительной памяти
Вводная часть
Упражнение «Соображайка».
Назовите 6-й месяц года?
Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
Назовите 4-ю букву алфавита?
Женщина, у которой есть внуки?
Домик для собаки?
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
Гриб в горошек?
Основная часть.
Задание «Запомни порядок».
Ход игры: психолог расставляет картинки (заяц, лиса, мышь,…до 9 картинок) друг за другом в произвольном порядке. Сначала выставляется 3 картинки, дети запоминают и записывают в тетради. Каждым разом добавлять по одной (2)картинке.
Коррекционно-развивающая часть
Задание «Составь рассказ».
Материал к заданию: плакат с изображенным рисунком.
Учащиеся рассматривают рисунок и составляют рассказ о том, что они видят, используя слова: над, под, на, слева, справа, сверху и т.д.
Упражнение «Кто кем будет?»
- Я буду называть предметы и явления, а вы должны ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, почки на деревьях, кирпичи, ткань, день, ученик, слабый, лето.
(Может существовать несколько ответов на один вопрос).
Заключительная часть.
Упражнение «Доброе тепло»
Все встают в круг. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму реку соседу справа – передам своё доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу.
Занятие 13.
Задачи:
- Развитие вербально-понятийного мышления.
- Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
- Развитие внутреннего плана действия.
Вводная часть
Улыбнитесь! Желаем друг другу хорошее настроение!»
Дыхательная гимнастика.
Медведь в берлоге крепко спит
И шумно весело сопит.
Вдох, выдох.
Теперь, мы медведи. Как в берлоге спится? Хорошо, мягко, тихо, тепло.
Обучающая часть
Упражнение» Забавные пословицы»
Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.
1. Трус своей лени боится. (Лени – тени)
2. Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)
3. Вола ноги кормят. (Вола – волка)
4. Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)
5. От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра)
6. В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух)
7. Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона)
8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. (Водители – родители)
9. Своя щука – владыка. (Щука – рука)
10.Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду)
Упражнение«Расположи слова» (от частного к общему понятию).
Вводная беседа: Употребляя слова мы понимаем друг друга, потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи и события. Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы… Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, спелые и неспелые, сочные и несочные. После объяснения учащиеся приводят свои примеры, которые записываются на доске.
Планета – Земля Дробь – число
Солнце – звезда Квадрат – многоугольник
Ребенок – мальчик Единица длины – метр
Растение – дерево Единица времени – час
Зерновая культура – рожь Сложение – математическое действие
Коррекционно-развивающая часть
Упражнение « Слова»
Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких других.
ГАЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬ-ЯК, КОРОВА, ПИР, ПАР-О-ВОЗ, ЛАД-УШКИ, ОСИНА, МОЛ-ОКО, МАШИНА, ПОГОДА, КОЛ-БАСА, ЗАРЯДКА, ДО-ЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫ-ЛАЗКА, ПАР-О-ХОД, СНАРЯД.
Упражнение « Квадраты»
Найди пару квадратиков, которые получены путём переворотов, обведи номера. Ответ: 1-5, 2-6.
Заключительная часть
Упражнение «Доброе тепло»
Все встают в круг. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки нежно и бережно. Так, словно ладошка вашего друга из хрупкого хрусталя. Мы закроем глаза. В наших ладонях доброе тепло. Я пожму реку соседу справа – передам своё доброе тепло, он – следующему и так по кругу. Всем спасибо. И будьте всегда добры друг к другу.
Занятие 14.
Задачи:
- развитие мышления, комбинаторных умений и навыков;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие способности к запоминанию , активизация внимания.
Вводная часть.
Игра «Доброе слово».
Основная часть.
- Сейчас я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года.
Упражнение «Бывает или нет?»
Выпал снег, и зацвели подснежники (так не бывает)
А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику (так не бывает)
А почему? Когда катаются на лыжах? А когда собирают землянику?
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег (так не бывает)
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу (правильно, такое бывает)
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки (такое не бывает)
А почему? Когда зацветают цветы? А когда улетают птицы? Когда на деревьях распускаются почки?
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха (такое не бывает)
А почему?
Коррекционно-развивающая часть.
Ну, а сейчас узнаем, внимателен ли ты! Тебе дан текст, нужно просмотреть все слова этого текста и зачеркнуть букву “Е” простым карандашом, на это задание тебе даётся 3 минуты.
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Итак, сколько букв “Е” ты зачеркнул? А ты догадался, о чем идет речь? ( о снеге).
Упражнение «Зашифрованные слова»
Прочитать слова, зашифрованными цифрами
о л п м а р е б с ы н м у я к
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
216545-(лопата)
678(14)45-(ребята)
456(13)9(14)-(маруся)
9(10)(11)-(сын)
6(13)(15)-(рука)
Заключительная часть
На доске цветок, грибок листик и бабочка. Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то посади бабочку на цветок, если не очень понравилось, то на грибок. А если вообще не понравилось, то на листик.
Занятие 15.
Задачи:
- Развитие понятийного мышления (отношение «целое-часть»).
- Развитие пространственных представлений.
- Способность самостоятельно мыслить, рассуждать.
- Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
Вводная часть
Кто это или что это?
Рыбок дома держат в нём, что это за водоём? (Аквариум)
Как зовём мы человека, который зимой купается в реке? («Морж»)
Ствол деревьев покрывает и надёжно защищает. (Кора)
Если зрение пропало, время их носить настало. (Очки)
По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит … (Крокодил)
Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор)
Мороженое в шоколаде. (Эскимо)
Страна всех сумчатых. (Австралия)
Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)
Вторая буква слова-отгадки на загадку: на прогулке бегуны одинаковой длины через луг бегут к березке, тянут за собой полоски. («Ы», лыжи)
Обучающая часть
Упражнение «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».
Примерные ответы:
роль – моль, соль, боль, ноль, руль;
мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;
село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;
лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;
код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;
нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра;
рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;
роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.
Коррекционно-развивающая часть
Упражнение Подбери противоположное слово по смыслу».
Ответы:
1. Начало – конец 6. Жизнь – смерть
2. День – ночь 7. Высокий – низкий
3. Замерзание – оттаивание 8. Толстый – тонкий
4. Твёрдый – мягкий 9. Красивый – безобразный, уродливый
5. Лёгкий – тяжёлый 10. Увеличить – уменьшить
Заключительная часть
Упражнение «Воздушный шар».
Выполняется стоя, руки вдоль туловища. Психолог считает до трех - все делают глубокий вдох и задерживают дыхание («надуваются»,как воздушный шар), психолог снова считает до трех и все делают плавный выдох (воздушный шар сдувается).