СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная программа " Развитие речи" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа " Развитие речи" 2 класс»

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая программа по развитию речи разрабатывалась для школьников 2 класса с ЗПР, имеющих речевые нарушения, поэтому носит коррекционную и развивающую направленность. Данная программа нацелена на преодоление типичных трудностей младшего школьника с ЗПР , вызванных неуспеваемостью, и путей их преодоления.

Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР, уже на первый взгляд, не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он  часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им  в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ от игры. Игровая деятельность отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
   Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности.

  В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

  Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

  Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. К этому времени у них не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такие дети с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто смешивают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном написании текста. Поэтому в 1 классе у таких детей возникают трудности в процессе обучения.

 Для детей с ЗПР, имеющих вторичные отклонения, недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. В условиях массовой школы дети с ЗПР имеющих вторичные отклонения, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка. В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника понимают:

- пропуски букв в письменных работах ;

- орфографические ошибки, при хорошем знании правил;

- невнимательность и рассеянность;

- трудности при решении математических задач;

- трудности в пересказе текста;

- неусидчивость;

- трудности в усвоении новых знаний;

- постоянная грязь в тетради;

- плохое знание таблицы сложения (умножения);

- трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

Цель программы: максимальное приближение уровня речевого развития ребенка с ЗПР к возрастной норме, формирование базы для успешного освоения школьных образовательных программ.

Задачи:

  1. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребенка.

  2. Обучать приемам языкового анализа и синтеза.

  3. Пополнять и уточнять лексический запас.

  4. Развивать грамматический строй речи.

  5. Развивать связную речь.

  6. Развивать высшие психические функции ( внимание, восприятие, память, мышление)

  7. Развивать мелкую моторику кистей рук, речевую моторику, речеслуховые, речедвигательные, зрительномоторные координации.

  8. Расширять круг представлений об окружающей действительности.


Программный материал данного курса призван восполнять проблемы речевого развития детей, давать им практическую речевую подготовку, развивать и обогащать представление учащегося об окружающем мире, повышать уровень их общего развития, учить осмысленно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли.

При ЗПР, отягощенной общим недоразвитием речи, у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, поэтому школьники данной группы испытывают большие трудности в самостоятельном конструировании высказывания, распространении фразы, рассказа, сообщения. Каждый учащийся имеет свой словарь весьма отличный от словаря других. Используемые слова произносятся искренне и употребляются не всегда верно. Учащиеся стараются изменить слова по родам, числам, падежам, лицам, временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. Наблюдаются грубые недостатки произношения звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов.

Не меньшие трудности доставляет им пересказ прочитанного или услышанного. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определённой ситуацией. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения очень медленно.

Связная речь является фундаментом для полноценного формирования письменной речи. А если письменная речь строится на дефектном фундаменте устной речи, то это приводит к серьезным препятствием в освоении учащимися школьной программы.

Существующие методики обучения не всегда учитывают актуальные возможности детей с ЗПР, отягощенной общим недоразвитием речи. В связи с этим недостаточно разработанной оказывается система помощи школьникам в процессе создания связного речевого сообщения.

Методика работы по данной программе выстроена таким образом, что учащиеся на каждом занятии сначала знакомятся с лексическим материалом, тем самым обогащается, уточняется их словарный запас, т.е. ведется работа на уровне слова. Следующий этап - это работа на уровне предложения, где уч-ся овладевают навыками словотворчества, словоизменения в контексте устных предложных конструкции. После овладения навыками конструирования отдельных предложений, фраз, уч-ся учатся оформлять развернутое связное высказывание с опорой на серию картинок, словесный план, постепенно овладевая конечным результатом - самостоятельное составление рассказа по картине. На уроках по развитию речи учащийся получает практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности, развиваются память, внимание, мышление.

Такой подход способствует поэтапному формированию и развитию связной речи учащихся, коммуникативных навыков, даёт возможность коррекции нарушенной функции устной речи, тем самым, избавляя детей от школьной дезадаптации или значительно снижая её проявление.

Учебно - тематический план.

Цель программы: максимальное приближение уровня речевого развития ребенка с ЗПР к возрастной норме, формирование базы для успешного освоения школьных образовательных программ.

Категория обучающихся: дети с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения

Срок обучения: сентябрь - май


Наименование тем

Всего часов


Лето

1 ч.

1

«Как я отдохнул летом».

Составление рассказа по вопросам.

1 ч.


Описания классной комнаты.

2 ч.

2

Классная комната.


Составление предложения с данным словом.


1 ч.

3

Классная комната.

Составление рассказа- описания классной комнаты.


1 ч.

4

Правила дорожного движения

1ч.


Фрукты, овощи


1 ч.


Овощи.

Рассказ – описание «Помидор»

1 ч.

5

Фрукты.

Рассказ-описание «Груша»


1 ч.


Осень

2 ч.

6

Пересказывание рассказа «В парке осенью».

Незаконченные предложения.


1 ч.

7

Составление рассказа по собственным наблюдениям.



1 ч.


Деревья, кустарники

2 ч.

8

Описание кустарника «Смородина»


1 ч.

9

Описание-сравнение по основным отличительным признакам

деревьев ( кора, листва) «Осина» - «Дуб»

1 ч.


Зима

1ч.

10

Составление связного рассказа «Зима»


1 ч.


Семья

2 ч.

11

Моя семья.


1 ч.



Весна

3ч.

12

Весна. Составление рассказа по итогам экскурсии

1 ч.


13

Составление рассказа по картинке. Ранняя весна Н.Я. Тембеевой

1 ч.

14

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»


1 ч.


Прилетные птицы.

1 ч

15

Работа с деформированным текстом


1 ч.


Насекомые

2 ч.

16

Изложение текста «Жук на верёвочке».


1 ч.

17

Работа с деформированным текстом


1 ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!