СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа на уроках с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа на уроках с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа на уроках с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»



Коррекционная работа на уроках и воспитательных занятиях.

Коррекционная работа является основной специфической задачей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Она нацелена на устранение, а если это невозможно, например, при различных состояниях умственной отсталости, то на смягчение дефектов в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности развития личности в целом, так как дефект влияет не на отдельную функцию, а на социальную полноценность в целом.

Принципы коррекционной работы.

  • принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

  • принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка — во-первых, такая коррекция должна иметь характер активного формирующего воздействия, оказывающего целенаправленное влияние на генезис и становление психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», направленной на упражнение и упрочение уже имеющихся у ребенка функций и способностей, коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер и направлена на формирование тех психологических способностей, которые составляют ближайшую перспективу развития, определяя уровень развития ребенка в соответствии с социальными ожиданиями и нормами;

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач — цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития);

  • принцип единства диагностики и коррекции — эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного и всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий;

  • деятельностный принцип коррекции — генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в «трудных», конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;

  • принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической детской психологии;

  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе — успех коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозможным, полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с его социальным окружением, что требует от взрослых как активных «строителей» этих отношений целенаправленных, активных и осознанных действий.

Примерные коррекционные упражнения на уроках и занятиях.

  • Развитие внимания.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке и т.д. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, можно применять эстафеты. Условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, нельзя!

А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру — какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.

  • Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук. (Электронное приложение)

  • Групповая гимнастика. Подвижные игры. (Электронное приложение)

  • Психогимнастика. (Электронное приложение)

  • Комплект развивающих раскрасок, игр – упражнений. (электронное приложение).



Список, используемых ресурсов.

  1. Психологический словарь. http://5fan.ru/wievjob.php?id=6155

  2. Групповая гимнастика http://modernlib.ru/books/solnceva_vera/200_uprazhneniy_dlya_razvitiya_obschey_i_melkoy_motoriki/read_1/

  3. http://www.phantastike.com/link/practic_psychology/psihogimnastika.zip Психогимнастика.

  4. http://www.twirpx.com/file/1301807/ Комплексы упражнений. Раскраски.































КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11

















КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.



















Педагог – психолог Васильева А.Ю.









п. Ванино, 2014