СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по развитию письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое творческое письмо? Особенности развития навыков письменной речи у детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по развитию письменной речи у обучающихся младшего школьного возраста»

Коррекционная работа по развитию письменной речи у детей младшего школьного возраста

Что такое творческое письмо? В данном случае это не совсем то, что вкладывают в это понятие наши зарубежные коллеги. Напомним, что, по мнению ряда зарубежных авторов, творческое письмо – это свободное (и прежде всего художественное) письмо. Во всяком случае, именно так понимается термин (Сreative Writing) в Великобритании, где подобным образом называют дисциплину, преподаваемую в британских университетах с XIX века. Считается, что каждый уважающий себя джентльмен в состоянии написать по-английски качественный художественный текст, стихотворение или мемуары. Правда, сегодня содержание этой дисциплины расширилось: задачи творческого письма стали более приземленными, практикоориентированными. Прекрасным опытом проведения специальных творческих мастерских владеет Франция1.

Творческое письмо в нашем понимании – это коммуникативно-ориентированный продуктивный вид письменной речевой деятельности, ценностью и целью которого является сам творческий (речевой, коммуникативный) процесс. До тех пор, пока учитель будет рассматривать текст, созданный учеником, как конечный продукт для исправления ошибок, ученик будет бояться писать. Учитель должен рассматривать созданный учеником текст как эскиз, набросок, над которым ученик вместе с учителем работает дальше, улучшая тем самым этот продукт. В центре этой работы апробация собственных сил ученика, а не целенаправленный поиск ошибок как повод для наказания за его попытку.

Подчеркнем также ряд особенностей развития навыков письменной речи у детей с ОВЗ:

  1. В силу несформированности зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ часто имеет место несогласованная работа руки и глаза.

  2. Эти дети гораздо быстрее устают от перенапряжения в процессе письма, теряя интерес к уроку и рассеивая внимание на неучебные вещи.

  3. При этом дети с ОВЗ, как все другие дети, любят играть, испытывают удовольствие от творчества.

Таким образом, принципиальное значение в работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью, имеет использование письменных упражнений, предусматривающих прохождение детьми взаимосвязанных этапов:

  1. Воспроизведение действий по образцу в целях их закрепления.

  2. Применение усвоенных действий в новых условиях.

  3. Выполнение упражнений творческого характера.

Необходимо особо отметить, что не стоит готовить творческие задания персонально для детей с ОВЗ и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера даются всему классу. Но при их оценивании в первую очередь обращается внимание на позитивную динамику в сравнении с предыдущим результатом. Так, известный американский психолог Р. Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными (эффект Розенталя, или эффект Пигмалиона2). Скорее, в коррекционно-развивающей работе речь идет о необходимости сбалансировать индивидуальные и фронтальные формы организации, предусмотреть их чередование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!