2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Приём «Собери слова» | -Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня займёмся с вами? -Правильно. А для того, чтобы узнать, как будет называться произведение, которое мы сегодня начнём читать, нужно вспомнить, что вы проходили на прошлом уроке литературного чтения. С каким произведением вы познакомились? -Очень хорошо. Но знать название произведения недостаточно. У меня в мешочке лежат листочки с вопросами по произведению «Иван царевич и серый волк». На листочках сбоку написана буква, которую вы выиграете, если правильно ответите на вопрос. Вопросы 1. Сколько сыновей было у царя? А. Пять Б. Три В. Один 2. Назови имя царя, у которого было 3 сына. А. Берендей Б. Балдуин В. Бердибек 3. Что воровали из царского сада? А. Цветы Б. Сливы В. Яблоки 4. Кто воровал яблоки из царского сада? А. Единорог Б. Сивка – Бурка В. Жар – птица 5. В каком порядке сыновья караулили сад? А. младший, средний, старший Б. старший, средний, младший В. старший, младший, средний 6. Кто съел коня Ивана – царевича? А. серый волк Б. хитрая лиса В. лесной медведь 7. Что царь Афрон приказал сделать Ивану – царевичу? А. приведи златогривого коня Б. привези Елену Прекрасную В. принести золотых яблочек 8. Дотронулся ли Иван до клетки, в которой сидела Жар-птица? А. Да Б. Нет 9. Кого попросил серый волк слетать за живой и мёртвой водой? А. ворона Б. грача В. сороку 10. Что ответил серый волк на благодарность Ивана – царевича? А. я ещё тебе пригожусь Б. прощай навек В. если что – свистни три раза 11. О чём сговорились старшие браться? А. разбудить брата Б. утопить брата В. убить брата -Мы с вами ответили на вопросы, теперь давайте сложим слова, которые у нас получились. -Скажите, что интересного вы заметили на обратной стороне каждой буквы и знака? -Как вы думаете, зачем они там? -Давайте соберём слова на доске. -Что у нас получилось? -Молодцы, ребята, вы совершенно правы. -Так, как же будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся? -Давайте откроем страницу 40 и посмотрим, правильно ли вы ответили на мой вопрос или нет. Физминутка на презентации | -будем читать -мы познакомились со сказкой «Иван царевич и серый волк» -отвечают на вопросы, получают буквы -там есть цифры -цифрой обозначается место, которое буква или знак занимает в словах -Сивка-Бурка -С произведением «Сивка-Бурка» | Р.: прогнозирование П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: умение слушать и слышать ответы друг друга К.: управление поведением партнёра Р.: целеполагание | Презентация Мешочек (коробочка) Листочки с вопросами Буквы с номерами на обратной стороне Магнитная лента |
3. Усвоение новых знаний | | -Учитель начинает читать произведение «Сивка-Бурка». (Учитель заканчивает читать на 45 странице) -Как вы думаете, произведение закончилось или есть продолжение? Почему? -Правильно. Мы с вами прочитаем это произведение до 45 страницы. Остальное вы дочитаете дома. -Скажите, к какому жанру мы отнесём это произведение? -Вы согласны с тем, что это произведение – сказка? Почему? Дыхательная + артикуляционная гимнастика -Ребята, попробуйте издать звук, который мы слышим, когда бежит лошадь. А теперь мы все попробуем издать этот звук. Когда будем выполнять упражнение, подбородок должен оставаться практически неподвижным. Начинаем цокать, как лошадки. (повторяют упражнение несколько раз). -Пока наши лошадки бежали начался сильный ветер. Делаем глубокий вдох и разом выдыхаем весь воздух (мы с вами сильный, порывистый ветер.) -Теперь ветер стал более редким, но всё равно остался сильным. Делаем глубокий вдох и резко выдыхаем 3 порциями. Словарная работа У-ро-ди-лась, по-ва-дил-ся, сте-ре-ги-те, се-но-вал, из-зяб, за па-зу-ху, до-жи-да-ет-ся, раз-доль-е, мо-ло-дец-ким пос-вис-том, гарк-ни, бо-га-тырс-ким по-кри-ком, ве-щий ка-ур-ка, по-ут-ру, пос-ме-я-лись вво-лю, гон-цы, клич кли-кать, перс-тень, лу-кош-ко, вко-пан-ный, ус-мех-нул-ся, во-ро-ти-лись. Чтение произведения - Рядом с тем, кто читал, учитель оставляет цветную карточку. Он просит не выкидывать и не терять её, потому что в конце урока она понадобится. Вопросы по содержанию 1. Сколько детей было у старика в этой сказке? 2. Кто главный герой произведения «Сивка-Бурка»? 3. Кто помогал Иванушке? 4. Кто такая Сивка-Бурка? 5. Кто сидел в тереме? До кого хотел допрыгнуть Иванушка на Сивке-Бурке? 6. Что передала Елена Прекрасная Ивану, когда он допрыгнул до ее оконца? Упражнение на развитие мелкой моторики рук У старика в сказке «Сивка-Бурка» было 3 братьев, а у нас их на руке целых 5. Пять дружных братьев, Скучать мне не дают ни дня. (ритмичное сжимание пальцев в кулак) Это – Большак, Это – Васька-указка, Это – Мишка-середка, Это – Гришка-сиротка, Это – крошка-Тимошка. (поочередное разгибание пальчиков из кулачка, начиная с большого пальца) То же упражнение выполняется на другой руке. | -Есть продолжение. Потому что нет логического завершения произведения. -К жанру «сказка» -Присутствуют сказочные фразы, число три, волшебный помощник -Иванушка. Он смелый. -Выполняют упражнения -Читают слова, объясняют их значение -Читают произведение | Р.: саморегуляция К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р.: саморегуляция П.: смысловое чтение Р.: контроль | Учебник по литературному чтению Л. Ф. Климановой Презентация Цветные карточки |
5. Подведение итогов | Рефлексия | -С какой сказкой мы с вами познакомились? -Кто главный герой сказки? -Кто помогал главному герою? -Наш урок подходит к концу, я хочу, чтобы разноцветные квадратики, которые достались вам от нашей гостьи Сивки-Бурки, подняли вверх те ребята, которые считают, что на уроке они работали активно и всё, что мы разбирали, поняли. Теперь пусть вверх поднимут карточки те ребята, которые считают, что могли бы работать лучше, и им не всё было понятно на уроке. И наконец, пусть вверх поднимут карточки ребята, которые практически не работали на уроке, и ничего не поняли из того, что мы разобрали. | -Со сказкой «Сивка-Бурка» -Иванушка-дурачок -Сивка-Бурка -Поднимают карточки | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П.: рефлексия | Цветные карточки |