СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррупция добро или зло?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
««Коррупция добро или зло?»»

Тема классного часа: «Коррупция добро или зло?»

(для старшеклассников)



«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,

значит вырастить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт 



Цели:

- информировать обучающихся о явлении коррупции и противодействии ей;

- воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;

- выработать активную гражданскую позицию.

Задачи: 

Обучающие: сформировать у обучающихся представление о понятии «коррупция»; истории её возникновения;

Воспитательные: воспитать негативное отношение к данному явлению, позитивного отношения к нравственным нормам, повышение уровня  правового сознания детей;

Развивающие: развить у обучающихся, способности высказывать свое отношение к проблеме, делать выводы на основе полученных знаний.. 

Оборудование: толковый  словарь русского языка, словарь иностранных слов, большая Советская энциклопедия,  компьютер, телефоны  с выходом в Интернет,

Предварительная подготовка: Дать опережающее задание: подготовить информацию об истории возникновения коррупции.


Ход классного часа.

I. Инициация (приветствие)

Методика «Улыбнись»

- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II.Целопологание

На доске картины изображающиеся проявления коррупции: взяточничество, продажность, вымогательство, корысть, личная выгода, подкуп, нарушение закона.

Учитель: Рассмотрев эти картины попробуйте предположить, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? (учащиеся делают предположения, учитель подводит к правильной формулировке).

III.Постановка проблемы

Учитель: Правильно, сегодня на классном часу мы с вами поговорим о коррупции. Для того сначала, мы послушаем притчу, которая называется «Притча о Соломоне и двух матерях»

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

Вывод: каков же смысл притчи? О чем она?

Ответы детей: В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.   Учитель: Сегодня как раз на классном часе мы с вами поговорим, о том, как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.) Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал и дети и взрослые– что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Давайте вначале обратимся к словарю Ожегова и прочитаем определение, что такое коррупция.

Ученик: "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

IV. Интерактивная лекция

Учитель: В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

Давайте послушаем сообщение об истории возникновения коррупции.(выступление ученика)

Учитель: Все мы слышали о слове «коррупция», но не все знаем, что оно означает. Это, казалось бы, безобидное слово, но он носит огромный негативный смысл.

Коррупция во первых представляет собой взяточничество, которое допускают государственные должностные лица, у которых одна цель: получение любых незаконных выгод для себя и других.

Взяточничество- это один из видов коррупции. Какие ещё проявления коррупции вы сможете назвать? (взятка, вымогательство, растрата, подкуп)

V. Поиск путей по решению проблемы.

Учитель: Я хочу проверить, как вы разбираетесь в данной теме.

Вам нужно рассмотреть в группах ситуации ответьте на вопросы: о какой форме коррупции, идет речь и каковы, вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

  1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Иванов заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Иванова (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

  2. Государственный служащий  Иванов, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )

  3.  Родственникам  больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)


VI.Разминка

Учитель: А теперь, когда вы познакомились с теорией  проблемы, давайте рассмотрим её на практике (предлагаю обыграть сценки по ситуациям )

Демонстрация сценок:

I ситуация (1 группа): Вы студент, на экзамене вас явно заваливают. Придя в очередной раз на экзамен студент предлагает взятку..

II ситуация (2группа): Вы работаете в администрации нашего сельского поселения. Бизнесмен желает построить гостиницу в водоохраной, обещая за разрешение большие отчисления в бюджет. Как вы поступите?

III ситуация (3 группа): В день Учителя вы дарите преподавателю цветы и коробку конфет.

IV ситуация (4 группа): На кануне контрольной работы, вы дарите учителю билет на выступление его любимой группы..

 Дается время на подготовку.  Каждая группа обыгрывает свою ситуацию.                          Учащиеся обсуждают, делают выводы: все и ситуации являются проявлением коррупции?  Делаем вывод в какой из ситуаций наблюдается факт коррупции.(В 1 случае, это взяточничество, в 4 случае, это подкуп. Это виды коррупции)

VII.Решение проблемы (самостоятельная работа)

Учитель: Вы разобрались с понятием и видами коррупции. А как вести с ним борьбу? Вы – 16-17летние подростки, которые стоят перед выбором будущей профессии. Пройдет 5-6 лет, и вы, дипломированные специалисты, начнете работать.  Возможно, кто-то из вас займет высокий пост, кто-то займется предпринимательской деятельностью… Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить? Каждая группа готовит ответ на вопрос.

Ответы учащихся:

Первая группа - Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях. Моя позиция – не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество.

Вторая группа - Может быть, нам в первую очередь воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем? Согласитесь, если б не было взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Это наша вина, наша беда. Мы сами приучаем к деньгам, к разного рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы. Только потом ходим и жалуемся на них. Предлагаю не приучать их к деньгам.

Третья группа- В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда- то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс. По-моему, главной причиной коррупции является именно это. По-моему, надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией.

Четвертая группа - Большинство людей чаще всего рассматривают коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника. А как же доярка, которая на ногах «с белой зори до ночи» и получает за это какие-то 5-6 тысяч? Учителя, одинаково работающих как с отличником, так и двоечником? Почему коррупция нашла отражение даже в фольклоре: «не подмажешь - не поедешь», «закон, что дышло, как подвернул, так и вышло»? Нужно пересмотреть зарплату чиновника.

Учитель: Ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией. Понятия чести и незапятнанной репутации должны стать незыблемыми для каждого гражданина страны. Надо формировать этику граждан.

VI.Рефлексия

Учитель: Давайте ответим теперь на наш проблемный вопрос: можете ли вы и ваши близкие как то изменить эту ситуацию?  (Обсуждение в группах). Возможные варианты ответов:

  • изучать проявление коррупции, что бы на стать его соучастником;

  • не давать  взятки – это тоже противозаконно;

  • не брать взятки;

  • добиваться того чего желаешь честным путём;

  • не утаивать известные факты коррупции;

  • в будущем, создать законы, по ужесточению ответственности за взятки;

  • всегда действовать по совести.

Всё о чём мы говорили реально, если каждый будет выполнять эти не сложные правила, тогда ситуация в стране изменится. Вы будущее нашей страны и от вашего поведения зависит искоренится ли данная проблема или будет процветать!

VII.Разминка

Учитель: А теперь, когда вы познакомились с теорией  проблемы, давайте рассмотрим её на практике (предлагаю обыграть сценки по ситуациям )

Демонстрация сценок:

I ситуация (1 группа): Вы студент, на экзамене вас явно заваливают. Придя в очередной раз на экзамен студент предлагает взятку..

II ситуация (2группа): Вы работаете в администрации нашего сельского поселения. Бизнесмен желает построить гостиницу в водоохраной, обещая за разрешение большие отчисления в бюджет. Как вы поступите?

III ситуация (3 группа): В день Учителя вы дарите преподавателю цветы и коробку конфет.

IV ситуация (4 группа): На кануне контрольной работы, вы дарите учителю билет на выступление его любимой группы..

 Дается время на подготовку.  Каждая группа обыгрывает свою ситуацию.                          Учащиеся обсуждают, делают выводы: все и ситуации являются проявлением коррупции?  Делаем вывод в какой из ситуаций наблюдается факт коррупции.(В 1 случае, это взяточничество, в 4 случае, это подкуп. Это виды коррупции)

VIII.Подведение итогов классного часа

Учитель: Хочу подвести итог классного часа. Для этого предлагаю ответить на несколько вопросов.

«Мозговая атака»

-Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их на доске столбиком).

-Что означает понятие коррупция?

-Как вы думаете, что же можно назвать взяткой?

-Что такое взятка? Взяточничество?

-Какие формы коррупции, кроме взяточничества, вам знакомы? 

И так, наш классный час подходит к завершению. В своём возрасте, вы сейчас мало, что можете изменить. Но, став взрослыми , за вами остаётся право выбора: быть честными людьми или оступиться. Чтобы этого не случилось, постарайтесь сегодня запомнить нашу беседу, чтобы не оступиться в будущем!