Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол № 6 от «10» июня 2016г. | «Согласовано» _____________________ ( роспись курирующего заместителя директора) «11» июня 2016г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от «29» июня 2016г. № 458- О |
Комплект оценочных средств по учебному предмету
«ТЕХНОЛОГИЯ»
(наименование учебного предмета)
Базовый уровень, основное общее образование, 5 класс
(уровень образования)
Составленных к программе Кожиной О.А., Кудаковой Е.Н., Маркуцкой С.Э.
Технология 5 класс
70 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Вишнякова Ирина Петровна , учитель технологии
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2016 г.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; - овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; - участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок
Реализация данной рабочей программы предполагает обеспечить овладение учащимися метапредметными и предметными результатами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования:
Входной контроль по технологии 5 класс
За каждый правильный ответ – 2 балла.
1.Какое утверждение верно?
а) Инструменты – это линейка, клей, треугольник.
б) Инструменты – это игла, ножницы, треугольник.
2.Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов.
Этот инструмент нельзя оставлять на столе, втыкать в одежду, во время работы с ним нельзя отвлекаться, хранить его нужно вместе с нитью. Назовите этот инструмент: _________________________
3. Оригами – это…
а) блюдо японской кухни.
б) техника складывания фигур из бумаги.
в) японская национальная кухня.
4.Пластилин – это…
а) сорт глины.
б) материал созданный человеком.
в) природный материал
г) строительный материал
5. Выбери и подчеркни основные требования дизайна к изделиям:
выгода, удобство, польза, дешевизна, изящество, красота.
6.Правила безопасности труда при работе режущими и колющими инструментами:
а) ножницы подают кольцами вперёд;
б) ножницы подают острыми концами;
в) нужно иметь свои ножницы.
7. Аппликация из цветной бумаги:
а) детали склеиваются;
б) детали сшиваются;
в) детали сколачиваются гвоздями.
8. Швы для вышивания:
а) «вперёд иголка»;
б) «назад иголка»;
г) «иголка в сторону».
9. Как можно размягчить пластилин?
а) разогреть на батарее;
б) разогреть на солнце;
в) разогреть теплом своих рук.
10. Интерьер – это…
а) мебель, предметы;
б) внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей;
в) расположение комнат.
11. Что можно отнести к декоративному убранству?
а) ковры, светильники, шторы;
б) необходимые в повседневной жизни вещи;
в) декоративные элементы, украшающие быт человека;
г) всё выше перечисленное.
12. Для здоровья необходимы:
а) эстетические качества;
б) функциональные качества;
в) гигиенические качества.
Повышенный уровень.
За каждый правильный ответ – 2 балла
Даше нужно сшить игольницу в форме сердечка размером 10х10 см.
из флиса.
Края обработать петельным швом.

Какого размера должен быть лоскут (кусок) флиса, чтобы сшить игольницу заданного параметра?
А. 10 см. Б. 10 см В. 20 см


10 см 15 см 20 см
Как можно украсить игольницу? Выбери правильный ответ.
а ) вышивкой, б) пайетками, в) аппликацией из бумаги, г) термоаппликацией, д) кружевами.
Высокий уровень.
За каждый правильный ответ – 2 балла
1. Маше дали задание: выполнить новогоднюю игрушку (сувенир) из листа фетра 20х30см. Помоги Маше. Какие игрушки можно выполнить? Предложи не менее 4-5 вариантов:
1. 2.
3. 4.
5. 6.
Дай 2-3 совета по пошиву изделия:
1.
2.
3.
2.Технология – это
а) наука о технике, б) изготовление игрушки, в) сложная работа,
г) способы и приёмы выполнения работы.
В каких житейских ситуациях можно применить знания по технологии? Например, порвались джинсы. Можно пришить аппликацию.
Приведи не менее двух примеров.
1.
2.
3.
Промежуточный (рубежный) контроль по технологии 5 классы
В конце 1 полугодия
1. Перечислите инструменты и приспособления, применяемые для вышивания.
2. Какие переплетения вы знаете?
3. Какие типы швейных машин вы знаете?
4. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения?
а) шелк;
б) хлопок;
в) шерсть;
г) лен.
5. Нить основы в ткани можно определить?
а) по степени растяжения;
б) по степени скручивания;
в) по цвету;
г) по кромке.
6. Что такое гигроскопичность?
способность волокон сохранять тепло;
способность волокон удерживать пыль;
способность волокон сжиматься;
способность волокон впитывать влагу.
7. Лицевую сторону ткани можно определить:
по яркости рисунка;
по толщине ткани;
по размерам нитей;
по блеску.
8. При выполнении ручных работ нельзя:
передавать ножницы кольцами вперед;
класть иглы и булавки на стол;
пользоваться наперстком;
шить на мягкой мебели.
Итоговый тест по технологии 5 класс (девочки)
1. По способу приготовления бутерброды могут быть:
простые, сложные, закрытые;
комбинированные, слоистые;
всякие.
2. Пищевая ценность продуктов измеряется в:
граммах, килограммах;
килокалориях;
миллилитрах.
3. Пищевые отравления - это заболевания:
вызванные потреблением недоброкачественной пищи;
химическими токсическими веществами;
нет правильного ответа.
4. К чему относится нож:
к столовым приборам;
к столовой посуде;
к столовому инвентарю.
5. Из какао бобов готовят напиток:
кофе;
чай;
какао.
6. К кофейной посуде относятся:
кофейник, молочник;
чайник, вазы для фруктов;
тарелка и ложка.
7. В состав пищи человека входят продукты:
животного происхождения;
растительного и животного происхождения;
растительного происхождения.
8. Как нужно передавать ножи и вилки друг другу:
ручкой к себе;
ручкой вперед;
каким то другим способом.
9.При сервировке стола ложку кладут:
перед тарелкой;
слева от тарелки;
справа от тарелки.
10. В чем заключается первичная обработка овощей:
сортировка и измельчение;
мойка, чистка, измельчение;
сортировка, мойка, чистка, измельчение.
11. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения?
а) шелк;
б) хлопок;
в) шерсть;
г) лен.
12. Нить основы в ткани можно определить?
а) по степени растяжения;
б) по степени скручивания;
в) по цвету;
г) по кромке.
13. Пассерование – это:
обжаривание продукта в большом количестве жира;
обжаривание продукта в малом количестве жира;
варка продукта;
варка продукта на водяной бане.
14. Способы варки яиц.
вкрутую;
в жидкую;
в «мешочек»;
всмятку.
15. Срок хранения не заправленного салата в холодильнике.
6 часов;
12 часов;
18 часов;
24 часа;
16. Что такое гигроскопичность?
способность волокон сохранять тепло;
способность волокон удерживать пыль;
способность волокон сжиматься;
способность волокон впитывать влагу.
17. Лицевую сторону ткани можно определить:
по яркости рисунка;
по толщине ткани;
по размерам нитей;
по блеску.
18. При выполнении ручных работ нельзя:
передавать ножницы кольцами вперед;
класть иглы и булавки на стол;
пользоваться наперстком;
шить на мягкой мебели.
19. Бланширование – это:
варка продукта;
варка продукта на пару;
обжаривание продукта;
быстрое обваривание или ошпаривание продукта.
20. Чтобы проверить качество яйца, его опускают в стакан водой, если яйцо свежее, то оно:
остается наверху, не тронет;
опустилось на дно стакана;
плавает чуть выше дна.
21. Срок хранения заправленного салата в холодильники:
6 часов;
12 часов;
18 часов;
24 часа.
22. К горячим напиткам относятся
а) компот, морс, кисель
б) лимонад, сок, сироп
в) чай, кофе, какао
2. Чтобы не запачкать свою одежду при приготовлении пищи нужно
а) снять одежду
б) надеть фартук
в) постирать одежду после приготовления пищи
3. К овощным культурам относится
а) пшеница
б) картофель
в) малина
4. Определите соответствие между способом варки яиц и критериями его готовности
А) Всмятку | 1) Белок сварился, а желток- нет |
Б) «В мешочек» | 2) Белок сварился наполовину, желток не сварился. |
В) Вкрутую | 3) Белок и желток сварились полностью. |
5. Салатными заправками являют
а) майонез
в) уксус
б) сметана
г) растительное масло
6. Является ли бутербродом хлеб с маслом?
а) нет
б) да
7. Мерки снимают
а) по правой стороне фигуры
б) по любой стороне фигуры
в) по левой стороне фигуры
8. Измеряемый должен стоять
а) прямо, поставив руки на пояс
б) прямо, с опущенными руками
в) прямо, с поднятыми руками
10. Ткань, окрашенная в один определённый цвет, называется
а ) набивная
б) пёстротканая
в) гладкокрашеная
11. Лицевую сторону набивной ткани определяют
а) по чёткости рисунка
б) по чистоте поверхности
в) по наличию узелков
12. Эту мерку записывают полностью
а) Ст
б) Сб
в) Ди
13. Смёточные строчки выполняют
а) нитками в цвет ткани
б) нитками, отличными от цвета ткани
в) любыми по цвету нитками
14. При выполнении машинных строчек закрепки делают
а) только в начале строчки
б) только в конце строчки
в) в начале и в конце строчки
16. Определите соответствие между изображением вышивального шва и его названием
А) | 1) Петельный шов |
Б) | 2) Тамбурный шов |
В) | 3) Стебельчатый шов |
17. Как называются детали для заправки нижней нитки в швейной машине?
Ответ: _____________________________
18. По какой мерке определяют ширину фартука?
Ответ: _____________________________________
19. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;
б) направление нитей основы;
в) величину припусков на швы;
г) количество выкраиваемых деталей;
д) направление нитей утка;
е) ширину ткани;
20. Как называется неосыпающийся край ткани:
а) кромка;
б) уток;
в) основа;
г) долевая нить.