Сценарии уроков к учебнику «Математика, 3 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Контрольная работа № 5 (РК)
Тема: «Единицы времени. Уравнения. Выражения с переменными»
Основные цели
Метапредметные
1) Тренировать умение самостоятельно выполнять задания, проводить самопроверку по образцу и подробному образцу, выявлять и корректировать ошибки на основе установления их причины («что я не умею»).
2) Тренировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Тренировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
Предметные
1) Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.
2) Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий: действия с единицами времени, решение составных уравнений, нахождение значения числового выражения, составления выражений с переменными по тексту задачи.
Вариант проведения урока
Оборудование
1) Эталоны из курса «Мир деятельности», относящиеся к уроку – помощнику (уроку рефлексии) (для второго урока).
2) Демонстрационные материалы
Д1 Таблица единиц времени.
Д2 Алгоритм решения составных уравнений.
Д3 Алгоритм деления на однозначное число углом.
Д4 Алгоритм составления выражений с переменной.
Д5 Образец выполнения контрольной работы.
Д6 Критерии оценивания контрольной работы.
3) Раздаточный материал:
Р1 Алгоритм исправления ошибок.
Р2 Подробный образец выполнения контрольной работы.
Р3 Подробный образец выполнения дополнительных заданий.
Р4 Образец выполнения задания для выбора.
Р5 Карточка для этапа рефлексии.
4) Презентация к уроку: слайд 1-8.
5) Печатная и электронная форма учебника (3 класс, часть 2).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (3 класс, часть 2).
1. Мотивация к контролирующей деятельности.
Что вы узнали и чему учились на прошлых уроках? (...)
Сегодня пришло время проконтролировать себя, вы будете писать контрольную работу. Сформулируйте цель своей деятельности? (...)
Что необходимо иметь, чтобы оценивать себя? (Критерии оценивания работы и подробные образцы выполнения заданий.)
1.
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла; «5» – 23 балла;
2. «4» – 19 – 22 баллов;
4 балла; «3» – 12 – 18 баллов.
3.
По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла;
4.
5 баллов;
5.
6 баллов;
6)* 4 балла; «5» – 8 баллов.
7)* 4 балла «4» − 4 балла
Как вы будете работать на первом уроке? (Мы напишем контрольную работу, сопоставим свои работы с образцом, и в соответствии с данными критериями поставим себе отметку.)
Для успешной работы вспомним основные моменты данных тем.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Посмотрите на все эталоны, при выполнении работы вы будете их использовать.
В течение одной минуты учащимся предоставляется возможность повторить эталоны. Затем все эталоны закрываются.
Каждому ученику раздаётся вариант контрольной работы (Сборник самостоятельных и контрольных работ, стр. 61, Контрольная работа № 5). Учащиеся выполняют контрольную работу.
За 2 минуты до конца урока на доску вывешивается образец выполнения контрольной работы (Д или Слайд 4-5).
Как выбудете проверять работы? (Проверяя работы, мы проверяем ответы, и если ответ совпал, рядом с заданием ставим соответствующее количество балов, если ответ не совпал – рядом ставим «». После проверки, мы считаем, набранные баллы и выставляем себе соответствующую отметку.)
После самопроверки работы сдаются учителю, который проверяет их: либо соглашается с оцениванием ребёнка, ставя рядом со знаком поставленным учеником свой знак и свою отметку.
Урок 2
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Какая задача сегодня стоит для вас? (Сегодня мы сможем проанализировать правильность самопроверки работ, правильность самооценки, сможем поработать над своими ошибками.)
Какую работу вы уже выполнили? (Мы уже проверили свои работы по образцу и уже знаем, с какими заданиями мы не справились.)
Что дальше надо сделать? (Надо сопоставить свои работы с подробным образцом.)
С какой целью вы будете сопоставлять работы с подробным образцом?
Учащиеся получают свои работы и подробные образцы (Р2), анализируют правильность самопроверки работы по образцу:
−
−
+
−
−
−
−
−
−
−
+
−
−
−
−
−
У кого возникли затруднения при выполнении первого задания?
В каком месте?
Почему возникли затруднения?
У кого все шесть заданий выполнены правильно, что вы можете сказать? (...)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Сформулируйте цель те, кто выяснил, что затруднений нет. (Мы будем выполнять дополнительные задания.)
В качестве дополнительных заданий вам предлагаются задания № 6*, 7* из контрольной работы, № 4*, стр. 57 (РТ). Приступайте к работе.
Сформулируйте цель своей дальнейшей деятельности те, кто выяснил, что затруднения есть. (Исправить свои ошибки, используя подробный образец, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
Что вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм работы над ошибками.)
Алгоритм у каждого на столе (Р1).
Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками. Для тренинга предлагаются задания из сборника контрольных и самостоятельных работ (каждый учащийся выполняет задание из своего варианта): стр. 53, № 1, 3; стр. 59, № 1, 2; стр. 60, № 3; стр. 55, № 2.
Для самопроверки предлагаются карточки с образцами (Р4):
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
После выполнения работы над ошибками проговариваются ошибки, допущенные в работе, так же проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
Что сейчас вы должны сделать? (Решить аналогичные задания из другого варианта.)
Учащимся предлагается аналогичная работа (может быть другой вариант), из которой они должны выполнить только те задания, которые вызвали затруднения лично у них и проверить свою работу по, подробному образцу, фиксируя знаково результаты. Учащиеся, которые работали с дополнительными заданиями, проводят самопроверку по подробному образцу (Р3):
Кому удалось справиться с затруднениями?
Кому удалось правильно выполнить дополнительные задания?
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
– Над какой темой вы работали на уроках?
– Какую цель вы ставили в начале работы?
– Что вызвало затруднение при выполнении работы?
– Оцените свою работу на уроках контроля (Р5):
Темы | Знаю | Умею |
Преобразование единиц времени | | |
Вычитание/сложение единиц времени | | |
Решение составных уравнений | | |
Действия с многозначными числами | | |
Составление буквенного выражения | | |
Домашнее задание: придумать задания аналогичные заданиям 1−3 контрольной работы и выполнить их.
8