СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий компонент в преподавании истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация "Краеведческий компонент в преподавании истории и во внеклассной работе" рассказывает о включении местного исторического материала в урочные и внеклассные разработки.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий компонент в преподавании истории»


Краеведческий компонент на уроках истории и во внеклассной работе

«Любовь к малой Родине — это не нечто отвлечённое,

это — и любовь к своему народу, к своей местности,

к памятникам её культуры, гордость своей историей…»

Д. С. Лихачев


Любовь к Родине начинается с малого – любви к своему родному краю. Любить можно то, что знаешь. Поэтому важной составной частью в преподавании истории является краеведение. Изучение местной истории помогает конкретизировать знания обучающихся по истории России, развивать навыки исследовательской работы, пробуждает патриотического чувства.

Федеральный государственный образовательный стандарт 4 поколения в том числе ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Таким образом, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,

А.Е.Сейнековский, специалист содержания и методов обучения РАО, выделяет три уровня продвижения обучающихся в изучении региональной истории.

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования совершают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение учащимися истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных исследователей. Очень важно, чтобы сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, использовались на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

Ярославский край имеет богатую и древнюю историю, что позволяет в курсе истории включить в занятие краеведческую составляющую.

Тема «Славянская колонизация Поволжья». Казалось бы, от мерянских племен, проживавших на территории нашего края, остались только названия рек и озер - Которосль, Неро, Лахость и другие. Но, оказывается, давняя история сохранилась не только в названиях водоемов. Наличники наших домов несут зашифрованную информацию. Остатки язычества сохранились до наших дней в виде символов и знаков, которые имеют свое значение и смысл. Символика изображений на наличниках пришла к нам из глубины веков и отражает воззрения двух культур – славянской и мерянской. И эти символы находятся рядом с нами. В качестве примера можно привести наличники домов красноперекопских улиц города Ярославля. На одной улице соседствуют рядом друг с другом славянские наличники – с символами верхнего неба, и мерянские – с охотничьими символами. Преподаватель может на уроке раскрыть смысл тайных знаков и показать, что исторические факты находятся не только в учебниках, но и рядом с нами, в обыденных вещах, к которым мы привыкли и часто не замечаем.

Тема «Борьба с монголо – татарским нашествием» дает богатый материал для конкретизации исторических событий этого страшного времени. Захват Ростова Великого, Ярославля, Углича, Переславля Залесского, разорение этих городов. Битва на реке Сить в марте 1238 года, легендарная битва на Туговой горе 3 июля 1257 года, участие ярославцев в Куликовской битве.  

Велика роль Ярославля в годы Смутного времени. В Ярославле находился Совет всея Руси с апреля до начала июля 1612 года – Ярославль фактически четыре месяца был столицей государства. Осада поляками Ярославля, битва села у Григорьевского в 1609 году.

XVII век Ярославля – золотой век ярославской культуры.

Преобразования Петра I затронули наш край. Ботик, Ярославская Большая мануфактура – реформы петровской эпохи оставили свой след на нашей земле

Ярославский край не был ареной боевых действий во время нашествия «двунадесяти языков», но события 1812 года затронули наш край. Ярославское ополчение, братья Тучковы, «дом Болконского», дом «Ярославской военной силы». Ярославцы тоже внесли свою лепту в эту победу, храбро сражаясь на полях брани, отдавая все силы на защиту Родины. Вышеперечисленные темы краеведческой составляющей занятий по русской истории дают широкие возможности для второго уровня в изучении краеведения - самостоятельного приобретения знаний. Обучающимся можно предложить подготовку сообщений, презентаций, видеофильмов, путеводителей, стенгазет. Форма работы может быть разнообразной – это и подготовка презентаций к урокам, и виртуальная экскурсия по городу, путеводитель по историческим местам города, составление схемы военных действий (монголо-татарское нашествие, события Смутного времени), подготовка классных часов краеведческой тематики. Поиск информации о выдающихся людях Ярославского края, таких как Ярослав Мудрый, Александр Невский, Федор Ушаков, Федор Волков, Михаил Кошкин, Федор Толбухин, Николай Некрасов, Леонид Собинов, Александр Опекушин, Алексей Сурков, Лев Ошанин, Валентина Терешкова, Александр Петров дает большой познавательный и воспитательный эффект .

Мною разработаны игры по истории по следующим темам: «Смутное время в России», «Эпоха Петра I», «Война 1812 года». Эти внеклассные мероприятия включают в себя задания по краеведческой тематике. Подготовка к играм вызывает большой интерес и активизирует деятельность обучающихся по изучению краеведческого материала.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности обучащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, для создания творческих работ – это третий уровень освоения краеведческого материала. История России ХХ - начала XXI века дают богатый материал для исследовательской и проектной деятельности.

Примерная тематика исследовательских работ: «История моей семьи в истории Родины», «Война глазами детей», «Ярославль в годы Великой Отечественной», «Дети блокадного Ленинграда в Ярославле и Ярославской области», «Воины - интернационалисты», «Война в Афганистане», «Чеченские войны».

Исследования, посвященные истории учебного заведения делают историю ближе и понятнее, воспитывают гордость и уважение к колледжу. Студентами колледжа под моим руководством выполнены исследовательские работы по следующей тематике: «Первая мировая война и автомобильный завод механических передвижений и производств акционерного обшества "В.А. Лебедев", «Первенец пятилетки» (Ярославский автомобильный завод и Ярославский автомеханический техникум в годы первой пятилетки), «Дом, который построил индустриальный век» ((здание Ярославского автомеханического техникума как пример конструктивизма) «Начало пути» (Ярославский автомеханический техникум в 1930 годы), «Сороковые-роковые» (Ярославский автомеханический техникум в годы Великой Отечественной войны), «Обучение иностранных студентов в СССР», «Служим Отечеству: история династии Лебедевых в истории нашей страны». Эти работы переданы в музей колледжа и используются для проведения классных часов.

Изучать историю края можно как бы продвигаясь по своеобразным ступенькам:

мой дом, родословная семьи;

история и традиции учебного заведения;

село (город) – прошлое и настоящее, перспективы развития;

история района;

история области.

Возможны и другие темы: история улицы, местного предприятия, учреждения, храма и так далее.

Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению обучающимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории. Краеведение вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитанииобучающихся. 


Информационные источники:

  1. ФГОС 4 поколения для СПО [Электронный ресурс ] //firo.ru
  2. Особенности ФГОС 4 поколения для СПО [Электронный ресурс ] //academy-prof.ru›ФГОС СПО 4 поколения

  3. Ковпак Л. А., Шолохова Т. В. Использование краеведческого материала на уроках истории и литературы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — с. 37-39.

  4. Нартова О. В. Инновационные технологии в образовании: проектная методика / Качество образования: системы, технологии, инновации: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, АлгГТУ, 2007.- 316 с.

  5. Проектная деятельность студента СПО [Электронный ресурс ] // infourok.ru


Все дальше от нас события военной эпохи, все меньше тех, кто своими глазами видел ужасы войны и вытирал с лица слезы счастья от Великой Победы. Но у нас есть возможность вспомнить о наших героях, рассказать их истории. 



Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Язычество.

. Формирования национального самосознания, освоением детьми родной, и мировой культуры

  1. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;


«Виртуальная экскурсия по моему родному городу».

практико ориентированный подход


Исторические географические названия на территории области

Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Язычество.

Русские земли в середине XIII - XIV в. Походы Батыя на Восточную Европу. Образование Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Александр Невский

Формирование единого Русского государства в XV веке.Объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы.

Смута в России.

Россия в XVII веке Культура и быт Архитектура и живопись. Усиление светского начала в российской культуре.



Империя Петра Великого Развитие промышленности.

Мир Российской империи в XIX веке Государственная власть: приоритеты и метаморфозы Эпоха 1812 года Проекты либеральных реформ Александра I. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Заграничные походы русской армии

Кризис империи в начале ХХ века Город и деревня. Диспропорция развития

Факторы и динамика промышленного развития. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.

Власть: запаздывающее реформаторство


Первая российская революция


Русско-японская война 1904-1905 гг. Самодержавие и бюрократия. Борьба профессиональных революционеров с государственными структурами. Формы социальных протестов в России конца XIX – начала XX в. Начало реформирования политической системы. Массовые организации: советы и профсоюзы

Революции и Гражданская война, 1917-1921 гг.

СССР в 1929-1941 гг.: «сталинский социализм» Форсированная индустриализация. Положение рабочего класса. Социалистическое соревнование. Форсированная индустриализация. Положение рабочего класса. Социалистическое соревнование. Жилищная проблема. Барачная повседневность. Условия труда на стройках пятилеток. Пропаганда аскетизма и коллективных форм быта рубежа 1920-1930-х гг.

СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Повседневная жизнь в тылу. Трудовое законодательство военного времени. Карточная система снабжения. Стратегии выживания в городе и на селе. Подсобные хозяйства промышленных предприятий. Культура и наука периода войны.

Послевоенный период

Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. Реформы в промышленности. Семилетка. Сельскохозяйственная реформа. Массовое жилищное строительство. Начало освоения космоса.

Кризис советской системы Участие СССР в локальных конфликтах.






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!