СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий материал о Великой Отечественной войне в проектах и исследованиях учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий материал по теме ВОВ -благодатный материал для организации  и  реализацию учебных проектов и мини-исследований.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий материал о Великой Отечественной войне в проектах и исследованиях учащихся»

Краеведческий материал о Великой Отечественной войне в проектах и исследованиях учащихся.

Еремина Т.Д.-учитель истории и

обществознания МБОУ «Лешуконская

средняя общеобразовательная школа»

(Архангельская область)

72 года назад наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией и освободила страны Европы от нацизма. Все меньше остается живых свидетелей тех героических дней. Но сколько бы лет не прошло, люди всего мира должны помнить чудовищные преступления фашизма, помнить, какой ценой досталась эта Победа. Тем более в настоящее время находятся определенные силы, стремящиеся исказить историю, осквернить наши святыни!

По школьной программе тема ВОВ изучается в 9 и 11 классах. Но я думаю, что каждый учитель в любом другом классе обращается к ней. Для меня она является приоритетной и в учебной, и в воспитательной работе с детьми.

Краеведческий материал по теме ВОВ – вот то поле деятельности учителя истории для воспитания патриотизма и гражданской позиции учеников. Продуктивнее всего, на мой взгляд, проводить работу через реализацию учебных проектов и мини-исследований. Данные виды работы позволяют сформировать у учащихся умения анализировать предложенный материал, видеть проблему исследования, выдвигать гипотезу, искать пути её доказательства, оформлять свои выводы.

Источниками исследования становятся материалы:

  • семейного и районного архивов;

  • районного краеведческого и школьного музеев;

  • Районной Книги Памяти;

  • книг лешуконских краеведов П.Н.Пахова, Н.А.Галева, Ф.Ф.Бешенкина;

  • воспоминаний очевидцев и их родственников.

В моей практике сначала это были исследовательские работы с одним учеником. Написано несколько работ, с ними ребята выступили на школьной, муниципальной и региональной конференциях, где показали хорошие результаты, которые свидетельствуют о глубине исследования.

Название работы

Результат

История страны в истории семьи

1м-региональная,

1м-всероссийская конференция «Юность.Наука.Культура»

Зов памяти

3м-региональная конференция «Юность Поморья»

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

1м в областном конкурсе краеведческих работ

Нам дороги эти позабыть нельзя

1м в районном конкурсе «Юность Поморья»

Жила-была деревня…

Участие в региональной конференции «Юность Поморья»

В этих исследованиях принимали участие не только ученики, но и члены их семей, что способствовало сплочению семей, бережному отношению к старшему поколению.

С 2010 года мы стали с детьми работать над проектами. Первым был проект «Дорогами отцов-героев». Заключительным мероприятием стала классная учебно-исследовательская конференция «Дорогами отцов-героев», где девятиклассники выступали с результатами своих поисков. На примере этого проекта мы учились определять цель и задачи, планировать работу, правильно оформлять проект. В 2012 году с шестиклассниками мы разработали и реализовали проект «Сталинградская битва». Это был интегрированный проект. Я, как учитель истории, отвечала за «погружение» в тему, за эмоциональный настрой, а учитель ИЗО-за практическую часть (создание рисунка). Кульминацией проекта стали письма домой, которые написали ребята, представив себя бойцами, сражавшимися под Сталинградом. Вот заключительное мнение одного из учеников: «Участвуя в проекте, я узнала много о ВОВ. Я поняла, как мужественно сражались наши прабабушки и прадедушки, как не спали днями и ночами, голодали, мерзли, но сражались. Видя стареньких бабушек и дедушек, я понимаю, что они прошли войну и работали в трудные послевоенные годы. Я и моя семья хотим поздравить ветеранов с 9 Мая! Чтобы об их подвигах говорили миллиарды лет, чтобы жили они долго-долго!»

Сейчас в нашей школе для учащихся организован элективный курс «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», программу которого мы разработали с учителем математики Фатьяновой А.А.. На занятиях мы изучаем теорию, которую реализуем через работу над проектами. По краеведческим материалам о ВОВ выполнены проекты:

1) « Книга Памяти» (6 класс)

  • Вводное анкетирование показало уровень знаний детей по теме.

  • Заполнение технологической карты позволило быстро решить организационные вопросы: определить проблему, выдвинуть пути её решения, назвать цель, поставить задачи.

  • Методами исследования стали: работа с материалами семейного архива, краеведческой литературой, поиск информации в Интернете (на сайте «Мемориал»), воспоминания родственников, составление родословной, на которой должны быть отмечены участники ВОВ и труженики тыла.

  • Обсуждение принесенного детьми материала в классе, оформление Книги Памяти.

  • «Солдатский треугольник»-письмо от благодарных потомков.

  • Лист самоконтроля и творческое задание (синквейн)

Сейчас у нас сделаны Книги Памяти трех классов, которые хранятся в кабинете истории.

2) «Героев школы не забудем имена»

Изучение материалов школьного музея, районного архива по группам:

  • ЛСШ в годы ВОВ (тыл)

  • Учителя ЛСШ-участники ВОВ (фронт)

  • Выпускники ЛСШ – участники ВОВ (фронт)

  • Огненный выпуск ЛСШ и ВОВ

  • ЛСШ на страницах районной газеты «За боевые темпы»

Провели 3 занятия: организационное; первоначальное ознакомление с фронтом работ (обзорная экскурсия); практикум по работе с историческими документами. Каждая группа собрала и подготовила в виде презентации свою тему. Защиту групповых работ провели на классной исследовательской конференции. В стихотворении один ученик написал:

«Героев школы не забудем имена,

Их помнить будем точно мы всегда.

Их подвиги в сердцах стучат навечно

И согревают душу бесконечно…..».

Обращение к данной теме - это дань памяти, дань уважения старшему поколению, героической истории нашей страны. Такая работа позволяет воспитывать у учащихся гражданскую позицию и чувство патриотизма.