МОУ Акатьевская ООШ
Муниципальная научно-практическая конференция
«Мои первые шаги в науку»
Исследовательская работа на тему :
Крахмал в продуктах питания
Выполнил:
ученик 3 класса
МОУ Акатьевской ООШ
Сафронов Дмитрий
Руководитель: Воронова Ирина Михайловна
Коломенский г.о Московской области, 2021 г.
- Тема моей исследовательской работы:
«Крахмал в продуктах питания»
я предполагаю что, если продукты (картофель, хлеб, яблоко, рис, майонез, сыр) окрашиваются настойкой йода в фиолетовый цвет, то в них содержится крахмал.
- Цель исследования: исследовать свойства крахмала и узнать продукты, в которых он содержится.
- Задачи исследования:
1) изучить свойства крахмала;
2) выявить наличие или отсутствие крахмала в различных продуктах питания опытным путём с помощью спиртового раствора йода;
3) с делать выводы.
- Объект исследования: продукты питания.
- Предмет исследования: крахмал.
- Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опыты .
План работы:
1. Изучение литературы по теме
исследования;
2. Изучение свойств крахмала опытным путём (опыт 1);
3. Определение крахмала в продуктах питания с помощью настойки йода (опыты 2-7);
Наша работа относится к прикладным исследованиям. Её можно использовать на внеурочных занятиях по проектно-исследовательской деятельности .
Теоретическая часть
Чтобы узнать толкование слова крахмал обратился в:
- «Толковый словарь В.И. Даля:
« КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости.
«Словарь русского языка»:
« КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света. Продукт из таких зёрнышек различных растений употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья»
Экспериментальная часть Опыт 1
Растворимость крахмала в холодной воде
Растворимость крахмала в горячей воде
Реакция йода с крахмалом (наглядный эксперимент) Взял две ёмкости: в одной чистую воду смешал с крахмалом, в другой – чистая вода. Добавил йод в каждую ёмкость, наблюдаю изменение цвета жидкости.
Емкость с чистой водой
(нет крахмала)
Емкость с крахмальной водой (есть крахмал)
Опыт 2 Крахмал в картофеле . Проверим утверждение с помощью картофеля и йода.
Опыт 3 Крахмал в яблоках. Проверим утверждение с помощью яблока и йода.
Опыт 4 Крахмал в хлебе. Проверим утверждение с помощью хлеба и йода.
Опыт 5 Крахмал в майонезе . Проверим утверждение с помощью майонеза и йода.
Опыт 6 Крахмал в молоке . Проверим утверждение с помощью молока и йода.
Опыт 7 Крахмал в рисе . Проверим утверждение с помощью риса и йода.
Вывод:
- Крахмал - белый порошок, скрипит при сжатии, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.
- В результате взаимодействия йода с крахмалом, вода, содержащая крахмал, окрасилась в синий цвет.
- Бурый цвет йода превратился в тёмно-фиолетовый. Значит, в картофеле содержится много крахмала.
- На срезе яблока заметно, что цвет немного изменился, яблоки содержат минимальное количество крахмала.
- В хлебе мы увидели сине-фиолетовое пятно, значит, в хлебе крахмал содержится.
- Пятно осталось коричневым, значит, в майонезе этого производителя не содержится крахмал.
Многие продукты: картофель, хлеб, яблоки, содержат крахмал, но в разных количествах .
Заключение
1. Наша гипотеза верна. Крахмал можно обнаружить в продуктах питания с помощью настойки йода.
2. Не во всех продуктах содержится крахмал. Например, молоко, майонез не содержат крахмал. Но почти все фрукты, овощи, бобовые и злаки содержат в своем составе крахмал в том или ином количестве. Именно от этого и зависит их энергетическая ценность.
Польза и вред этого вещества до сих пор оспаривается разными учеными умами. К сожалению, в рамках одного исследования нельзя выяснить все свойства, пользу и вред данного продукта, поэтому я планирую продолжить изучение дальше. Для меня главным было то, что я научился определять содержание крахмала в продуктах питания. А употребить тот или другой продукт в пищу, личное дело каждого.
Литература
1 . Свободная энциклопедия "ВикипидиЯ". Интернет-ресурс: https://ru. wikipedia. org.
2. Толковый словарь живого великорусского языка. , т. 2. –М.: Изд-во типографа , 1881, стр. 189.
3. Энциклопедический словарь юного химика. / сост. , . – М.; Педагогика, 1982.-368 с., ил., стр. 136.
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ Глав. Ред. . – М.; Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.
5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия/ ред. коллегия: М. Аксёнова, И. Леон, С. Мартынова. - 2-е изд., перераб. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2008. – 656 с.: ил.
6. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология/ ред. коллегия: М. Аксёнова, Г. Вильчек, Е. Дубровская и др. - 27-е изд., испр. - . – М.; Мир энцклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 689 с.: ил.