СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Краски своими руками"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект "Краски своими руками"

Просмотр содержимого документа
«"Краски своими руками"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»




ПРОЕКТ

на тему «Краски своими руками»


Выполнили: учащиеся творческого

объединения «Юный художник»


Руководитель: Чекодаева Светлана Леонидовна-

педагог дополнительного образования



Судиславль 2022г.


Содержание




I. Введение

1.1. Актуальность

1.2. Цель и задачи

1.3. Методы исследования

II. Основная часть

2.1.История возникновения красок

2.2.Виды красок. Акварель

2.3.Процесс приготовления красок. Эксперимент

2.4.Описание эксперимента.

III. Заключение

Список литературы

Приложение


  1. Введение

Данный проект - это организация работы по ознакомлению с красками и изучения истории красок, способов рисования красками

Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей. Проект творческо-исследовательский. Краски в нашей жизни занимают огромную часть. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие. Полы и стены нашего дома окрашены, на стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно выполненные масляными красками; фасад нашего дома покрашен фасадной краской и даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика, свободно продающегося за соседним углом.
       Красок и их цветов такое огромное разнообразие, что даже неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований.

    1. Актуальность.

Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Природа наградила нас необычайным даром - цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью любуемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Кто не восхищался красками цветущего луга, лесной опушки, осенней листвы, даров сада и поля? Но далеко не всем известно, откуда у природы такая богатая палитра цветов.

Всей этой красотой обязаны мы специальным красящим веществам – пигментам, которых в растительном мире известно около 2 тысяч.

Исследование данной работы лежит в области естествознания, неживой природы, и посвящено изучению удивительных свойств пигментов.

1.2. Цель:

-узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

- провести исследование по получению натуральных красителей.

Задачи:

1.Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.

2. Получить природные (естественные) краски в домашних условиях.

3.Нарисовать рисунки, используя природные краски.

1.3. Методы исследования:


- сбор информации ;

- работа с Интернет-ресурсами;

- анализ полученных материалов.

Предполагаемые результаты:


- получить краски самостоятельно.

- нарисовать ими рисунки.

Тип проекта:


творческо – исследовательский.


2.1.История возникновения красок

Древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. (рис.1) Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу. (рис.2).

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.(рис.3)


2.2.Виды красок. Акварель.


Гуашь - это почти акварель, но с добавлением белила, что придает краске плотность и непрозрачность.

Гуашью пользовались такие мастера, как Рубенс, Пикассо и другие.

Акварельные краски - просты в применении, имеют прекрасные изобразительные свойства. Они бывают: твердые в плитках, мягкие на меду в чашечках или жидкие в оловянных трубочках.

Название происходит от латинского “AQUA” – вода. Она служит разбавителем. В состав акварели входят:

  • пигменты;

  • связующее (гуммиарабик);

  • пластификаторы помогают краске не растекаться;

  • поверхностно активное вещество препятствует скатыванию краски в капли;

  • антисептик предохраняет от плесени.

Акварельные краски при растворении в воде образуют прозрачную взвесь и позволяют создавать эффект лёгкости и тонких цветовых переходов. Акварель любили великие художники Брюллов, Репин и другие. Акварель может быть твердой - в виде плиток, полумягкой - в фаянсовых чашечках и мягкой - в тюбиках.

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты. Акварель в то время не имела самостоятельного значения - ее применяли для графических, иллюстративных целей, для раскрашивания рисунка.

Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV века. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко - шёлка слоновой кости), чистота цвета.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Сначала о ней говорили, как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на её позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.

Акварель требует быстрой работы, но ее привлекательность как раз в свежести и беглости впечатления.

2.3.Процесс приготовления красок. Эксперимент.


Мы умеем рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Мы задумались можно ли изготовить краски самим?

Мы прочитали, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцои т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название красок



Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель



+

+

Гуашь



+

+


Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы пришли к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

2.4.Описание экспериментов


Мы решили создать акварельные краски.

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

План эксперимента № 1(рис.4)

  1. Мы взяли мел.

  2. Натерли мел на терке.

  3. Просеяли порошок.

  4. Смешали мел с клеем ПВА , яйцом.

Затем добавили пищевой краситель и получили голубую краску.

План эксперимента № 2(рис.5

  1. Мы взяли активированный уголь (очищенный уголь).

  2. Измельчили уголь в порошок в ступке пестиком.

  3. Просеяли порошок.

  4. Смешали уголь с клеем ПВА.

Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда уголь смешали с клеем, то получили красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели. Также мы попробовали активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.

План эксперимента № 3(рис.6)


Создали акварельные краски из овощей: моркови, свеклы. Выжали сок, смешали с клеем ( можно медом) .Нарисовали рисунок.

План эксперимента № 4(рис.7)

Мы попробовали создать акварельные краски других цветов.

  1. Взяли различную ягоду – чернику и малину.

  2. Выдавили в разные стаканчики сок.

  3. Смешали сок с мёдом.

  4. Нарисовали красивые и нежные цветы.

  5. Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.

III. Заключение


Теперь мы знаем, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.

Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (вода, клей, мёд).

Список литературы

  1. Алексеева В.В., Что такое искусство?. – М.: Советский художник, 2010.

  2. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.: Дрофа, 2003.

  4. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.

  5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

РИСУНОК 1

РИСУНОК 2



РИСУНОК 3



РИСУНОК 4









РИСУНОК 5







РИСУНОК 6



РИСУНОК 7