СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красота человека в восточной культуре

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина посвящена выставке "Восток. Другая красота", прошедшей в Государственном музее-заповеднике М.А.Шолохова в г. Ростове-на-Дону в ноябре 2019 года.

 

Просмотр содержимого документа
«Красота человека в восточной культуре»

Выставка: «Восток. Другая красота»



ВИКТОРИНА



1. Государственный музей Востока был создан в 1918 году. А первая постоянная экспозиция музея открылась в 1919 году. Где (в каком здании) она располагалась?


Государственный музей искусства народов Востока (Музей Востока) – музей, посвященный искусству народов Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Бурятии и Чукотки. Основан в 1918 году в рамках национальной политики СССР, направленной на развитие культур автономных республик.

Первая постоянная экспозиция открылась в 1919 году в двух залах Исторического музея. Выставленная коллекция предметов состояла из материалов по искусству Китая, Японии и Ирана


2. До 1929 года музей Востока не имел собственного помещения. В 1930 году ему было предоставлено историческое здание для размещения коллекции. Что это за здание?


Особняк Цветкова - дом мецената и коллекционера Ивана Цветкова, построенный для размещения частного собрания живописи и графики. Архитекторами проекта выступили Борис Шнауберт и Василий Башкиров, художественное оформление здания выполнено по эскизам Виктора Васнецова.

В 1909 году особняк был передан в дар городу Москве, и после смерти Цветкова в стенах дома разместилась картинная галерея.

В 1930 году в здании располагался музей восточных культур.


3. В начале X века в Китае возникла специфическая мода на бинтование ног. Для чего китаянки это делали?


Бинтование ног – это обычай, практиковавшийся в Китае (особенно в аристократической среде) с начала X до начала XX века.

Полоской материи девочкам привязывали к ступне все пальцы ноги, кроме большого, и заставляли ходить в обуви малого размера, отчего ступни значительно деформировались, иногда лишая возможности ходить в будущем. Такие ноги традиционно назывались «золотыми лотосами». От размера ступни зависел престиж невесты, к тому же считалось, что принадлежащей к высокому обществу даме не следует ходить самостоятельно. Это «бессилие», неспособность к передвижению без посторонней помощи составляло, по литературным свидетельствам, одну из привлекательных черт женщины-аристократки: здоровые и недеформированные ноги ассоциировались с крестьянским трудом и «подлым происхождением».

При владычестве монгольской династии Юань и маньчжурской династии Цин в Китае маленькие ноги также становились символом национальной идентичности и «цивилизованности», поскольку у монголов и маньчжуров женщины ног не бинтовали.

В начале XX века Кан ЮвэйСу Маньшу и другие общественные деятели подвергали бинтование ног жёсткой критике. После Синьхайской революции (1911года) и становления республики этот обычай постепенно сходил на нет. В начале XXI века осталось лишь незначительное число весьма пожилых женщин, обладающих специально деформированными ногами.


4. Каким подвигом стала известна героиня китайской поэмы Хуа Мулань?


Хуа Мулань (цветок магнолии) – это героиня китайской поэмы, пошедшая на войну вместо своего престарелого отца, несмотря на то, что в армию брали лишь мужчин. Она облачилась в мужские доспехи и стала храбро сражаться с тюркскими племенами кочевников, которые атаковали Китай.

Поэма «Песнь о Мулань» была написана в VI веке, но первоначальная версия не сохранилась, в отличие от позднейшей версии в сборнике XII века, созданном Го Маоцянем. В поэме старый и больной отец Мулань не мог пойти в армию. Отказ встать под знамена императора, чтобы защитить  Китай от нападений гуннов, грозил серьезными обвинениями. Мулань решает пойти на службу вместо отца. Имела ли Хуа Мулань реальный прообраз, неизвестно.


5. У женщин древней Японии после брака или первых родов была очень распространена косметическая процедура – хикимаю. В чем она заключалась?


Хикимаю – это традиция удалять брови и рисовать вместо них на лбу тёмные пятна, распространённая в Японии с периода Нара до XIX века. Японские аристократы выщипывали или брили брови и рисовали новые порошковыми чернилами хаидзуми, которые делали из сажи, полученной из кунжутного или рапсового масла.


6. Каждая японская красавица умела готовить раствор охагуро - «железный сок». Для его приготовления использовали железо, гвозди или сломанные иглы, смоченные в чае, саке или уксусе. Для чего использовался такой раствор?


Охагуро – это японская традиция чернения зубов, популярная вплоть до периода Мэйдзи. Охагуро еще называли лаком. Чернота лака стала считаться красивой и утончённой, однако у неё было и утилитарное назначение: лак восполнял недостаток железа и помогал сохранить зубы здоровыми. Охагуро стало ассоциироваться с замужними женщинами, у которых стойкость краски на зубах сравнивалась с бесконечной верностью мужу.


7. Одним из наиболее ценных и древних экспонатов на выставке является барельеф с изображением небесной (божественной) девы Теводы. Каменные изваяния прелестных дев на протяжении многих веков служили идеалом красоты для камбоджийских женщин. Олицетворением чего считалась такая красавица.


На рельефе изображена божественная дева Тевода. Это божество олицетворяло природные силы, охраняло стороны света, местности и поселения. В ангкорский период (IX–XIV века) в Камбодже фигуры небесных красавиц, высеченные из камня, украшали культовые сооружения. Часть из них изображают Апсар — небесных танцовщиц царства Индры, призванных развлекать богов танцами и музыкой.

В знаменитом храме Ангкор-Ват исследователи нашли около 1800 фигур Тевода, а в храме Байон — более 6000 изображений танцующих Апсар. Каменные изваяния прелестных дев на протяжении многих веков служили идеалом красоты для камбоджийских женщин.


8. Одним из важных способов поддержания красоты у восточных женщин считалось регулярное посещение бани (хаммам). Женщины ходили там в специальных деревянных туфлях – налын – на особых высоких каблуках спереди и на пятке. Почему?


Налын – деревянные ходули, которые носили крымские татарки. Высотой они были разные, начиная от 6 сантиметров, доходили до 12 см и более. Эта обувь украшалась перламутром, серебряными пластинками, обтягивалась бархатом.

Налын одевали в баню, где полы нагреваются, и раскаляются так, что ходить можно только в деревянных ходулях. Женщины не обжигали ноги о горячий мрамор и не скользили на мокром полу. Ноги находились гораздо выше потопов воды и нечистот, время от времени загрязняющих поверхность пола.


9. На выставке «Восток. Другая красота» представлено много украшений и предметов туалета восточных женщин. Одно из них – асык. Что это? И для чего применялось?


Украшение, которое не встречается ни у одного другого народа — туркменская подвеска асык, сложной симметричной формы, напоминающей сердце, украшенные сердоликом, филигранью, или затейливым чеканным узором с позолотой. Эти украшения изготовляются из высокопробного серебра и имеют порой весьма внушительные размеры. Обычно эти украшения дарились на свадьбу невесте от свекрови и таким образом переходили из поколения в поколение, становясь семейным оберегом. Иногда встречаются сдвоенные и даже тройные асыки (гоша-асык).


10. Монгольским девушкам и женщинам категорически запрещалось подстригать волосы. Почему?


Длинные волосы у женщин являлись важным компонентом монгольского костюма. Традиционный праздничный наряд женщин сохранялся в монгольских селениях вплоть до середины XX века. Особое внимание занимало убранство головы племен халха и мингатов. Оно состояло из «крылатой» прически – хабтагай, венчика - толгоин болт - и остроконечной шапки - малагай.

Монгольские девушки отращивали длинные волосы и заплетали их в две косы, которые помещались в накосники. На них в свою очередь вешались золотые и серебряные монеты.

После того, как девушка выходила замуж, она носила сложную прическу, похожую на раскинутые крылья птицы, которая защищает свое гнездо. Волосы расчесывали и разделяли прямым пробором на две половины. Сзади у корней их скрепляли специальными пластинами из камыша. Спереди верхнюю часть волос смачивали мездряным клеем, придавая прическе форму плоского полукруга. Мездряный клей делали из подкожной клетчатки невыделанной кожи. На голову надевали серебряные пластинки – хапчик – со вставками из жемчуга и драгоценных камней. Концы каждой половины волос заплетали в косы – курилго, на них крепили чехольчики из бархата и плиса и украшали серебряными заколками. Центральную часть головы скрывали за серебряным венчиком – толгоин болт, который дополняли подвесками из серебра и жемчуга, кораллами и колокольчиками. Завершалась сложная прическа головным убором – остроконечной шапочкой малагай с бархатным околышем и лентами.

11. Монгольские женщины не только носили кольца на всех пальцах, но и имели особое кольцо для большого пальца правой руки. В чем его особенность?


Кольцо, которое одевали на большой палец правой руки, называлось кольцом лучника. Кочевники были лучшими воинами, применяли самые простые, но проверенные методы боя. Кольцо лучника - особенность монгольского способа стрельбы из лука, где натяжение тетивы осуществляется согнутым большим пальцем, а указательный помогает, нажимая на большой сверху, стрела держится между большим и указательным. Лук находится в левой руке, стрела заправляется в оружие с правой стороны. Стрелять легко и удобно из любого положения. Стрела долетает до границы 320 метров!

Помимо монголов приёмом пользовались азиатские соседи — китайцы, индийцы, корейцы, афганцы, персы, турки.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!