I. Организационно-мотивационный момент Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи. 1. Постановка цели урока. | Здравствуйте, ребята. Уверена, что вы готовы к работе и мы проведём наш урок плодотворно. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа. Сегодня мы продолжаем знакомство с причастиями. Как вы думаете, может ли причастие иметь краткую форму? Аргументируйте свой ответ. О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадях. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают число в рабочих тетрадях. Причастие может иметь краткую форму, т.к. имеет грамматические признаки прилагательного( род и число). О кратких причастиях. Тема урока: «Краткие и полные причастия». | Регулятивные: развитие самоконтроля; формулирование целей, задач урока. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке. | Знакомство с краткими причастиями мы начнем с того, что вспомним, как образуется краткая форма прилагательных. Это нам поможет в дальнейшей работе. Перед вами стихотворение « Спорт» . Слайд 2 Спорт в нашей жизни гордо Вступает в свои права. Огромным желаньем, стремленьем к рекордам Встречает его детвора. Ребятам, сильным и ловким, Со спортом всегда по пути. Их не страшат тренировки, Все трудности смогут пройти! Спорт – это твердая воля, со страхом сраженье, Это юный задор, поражений момент, Это великой победы сраженье И на вопросы к здоровью ответ! Найдите прилагательные и выпишите их в начальной форме вместе с определяемым словом в столбик. Образуйте и запишите их краткую форму. Какова роль прилагательных в этом стихотворении? | Слайд 3 Огромное желание Сильные ребята Ловкие ребята Твердая воля Юный задор Великая победа Слайд 4 Желание огромно Ребята сильны Ребята ловки Воля тверда Задор юн Победа велика Прилагательные делают стихотворение ярким, выразительным. | Личностные: нравственно-этическая ориентация; интерес к изучению русского языка в целом. Регулятивные: контроль и самоконтроль; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний. |
III. Первичное усвоение новых знаний. 1. Первичное закрепление. Физминутка | А теперь опять обратимся к тексту и прочитаем слова олимпийской чемпионки и чемпионки мира Ларисы Лазутиной, выдающейся спортсменки, лыжницы о победах на Олимпийских играх. Ты понимаешь, что не должна быть среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но какое это неповторимое чувство – быть первой ! … Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна! Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина? Найдите причастия и выпишите их вместе с определяемым словом в тетрадь. Ребята, как вы думаете, можно ли образовать краткую форму и у причастий? Образуйте краткие причастия. С какой проблемой вы столкнулись, образуя краткие причастия? Как вы думаете, когда невозможно образовать краткую форму причастий? Следовательно, только какие причастия способны образовать краткую форму? Обозначьте суффиксы причастий полной и краткой формы. Сравните их. Давайте обратимся к учебнику. Откройте с.45 и прочитайте правило. Выполним упражнение № 103, с. 46. Какие причастия имеют краткую форму? Как изменяются краткие причастия? В чем их отличие от полной формы? Сколько – н – в суффиксах кратких причастиях прошедшего времени? В чем их отличие от кратких прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких и полных причастий? А сейчас мы немного отдохнем. Я называю слова, если это причастие — хлопок над головой, если нет — повороты головы вперед, назад, влево, вправо. Летящий( прич.), бегущий (прич.), молчит( глагол), живой (прил.), решенный (прич.), короткий (прил.). | Читают текст . Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной. Проигравшие спортсмены, установленный рекорд, травмированное колено, ревущие болельщики, скрытая зависть, возложенные надежды. Да, можно, потому что причастие имеет грамматические признаки прилагательного, и образование краткой формы причастий во многом сходно с образованием кратких прилагательных. Установлен рекорд, травмировано колено, скрыта зависть, возложены надежды. Затруднения при образовании краткой формы причастий: проигравшие, ревущие. Образование краткой формы невозможно у действительных причастий. Страдательные причастия. Обращение к теоретическому материалу параграфа. Двое учащихся выполняют упражнение у доски. Отвечают на вопросы. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»; развитие эстетического вкуса. Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
IV. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. 1.Самостоятельная работа. 2. Выставление оценок за работу на уроке. | Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы: Сегодня я узнал… На уроке я научился… На сегодняшнем уроке мы неоднократно затрагивали тему спорта. Как вы думаете, каково значение спорта в жизни человека? Самостоятельная работа по карточкам( Приложение - 2 варианта). Выставление отметок и оценок за урок. | Обучающиеся анализируют, как они усвоили материал. Формируют конечный результат своей работы на уроке. Рассуждают над вопросом. | |