СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткие и полные страдательные причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Краткие и полные страдательные причастия"

Просмотр содержимого документа
«Краткие и полные страдательные причастия»

Технологическая карта урока русского языка

составила Гаджиумарова Эльнара Мурадалиевна


Дата

10.10.18

Класс

7 «Б», 7 «А».

УМК

Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др..; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 233 с.

Тема урока

«Краткие и полные страдательные причастия»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

воспитывающие:

 воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка;

 прививать интерес к слову, его значимости в нашей речи;

 воспитывать в детях доброту, нравственные качества человека;

 формировать положительную мотивацию обучения;

развивающие:

 проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

 способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся посредством фронтального опроса, самостоятельных ответов учащихся;

 формировать навыки работы в парах, навыки само- и взаимооценивания;

 совершенствовать навыки работ со словарями;

обучающие:

‒ повторять и обобщать знания, полученные при изучении темы «Причастия»;

 вводить новые лексические понятия «краткие причастия», «полные причастия»;

 формировать систему новых понятий, расширять знания обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний;

– закреплять знания получаемые обучающимися в ходе урока.

Планируемые результаты деятельности

личностные:

 развитие эмоционально-образного мышления обучающихся;

 формирование у обучающихся чувства уважения к богатству и разнообразию родного языка.

– осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

предметные:

 обучающиеся имеют представление о действительных и страдательных причастиях;

 обучающиеся умеют применять на практике полученные знания;

 обучающиеся умеют извлекать из текста необходимую информацию, анализировать;

метапредметные:

 обучающиеся определяют и формулируют цели и задачи урока;

 обучающиеся умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 обучающиеся слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

 обучающиеся обобщают и систематизируют полученные знания;

 обучающиеся делают выводы и заключения по теме урока;

 обучающиеся обладают навыками самооценки и самоанализа.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный метод;

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Подготовка к уроку

Повторить § 16.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.

Формируемые понятия

Краткие причастия, полные причастия.

Место урока

Первый урок в системе уроков по данной теме


План урока:

1. Организационно-мотивационный момент (5 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Первичное усвоение новых знаний (24 мин.)

4. Рефлексия (5 мин.)

5. Домашнее задание: постановка дифференцированных задач домашней работы (1 мин.)




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационно-мотивационный момент

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию и беседе, сформулировать тему урока, определить цели и задачи.


1. Постановка цели урока.

Здравствуйте, ребята. Уверена, что вы готовы к работе и мы проведём наш урок плодотворно. Откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.

















Сегодня мы продолжаем знакомство с причастиями.
Как вы думаете, может ли причастие иметь краткую форму? Аргументируйте свой ответ.



О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадях.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают число в рабочих тетрадях.





















Причастие может иметь краткую форму, т.к. имеет грамматические признаки прилагательного( род и число).



О кратких причастиях. Тема урока: «Краткие и полные причастия».


Регулятивные: развитие самоконтроля;

формулирование целей, задач урока.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: закрепить знания, полученные ранее и

впоследствии связать их со знаниями, которые будут получены на уроке.


Знакомство с краткими причастиями мы начнем с того, что вспомним, как образуется краткая форма прилагательных.

Это нам поможет в дальнейшей работе.


Перед вами стихотворение « Спорт» .

Слайд 2

Спорт в нашей жизни гордо
Вступает в свои права.
Огромным желаньем, стремленьем к рекордам
Встречает его детвора.
Ребятам, сильным и ловким,
Со спортом всегда по пути.
Их не страшат тренировки,
Все трудности смогут пройти!
Спорт – это твердая воля, со страхом сраженье,
Это юный задор, поражений момент,
Это великой победы сраженье
И на вопросы к здоровью ответ!


Найдите прилагательные и выпишите их в начальной форме вместе с определяемым словом в столбик.







Образуйте и запишите их краткую форму.









Какова роль прилагательных в этом стихотворении?


























Слайд 3

Огромное желание
Сильные ребята
Ловкие ребята
Твердая воля
Юный задор
Великая победа



Слайд 4

Желание огромно
Ребята сильны
Ребята ловки
Воля тверда
Задор юн
Победа велика



Прилагательные делают стихотворение ярким, выразительным.

Личностные: нравственно-этическая ориентация;

интерес к изучению русского языка в целом.

Регулятивные: контроль и самоконтроль;

принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация знаний.

III. Первичное усвоение новых знаний.





































































1. Первичное закрепление.










Физминутка





А теперь опять обратимся к тексту и прочитаем слова олимпийской чемпионки и чемпионки мира Ларисы Лазутиной, выдающейся спортсменки, лыжницы о победах на Олимпийских играх.


Ты понимаешь, что не должна быть среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но какое это неповторимое чувство – быть первой ! … Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна!

Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина?





Найдите причастия и выпишите их вместе с определяемым словом в тетрадь.







Ребята, как вы думаете, можно ли образовать краткую форму и у причастий?






Образуйте краткие причастия.




С какой проблемой вы столкнулись, образуя краткие причастия?




Как вы думаете, когда невозможно образовать краткую форму причастий?


Следовательно, только какие причастия способны образовать краткую форму?


Обозначьте суффиксы причастий полной и краткой формы. Сравните их.



Давайте обратимся к учебнику.

Откройте с.45 и прочитайте правило.

Выполним упражнение № 103, с. 46.



Какие причастия имеют краткую форму? Как изменяются краткие причастия? В чем их отличие от полной формы? Сколько – н – в суффиксах кратких причастиях прошедшего времени? В чем их отличие от кратких прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких и полных причастий?




А сейчас мы немного отдохнем. Я называю слова, если это причастие — хлопок над головой, если нет — повороты головы вперед, назад, влево, вправо.

Летящий( прич.), бегущий (прич.), молчит( глагол), живой (прил.), решенный (прич.),

короткий (прил.).








Читают текст .















Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной.



Проигравшие спортсмены, установленный рекорд,
травмированное колено,
ревущие болельщики,
скрытая зависть,
возложенные надежды.


Да, можно, потому что причастие имеет грамматические признаки прилагательного, и образование краткой формы причастий во многом сходно с образованием кратких прилагательных.


Установлен рекорд, травмировано колено, скрыта зависть, возложены надежды.


Затруднения при образовании краткой формы причастий: проигравшие, ревущие.



Образование краткой формы невозможно у действительных причастий.


Страдательные причастия.







Обращение к теоретическому материалу параграфа.

Двое учащихся выполняют упражнение у доски.




Отвечают на вопросы.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»;

развитие эстетического вкуса.

Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы;

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

соблюдение правил речевого поведения;

понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: развитие умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы.

IV. Рефлексия.

Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм.



1.Самостоятельная работа.


2. Выставление оценок за работу на уроке.

Ребята, продолжите, пожалуйста, фразы:
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…


На сегодняшнем уроке мы неоднократно затрагивали тему спорта. Как вы думаете, каково значение спорта в жизни человека?



Самостоятельная работа по карточкам( Приложение - 2 варианта).



Выставление отметок и оценок за урок.


Обучающиеся анализируют, как они усвоили материал. Формируют конечный результат своей работы на уроке.


Рассуждают над вопросом.








V. Домашняя работа

Цель этапа: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Написать мини-сочинение на тему: « Роль спорта в жизни человека», «Мой любимый вид спорта», « Зачем делать утреннюю зарядку?». Использовать краткие причастия.

Рефлексия по карточкам.

Спасибо за работу на уроке! До свидания.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: развитие самоконтроля.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!