Краткие и полные страдательные причастия
Цели: закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: наблюдения в тексте, объяснения учителя, орфоэпическая работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала.
2. Взаимопроверка упражнения 85.
П. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) б, д; 2) в, г; 3) б, в, г. Вариант 2: 1) а, в, д; 2) б, г; 3) в, г.
III. Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия»
1. Сопоставление полных и кратких страдательных причастии
Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):
Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.
Полный стадион освещен мощными прожекторами.
В окно, распахнутое настежь, влетела птица.
Окно распахнуто настежь.
В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых - краткие.
Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший - хорош, белый - бел, смелый - смел и т. д.
Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.
-
Работа с теоретическим материалом учебника. Ученики самостоятельно изучают § 15.
-
Вопросы на усвоение материала.
-
Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.
-
Какую роль играют полные страдательные причастия в предложении?
-
Какую роль играют краткие страдательные причастия в предложении?
IV. Орфоэпическая работа
Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные причастия женского рода.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняются у доски и в тетрадях. Домашнее задание
-
§ 15.
-
Упражнение 89.