Просмотр содержимого документа
«Краткие и полные страдательные причастия, 7 класс»
Краткие и полные страдательные причастия
Цели: закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: наблюдения в тексте, объяснения учителя, орфоэпическая работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала.
Что обозначают действительные причастия?
Что обозначают страдательные причастия?
2. Взаимопроверка упражнения 85.
П. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) б, д; 2) в, г; 3) б, в, г. Вариант 2: 1) а, в, д; 2) б, г; 3) в, г.
III. Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия»
1. Сопоставление полных и кратких страдательных причастии
Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):
Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.
Полный стадион освещен мощными прожекторами.
В окно, распахнутое настежь, влетела птица.
Окно распахнуто настежь.
В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых - краткие.
Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший - хорош, белый - бел, смелый - смел и т. д.
Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.
Работа с теоретическим материалом учебника. Ученики самостоятельно изучают § 15.
Вопросы на усвоение материала.
Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.
Какую роль играют полные страдательные причастия в предложении?
Какую роль играют краткие страдательные причастия в предложении?
IV. Орфоэпическая работа
Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные причастия женского рода.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняются у доски и в тетрадях. Домашнее задание
§ 15.
Упражнение 89.