№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Тема: Язык как средство общения. | Цель: Продолжить формировать знания учащихся о языке, как средстве общения. 1.Повторить ранее изученный материал: однокоренные слова, падежи имен существительных; Задачи: 2.Развивать умение подбирать к данным словам однокоренные слова, согласовывать слова в словосочетании в числе, роде и падеже; 3.воспитывать любовь к родному языку и уважение к русскому. | Учащиеся готовятся к уроку. |
Актуализация знаний | *Работа с текстом «Язык – это окно в новый мир» -Что интересного узнали из текста? -На каком языке человек впервые учиться говорить? -Как вы думаете, почему родной язык так называют? -На каких языках говорят люди? -Сколько языков насчитывается сегодня в мире? -Какое новое слово вы сегодня услышали? -Что оно означает? -Почему язык – это окно в новый мир? | Уч-ся работают с текстом «Язык – это окно в новый мир», отвечают на вопросы, делают выводы, готовят презентации . |
4. Закрепление нового материала | *задание № 5, стр.4 – 1 группа Язык – языковой, языковед, языческий *задание № 6, стр. 4 (вспомните вопросы падежей) – 2 гр Образец: Разговаривать (с кем?) с другом – д.п *задание № 7, стр. 4 – 3 гр Образец: Франция – французский язык, Германия – немецкий язык… | Учащиеся выписывают местоимения, распределяют по колонкам. Читают. Объясняют правописание местоимений, указывают число, род, падеж, работают по группам, индивидуально, по парам. |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 9, стр.5 + словарь | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2 Тема: Естественные и искусственные языки.. Вербальное и невербальное общение | Цель: Сформировать знания уч – ся о естественных и искусственных языках, о вербальном и невербальном общении Задачи: 1.повторить с учащимися тему «Ударение», понятие «основная мысль текста»; 2.развивать умение выделять в слове ударение, в тексте – основную мысль; 3.воспитывать чувство прекрасного. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | Проверить упражнение № 9, стр.5 + словарь *Словарная работа: язык жестов и знаков, первобытные люди, вербальное и невербальное общение | Уч-ся читают упражнения Правильно читают, переводят на родной язык, поясняют значение слов и словосочетаний. |
3. Объяснение нового материала | * Работа с текстом «Язык жестов и знаков» *определение основной мысли текста -Что такое «основная мысль текста»? *Запись в тетрадь правила на стр. 7 -Определите основную мысль текста «Язык жестов и знаков», запишите ее в тетрадь. | Ученики работают над текстом, отвечают на вопросы, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | *№3, стр.7 (устно) -Расскажите, что означают эти жесты? -Чем жесты отличаются от знаков? -Какие знаки вы знаете? | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы. |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 5, стр.7 (пересказ текста по плану) | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
4 Тема: Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка.. | Цель:1. способствовать формированию у учащихся понятий о лексике, лексическом значении слова, о многозначности и однозначности, о прямом и переносном значении слова; развивать умение работать со словарем, сравнивать, выделять главное в тексте, обобщать; 3. воспитывать патриотизм, гордость за свое Отечество. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | Проверить упражнение № 10,11, стр.9 | Уч-ся читают упражнения Правильно читают, переводят на родной язык, поясняют значение слов и словосочетаний. |
3. Объяснение нового материала | *Беседа по вопросам, стр.9 * Практическая работа №1,стр9 (подчеркнуть мягкие согласные, слово житель разобрать по составу) № 2 текст «Горы Казахстана» -Какова природа Казахстана? -Где находится высшая точка Казахстана? Почему Кокшетау называют «Казахстанской Швейцарией»? №3, стр.11 №6, стр.11 (работа с толковым словарем) №9, стр.11 (в один столбик однокоренные, в другой – формы слова) высокий высота высокая вышина высокого высоко высочайший выше | Ученики работают над текстом, отвечают на вопросы, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | №3, стр.11 №6, стр.11 (работа с толковым словарем) №9, стр.11 (в один столбик однокоренные, в другой – формы слова) высокий высота высокая вышина высокого высоко высочайший выше | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы. |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 5, стр.7 (пересказ текста по плану) | Запись в дневниках. |
| | |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
7 Тема: Тема: Омонимы. Синонимы. | Цель: Сформировать знания у учащихся о синонимах и омонимах. 1.формировать понятие о синонимах; 2.развивать навыки подбора слов-синонимов, умение подбирать проверочные слова к словам с сомнительной согласной, умение выполнять морфемный разбор слов; 3.воспитывать чувство гордости за красоту природы нашей родины. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | № 4,5, стр.11 *Подбор проверочных слов к словам с сомнительной согласной в корне слова (оглушение согласных) Город – города, снег – снега, лед – льды, сад- сады, запад - западный, вид – виды, медведь - медведи. * Разбор слов по составу: заоблачный, северный, западный, восточный, снежный. | Уч-ся читают упражнения Правильно читают, переводят на родной язык, поясняют значение слов и словосочетаний. |
3. Объяснение нового материала | *Беседа по вопросам: -Что такое синонимы? -Приведите примеры. *Работа по тексту «Заилийский Алатау» -Чем привлекают людей горы? -Выпишите выделенные слова-синонимы | Ученики работают над текстом, отвечают на вопросы, делают выводы. |
4. Закрепление нового материала | *Выполнение заданий №5, стр.15 (письменно) №6, стр.15 (самостоятельно) | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы. |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 4, стр.14 №10, стр.15 (устно) | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
8 Тема: Антонимы . Антонимические пары. | Цели: Познакомить учащихся с антонимами и антонимическими парами. 1. продолжить работу по формированию у учащихся понятия об антонимах; 2.развиватьнавыки подбора к данным словам антонимов, умение различать формы слов от однокоренных; 3.воспитывать интерес к обычаям и традициям казахского народа | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | № 7, стр.21 -чтение текста «Национальные обычаи и традиции казахского народа», стр. 22 -Работа по содержанию текста (вопросы, стр. 23) | Уч-ся читают упражнения Уч-ся читают текст, работают по содержанию текста. |
3. Объяснение нового материала | -Выполнение заданий: № 3, стр.23 Вывод: Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Н-р, день – ночь, белый – черный № 4 и 5 (1) устно №5 (2) – самостоятельно №6, стр.24 формы слова однокоренные (в чем отличие?) праздник праздник праздника праздничный празднику праздновать | Ученики работают над словами, разбирают слова по составу |
4. Закрепление нового материала | № 10, 11,17,стр.12-14 | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы. |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 8,9, стр.24 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
9 Фразеологизмы. Фразеологический словарь | Цели:1. формировать у учащихся понятие о фразеологизмах как об устойчивых сочетаниях слов; 2.развивать у учащихся речь, мышление; 3.воспитывать любовь к прекрасному. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | №5,6, стр31+ правило, стр.29 *Беседа по вопросам: -Что такое фразеологизмы? -Приведите примеры. | Уч-ся читают упражнения Уч-ся беседуют по вопросам, отвечают на вопросы. |
3. Объяснение нового материала | -Сравните два предложения Мой дед просыпается рано. Мой дед просыпается ни свет ни заря. Являются ли они синонимичными? Вывод: Ни свет низаря – фразеологизм, т.к. устойчивое сочетание слов, которое имеет единое лексическое значение | Ученики работают над предложениями, делают выводы, работают в группе, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Задание 1, стр.33 (устно) *Задание 2, стр.33 (устно) *Задание 4, стр.34 (письменно) *Задание 6, стр.34 (письменно) *Задание 7, стр.34 (чтение текс та «Праздник тюлбпанов»). -Почему руки голландских садоводов названы золотыми? -Почему праздник тюльпанов волнует людей до глубины души? -Найдите в тексте фразеологизмы, замените их одним словом. *Задание 16, стр.36 (устно) | Уч-ся читают, пишут, отвечают на вопросы, находят фразеологизмы, работают в группе, по парам, индивидуально |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 5, стр.7 (пересказ текста по плану) | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
11 Тема: Изложение по тексту «Край поэтических легенд» | Цели:1. Формировать у учащихся умение письменно излагать текст; 2.развивать письменную речь учащихся; 3.воспитывать интерес к легендам, связанным с природой Кокшетау. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1.Актуализация знаний | Беседа о легендах казахского народа | Уч-ся беседуют о легендах казахского народа |
2. Изложение текста | *первичное чтение текста *вопросы по содержанию текста, стр.41 *составление плана: 1. Край поэтических легенд. 2. Легенда о горе-великане. 3. Легенда об окаменевшем верблюде: а) красавец-верблюд; б) призыв Буры во время беды; в) стрелы Касым – хана; г) окаменевший верблюд. | Уч-ся читают текст, беседуют по вопросам, составляют план. |
3. Письмо изложения | *вторичное чтение текста (читают ученики) *Устный пересказ текста по плану. *Письменная работа учащихся (изложение текста). | Уч-ся слушают вторичное чтение текста, устно пересказывают по плану, пишут изложение текста |
4.Последующие задания | Контрольные вопросы, стр.40 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
13 Тема: Имя числительное. Простые и составные числительные | Цели:1. формировать у учащихся понятие о разрядах числительных по составу; 2.развивать навыки правописания числительных (мягкий знак в середине и в конце), умение согласовывать числительные со словами в словосочетании; 3.воспитывать дисциплинированность и чувство ответственности. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | № 19, стр.48 (наизусть) Работа со словами: двое, двоих, двоим, трое, троих, троим, трём, полтора, полутора, полторы | Уч-ся читают упражнения наизусть Уч-ся записывают слова под диктовку |
3. Объяснение нового материала | Числительное простые составные (из одного слова) (из двух и более слов) Один, три, сто, двадцать один тысяча, миллион сто пятьдесят четыре Ь на конце Ь в середине 5-20,30 50-80,500-900 двадцать пятьдесят | Ученики работают над словами, работают в группе, индивидуально, по парам. |
4. Закрепление нового материала | *Чтение текста «Как мы ездили на метро» -Правильно ли поступили мальчики? Почему? *Выполнение заданий №№ 4,6,7,9,стр.51,52 | Уч-ся читают текст, отвечают на вопросы, выполн. Задания в группе, по парам, индивидуально |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 8, стр.52 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
16 Тема: Склонение числительных | Цели: 1. Формировать у учащихся понятие о склонении числительных 1,2,3-30; контроль и оценка знаний и умений учащихся; 2. развивать у учащихся грамотность, умение определять падеж числительных; 3. воспитывать у учащихся интерес к истории создания вертолета.. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | Проверка упражнения № 8, стр.52 - Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь. - Найдите лишнее слово. - Почему оно лишнее? - Что общее у всех имён существительных? | Уч-ся читают упражнения Уч-ся записывают слова, находят лишнее слово, овтечают на вопросы |
3. Объяснение нового материала | Знакомство с текстом. Цветочные часы Цветы раскрываются и закрываются каждый в своё время. На этом основании один учёный устроил цветочные часы. Утром в четыре часа распускается цикорий. Мак открывается в пять часов, одуванчик – в шесть часов, кувшинка – в семь часов утра. Ноготки открываются в девять часов, а подсолнечник – только в двенадцать. Закрываются цветы тоже каждый в своё время. К пяти часам дня все дневные и утренние цветы закрываются. После этого начинают открываться ночные цветы. Первым открывается в пять часов табак, в шесть часов – герань, в семь часов – ночная свеча. К десяти часам вечера распускается ночная красавица *Склонение числительных от 5 до 30 =степь 1=прилагательное 2,3 (смотри на стр.56 и запомни) | Ученики работают над словами, разбирают слова по составу, работают по группам, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | -Чтение текста «Кто изобрёл вертолёт?» -№5,55 | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы. |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | №6,7,стр.55,56 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
17 Тема: Контрольный диктант «Д. А. Кунаев» | Цель: Проверить умения учащихся грамотно писать диктанты, уровень освоения изученных тем. Задачи: Учащиеся прослушают текст диктанта, напишут диктант грамотно под диктовку, смогут запомнить правописные навыки числительных; разовьют устную и письменную речь, правописные умения и навыки; воспитают чувство патриотизма, гордости на основе слушания текста. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: деятель, правление, строились, фонд, пертия, республика | Уч-ся работают со словами |
3. Знакомство с текстом. Первичное чтение | Кунаев Д. А. – видный политический и государственный деятель Казахстана. Еще при жизни Д. А. Кунаева в тысяча девятьсот девяносто втором году был создан Международный фонд его имени для помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, молодежи. В его правление в Казахстане благосостояние казахстанцев заметно улучшилось. В это время, строились новые здания театров, книжные магазины, вставочные залы и галереи. Динмухамед Ахметович сделал превосходную партийную карьеру за восемьдесят один год своей жизни. Он прошел трудовой путь от машиниста бурового станка до директора рудника. В тысяча девятьсот пятьдесят втором году ученые республики избрали его академиком и президентом Академии наук Казахской ССР. | Уч-ся записывают число, слушают текст диктанта |
3.Письмо диктанта | Письмо диктанта под диктовку по смысловым частям и предложениям | Уч-ся пишут диктант |
4. Проверка написанного | Предлагается проверить написанный диктант самостоятельно, затем учитель вторично читает для проверки | Уч-ся проверяют самостоятельно, затем слушают учителя и проверяют |
4.Сдача тетрадей для проверки | Учитель предлагает сдать тетради для проверки. | Уч-ся сдают тетради для проверки учителем |
5.Последующее задание | повторить тему « Наклонение глаголов» | Записывают в дневник |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
19-20 Тема: Местоимение | Цель: Сформировать знания учащихся о местоимении. 1. Формировать у учащихся понятие о личных местоимениях; 2.развивать навыки склонения личных местоимений; 3.воспитывать интерес к эпистолярному жанру, желание внимать поучениям родителей. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1.Актуализация знаний | Работа со словами: чувствовать, запомнить | Уч-ся работают со словами |
3. Объяснение нового материала | *Объяснение нового материала «Местоимение» произошло от слов «вместо имени» т.к. местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. Например, он, мой, сколько, кто-то. Местоимения личные указательные притяжательные отрицательные неопределённые 1л. Я,МЫ 2л. ТЫ,ВЫ изменяются по падежам 3л.ОН,ОНИ | Ученики работают над словами, разбирают слова по составу, работают по группам, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Прсклоняйте личные местоимения (письменно) *Задание №2, стр.63 (прочтите текст) -Какова основеая мысль текста? -Почему надо слушать поучения родителей? *Задание№ 5, стр.65 (устно) *Задание № 7, стр.65 (письменно) * Задание № 8,9 (устно) | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы, работают по группам, по парам, индивидуально |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют карточки. Сдают. |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 11, стр.65 | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
21 Тема: Указательные местоимения | Цель: Сформировать знания учащихся о указательном местоимении 1. формировать у учащихся понятие об указательных местоимениях, о их изменении по родам, числам и падежам; 2.развивать навыки склонения указательных местоимений; 3.воспитывать интерес и желание пользоваться электронной почтой. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | № 11, стр.65 Просклоняйте личные местоимения Я, ВЫ, ОНИ | Уч-ся читают упр., выполняют задания Уч-ся выполняют склонение личн. мест. |
3. Объяснение нового материала | Запомните УКАЗАТЕЛЬНЫЕ местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по родам, числам и падежам Например: этот, эта, это, эти И. этот Р. этого Д. этому В. этот Т. этим П. об этом | Ученики читают и запоминают местоимения, записывают, работают по группам, по парам, индивидуально, презентуют указательные местоимения |
4. Закрепление нового материала | *Чтение текста «Что такое электронная почта?» -В чём заключается новый вид коммуникации? -Что такое модем? Что такое бандероль? 1 гр - № 3,стр.68 2 гр - № 7, стр.69 3 – гр № 10, стр.69 | Уч-ся читают упражнение, выполняют устно и письменно работают по группам, по парам, индивидуально |
5. Рефлексия | Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? | Уч-ся заполняют дневник тройной записи |
6. Подведение итогов. | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. | |
7.Последующие задания | № 8,9, стр.69+ правило | Запись в дневниках. |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
22 Тема: Отрицательные и неопределённые местоимения | Цели:1. формировать у учащихся понятие об отрицательных и неопределённых местоимениях и их особенностях; 2.развивать навыки склонения данных местоимений и навыки их правописания; 3.воспитывать чувство юмора. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Проверка домашнего задания 2.Актуализация знаний | № 5, стр.72 + правило Задание № 1, стр.73 Образец: к двенадцати часам, от пяти до десяти... -Что такое местоимение? -Какие разряды местоимений вы знаете? | Уч-ся читают упражнения Уч-ся беседуют по вопросам, отвечают на вопросы. |
3. Объяснение нового материала | Местоимения: личные указательные притяжательные отрицательные неопределённые Отрицательные: никто, ничто, ни у кого, некого, нечего и др. Неопределенные: некто, нечего, кое-кто, кого-либо, кто-либо. ЗАПОМНИТЕ!!! Приставка КОЕ – и суффиксы ТО-, ЛИБО-, НИБУДЬ-пишутся через дефис: кто-то, кое-кто, что-либо, кого-нибудь. Заполните эту опорную схему, используя полученные ранее знания о местоимениях | Ученики работают над словами, разбирают слова по составу, работают в группе, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | №2, стр. 73 (текст «Умные спорщики») -Почему этот текст вызывает смех? -Какие местоимения здесь встретились? № 3,4,6,7,стр. 74,75 | Уч-ся читают упражнение 36 на стр. 7, отвечают на вопросы, работают по группам, по парам, индивидуально |
5. Рефлексия | Дневник двойной записи | Уч-ся заполняют таблицу |
6. Подведение итогов. | Подсчитываются баллы. Выставляются оценки | |
7.Последующие задания | № 8, стр.75 | Запись в дневниках. |