Падалко Т. В., уч русского языка
Филиал МБОУ «Бейская СОШИ им Н.П. Князева»
«Новониколаевская ООШ»
Развитие креативного мышления на уроках русского языка
Фрагмент урока по теме «Имя числительное как часть речи»
Аннотация.
Возраст:Обучающиеся 6 класса. Цель:формирование представления об имени числительном как части речи;Идеянаправлена не только на усвоение детьми темы урока, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь).
Творческое включение в урок.
1.«Собери пословицу»
1.Два сапога — | а много ложек. |
2.Один с сошкой, | ягода. |
3.Один горшок, | пара. |
4.Одного поля | а семеро с ложкой. |
Два сапога — пара.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один горшок, а много ложек.
Одного поля ягода.
2. - Прочитайте пословицы.
- Соедините их попарно в зависимости от смысла.
- Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.
Можно объединить пословицы:
Два сапога — пара и Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению.
- Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.
Можно объединить пословицы:
Один с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.
- Еще раз внимательно прочитайте пословицы.
- Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.
Два, одного, один, семеро.
- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа.
Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Значит, тема сегодняшнего урока — «Имя числительное как часть речи».
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока еще раз и ответить на вопрос:
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите имя числительное?
3. Содержательный блок.
1. Работа в группах. На карточках написаны предложения для групп. Прочитайте и выполните задание.
-Назовите числительные. Можно использовать учебник
1 группа Пять книг купили в магазине Пять у пять-двадцать пять Первая гармошка появилась в Туле. -На какие вопросы отвечают числительные? - Как бы вы назвали числительные, которые отвечают на вопрос Сколько? Какой? | 2 группа Пять книг купили в магазине Пять у пять-двадцать пять Первая гармошка появилась в Туле - Что числительные будут обозначать? | 3 группа -просклоняйте по падежам числительное –пять, пятый | 4 группа Пять книг купили в магазине Пять у пять-двадцать пять Первая гармошка появилась в Туле. - Подчеркните числительные как члены предложения. |
Представитель от каждой группы отвечает.
- На основании ваших наблюдений сформулируйте правило «Имя числительное»
«…..»
Приём «Древо мудрости»: сначала дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой пишет числительное из текста и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает: какое числительно е количественное или порядковое.
Телебашни
Все знают Останкинскую телебашню — самое высокое сооружение в Европе. Её высота вместе с антенной около пятисот тридцати девяти метров. Она возведена в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году.
Но первая телебашня в Москве построена в тысяча девятьсот двадцать втором году знаменитым русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, поэтому её называют Шуховской. Эта ажурная стальная конструкция высотой в сто шестьдесят метров предназначалась для антенны радиостанции. Именно отсюда в тысяча девятьсот тридцать седьмом году начались первые регулярные опытные телепередачи в нашей стране.
4. Подведение итогов.
- Как вы думаете, зачем нам нужны числительные?
- Где в жизни вы встречаетесь с числительными?
- Расскажите какие ассоциации, воспоминания, впечатления вызывают у вас эти числа?
5, 8, 23, 2.
По выбору обучающихся.
Прием «Кластер»
обозначает
являются
отвечает
Имя числительное
делятся
изменяется
Прием « Автобиография»
Всем привет! Меня зовут ----------------------. Я - _______________ часть речи. Обозначаю___________, ____________, ______________. Если отвечаю на вопрос_________? Я буду называться______________ числительным. Если отвечаю на вопрос_____________?, буду называться________________. Я могу изменяться по____________. И самое интересное то, что в предложениях могу быть разными членами предложения:_________,________,_______,________,_________.
Домашнее задание. Прием «Мозайка» «Реконструкция текста».
Сложение целого текста из частей
Текст разделяется на части (абзац, предложения)
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной
последовательности.
Использую разноцветные радужные полоски. (радужные полоски – логическая подсказка, заранее не предупреждается).
В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных
путей последовательного соединения.
Сказка Кто подсчитает?
Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол. Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Приложение.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Сколько?-количественные Какая?-порядковые | КОЛИЧЕСТВО, ЧИСЛО, ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ | И.п- пять,пятый Р.п-пяти, пятого Д.п- пяти, пятому В.п- пять, пятого Т.п- пять, пятым П. п- пяти,о пятом | Пять –подлеж Пять у пять (подл)-двадцать пять (сказ) Первая(опред) |
Приём «Древо мудрости»:
Около пятисот тридцати девяти– количественное,в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году– порядковое,
первая- порядковое, в тысяча девятьсот двадцать втором- порядковое, сто шестьдесят–количественное,
в тысяча девятьсот тридцать седьмом - порядковое, первые - порядковое
Прием « Автобиография»
Всем привет! Меня зовут ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Я –САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ. Обозначаю_КОЛИЧЕСТВО, ЧИСЛО, ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ. Если отвечаю на вопрос_ СКОЛЬКО?, Я буду называться КОЛИЧЕСТВЕННЫМ. Если отвечаю на вопрос_ КАКОЙ?, буду называться ПОРЯДКОВЫМ. Я могу изменяться по ПАДЕЖАМ. И самое интересное то, что в предложениях могу быть разными членами предложения:_ПОДЛЕЖАЩИМ, СКАЗУЕМЫМ, ДОПОЛНЕНИЕМ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
Домашнее задание. Прием «Мозайка»
Сказка Кто подсчитает?
Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол. Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Ссылки на Интернет-ресурсы:11klasov.net›5115…urokov…yazyka-6-klass-bakulina…https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola; Сайт ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК», вкладка «Функциональная грамотность», вкладка «Развитие креативного мышления».