Креативность мышления-природный дар или навык?
Актуальность. 1.В наше время актуальным для общества считается вопрос развития способностей ребенка, его талантов, и креативности как качества современной личности. Обратимся к правовому аспекту данного вопроса. В Конвенции о правах ребенка выделена значимость реализации индивидуальных способностей формирующейся личности ребенка.2. В современной педагогике все большее внимание уделяется принципу гуманизации в обучении и формированию гармонично и всесторонне развитого ребенка. В России 1 января 2014 года вступит в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
3. Актуальность проблемы подчёркивается возрастающей потребностью общества в людях, способных нестандартно и неординарно решать существующие проблемы, творчески подходить к различного рода изменениям связанных с ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в постоянно меняющихся условиях.
4.Актуальность компетенции связана с тем, что на данный момент многие педагоги не обладают качествами присущими креативному педагогу и как следствие не в силах развить данное качество у детей. Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью школ в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Необходимость: 1.Личность учителя является ведущим фактором обучения. Учебную деятельность направляет, организует, мотивирует учитель. Педагог определяет задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если учитель поддерживает и организовывает развитие креативности одаренного ученика в ходе обучения - создаются условия для актуализации его творческого потенциала.
2. Учитель для детей должен обладать исключительной "эго - силой", должен быть личностью, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Учитель должен получать удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Но самое главное - учитель должен сам быть креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.
3.Современное педагогическое сообщество видит острую необходимость в создании методик и программ, направленных на развитие творческих и креативных способностей учащихся, но в то же время ученные понимают, что реализация разработанных программ не возможна в полном объеме если педагоги не обладают развитым творческим потенциалом и как следствие не способны развить данные качества у учащихся.
Умения: Рассматривая креативное мышление в качестве процесса обдумывания, мы увидим, что оно требует от человека наличия немалого количества навыков. К таковым относятся:
Умение определять позицию другого человека, его аргументы и выводы
Умение оценивать свидетельства альтернативной позиции
Умение беспристрастно и объективно оценивать противоположные аргументы и свидетельства
Умение выявлять неверные и ложные противоположения, видеть подводные камни, читать между строк
Умение распознавать приемы, использующиеся для придания конкретной позиции большей привлекательности по сравнению с другими, к примеру, всевозможные способы убеждения или ложную логику
Умение организованно размышлять и дополнять процесс обдумывания логикой и проницательностью
Умение определять достоверность и обоснованность выводов, руководствуясь разумными допущениями и твердыми свидетельствами
Умение обобщать информацию и объединять суждения о доказательствах для формирования собственного мнения
Умение представлять свою точку зрения в обоснованной, организованной и убедительной форме
Способность продуцировать большое количество идей;
Способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
Способность производить необычные, нестандартные идеи;
Готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
Готовность работать в совершенно необычном контексте, умение видеть в простом сложное, а в сложном – простое.
Виды деятельности по развитию компетенции:
-фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;
-работа в парах;
-групповая работа (на принципах дифференциации);
-межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);
-фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
- внеурочная деятельность
Применение компетенции обучающимися:
Приобретение разнообразных навыков.
Преодолеть трудности, повысить самооценку.
Возможность использовать непривычные подходы, разрушить оковы стеореотипов мышления, т.е. мыслить креативно.
Преодоление боязни и инертности: «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
5. Готовность считать знания ценностью.
( социализация обучающихся)