СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативные проектные команды в образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие образовательных систем является основным направлением стратегии Российской Федерации. Чтобы добиться высоких показателей  требуется тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса посредством реализации национальных проектов и программ. Поэтому формирования креативных проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность.

Просмотр содержимого документа
«Креативные проектные команды в образовании»

Кондратьева Ольга Георгиевна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 города Ставрополя 

Россия

 

Креативные проектные команды в образовании

Образовательная система должна рассматриваться как механизм предоставления качественного образования. Поэтому под образовательной системой понимают совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает возможность осуществления качественного образовательного процесса (организационно педагогическая, педагогическая, дидактическая система). Эффективность управления образовательными системами может быть оценена посредством анализа достигнутых желаемых педагогических и социальных результатов.

Развитие образовательных систем является основным направлением стратегии Российской Федерации. Чтобы добиться высоких показателей требуется тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса посредством реализации национальных проектов и программ. Поэтому формирования креативных проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Актуальность определяется рядом обстоятельств и факторов. Во-первых, обострение конкурентной ситуации вызывает необходимость искать новые технологии, разрабатывать инновационные проекты и находить инновационные и нестандартные подходы в сфере образования, что обеспечивает лидерское и финансово устойчивое позиционирование на рынке образовательных услуг. Во-вторых, нарастает скорость изменения внутри самой образовательной среды: нарастает неопределенность, работать становится сложнее, нежели 5 лет назад. В сфере образования много нововведений, которые необходимо учитывать в процессе принятия управленческих решений. Нужно подбирать людей, способных принимать быстро решение по ситуации, самостоятельно. Появляется потребность объединять профессионалов, работающих разрознено в проектные команды. В процессе работы в команде происходит непрерывный обмен знаниями и опытом между участниками. А это значит, что участие в проектной команде можно рассматривать как форму повышения профессиональных компетенций без отрыва от производства. Формирование временных и малочисленных креативных проектных команд, которые состоят из профессионалов разных предметных областей «под задачу», позволяет организациям добиваться максимальной скорости и высокого качества реализации инновационных проектов.

Некоторые особенности таких команд:

  • Единая цель.

  • Общее видение конечного результата.

  • Распределение полномочий и ответственности.

  • Технологичность процесса деятельности.

  • Формирование доверительных межличностных отношений.

  • Формирование общей мотивации участников группы, взаимомотивация и поддержка участников, формирование общих ценностей группы


«Команда – это стадия развития группы, объединяющей профессионалов (от 3 до 8 человек), взаимодействующих путем конструктивной разности подходов ради достижения значимой цели. Команда формируется под конкретный инновационный проект и существует до момента его реализации». Что же касается понятия «проектная команда», то определение звучит следующим образом: это команда, которая работает над определенным, уникальным в своем роде проектом (отдельной частью работы) в пределах определенного промежутка времени, где каждое действие выполняется в заранее запланированном порядке. Ресурсы, которыми располагает команда, тоже ограничены. Обычно проектная команда преследует особые цели, сотрудникам приходится выходить за рамки своих повседневных ролей, подключать творческий подход и создавать инновации.

Этапы формирования команды в современной общеобразовательной организации.

Первый этап: подготовительный. Проводят полный анализ организации, ее специфики, особенностей и условий труда. Организуются предварительные беседы, опросы, собеседования с руководством и сотрудниками для определения целей и задач последующей работы. Необходимо четко определить желаемый конечный результат и уже исходя из этого строить дальнейшую работу. Проводятся диагностические методики для выявления уровня сплоченности коллектива, определения уровня корпоративной культуры, наличия или отсутствия внутригрупповых связей, определения личностных особенностей сотрудников.

Второй этап: проведение тематических лекций, бесед и дискуссий на заданную тему. Эта работа предназначена для расширения и углубления знаний о командной работе. Понимание механизмов командного взаимодействия приведет к формированию благоприятной «почвы» для проведения тренинговой работы. Дискуссии в данном случае будут служить механизмом обратной связи, можно проследить, правильно ли полученная информация понимается сотрудниками организации, как они настроены на проведение данной работы.

Третий этап: подготовка плана тренинга командообразования. Цели, задачи и план тренинга утверждаются руководителем организации. Уточнён состав членов тренинга и все моменты по его организации. Наиболее популярными командообразующими (групповыми) мероприятиями являются активные тренинги с элементами ролевых игр. Результатом тренингов становится повышение общей эффективности работы коллектива как комплексный результат, складывающийся из влияния различных факторов. Повышается уровень доверия в коллективе, появляется команда, сплоченная вокруг общей цели, с настоящим лидером. Новый тип отношений внутри команды, основанный на глубоком принятии и понимании друг друга, способствует повышению личной ответственности членов команды за достижение общей цели. Уровень конфликтов минимизирован, возрастают конструктивность работников и творческая активность команды, что создаёт условия для личностного развития.

Четвёртый этап: сопровождение с целью адаптации сформированной команды и ее работы в условиях учреждения. На этом этапе сотрудники более детально смогут понять, какие цели и задачи будет решать сформированная проектная команда. Разработан алгоритм документооборота, изменены функции и взаимоотношения между педагогами разного уровня образования. Процесс командообразования тесно связан со спецификой учреждения и требует от каждого участника оптимальной отдачи. Сформированная команда решает проблемы, которые казались ранее неразрешимыми, учреждение выходит на новый уровень развития и это при минимальных затратах времени и ресурсов.

Пятый этап: контроль. Обсуждается эффективность взаимодействия в команде, и при необходимости осуществляется коррекция. Поощряется критический подход. Производится анализ достаточности ресурсов. Руководитель  обеспечивает  поддержание  командного  духа,  установление

системы контроля и поощрение самоконтроля, замену членов команды в случае, если они не захотят или не смогут действовать в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Результатом внедрения модели командообразования в общеобразовательных организациях является:

- Усиление креативности в области командных взаимодействий.

- Формирование    понимания общих        целей и       задач организации  и соотнесения их с личными целями и задачами сотрудников.

- Осознание  взаимозависимости      в        достижении         целей и  задач организации и удовлетворения личных потребностей сотрудников.

- Улучшение психологического климата.

- Повышение работоспособности и дисциплины.

- Усиление лояльности сотрудников.

- Устранение барьеров при прохождении информационных потоков, уменьшение искажения информации.

- Улучшение личных взаимоотношений между сотрудниками.

- Проявление и разрешение конфликтных ситуаций.

- Появление новых форм мотивации персонала.

- Повышение потребности персонала в дополнительном обучении и применении полученных навыков на практике.

Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности школы. Еще более актуальным становится превращение педагогического коллектива в команду единомышленников, объединенных общим виденьем, миссией и ценностями. Стоит заметить, что реализующиеся национальные проекты и программы согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 для достижения стратегических целей требуют эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов в формате проектных команд. Поэтому в таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность.


Список используемых источников

1.Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования .СПб.: Речь, 2015.187 с.

Современные тенденции в управлении персоналомУчебное пособие / Под ред.А.В.

2.Дейнека, Б.М. Жуков. М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2015. 291 с.

3.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп .Учебное пособие / Под ред.Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института психотерапии, 2015. 496 с.

4. Методические-рекомендации-по-формированию-проектной-команды.pdf

5. Статья"Креативные проектные команды в образовании".

6. Креативные проектные команды в образовании: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках