Критерии эффективности современного урока.
Выступление на педагогическом совете
Муниципальной общеобразовательной организации
«Зугрэсская средняя школа №9 г.Харцызска»
учителя географии высшей квалификационной
категории Линник Наталья Николаевна
Современный урок – основа эффективного и качественного образования.
«Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение» П.Щедровицкий
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя» В.А.Сухомлинский
«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» К.Ушинский
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Система образования XX века прошла три этапа:
I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.
II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.
III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.
Критерии эффективности современного урока:
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Три постулата современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное - можно.
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Организационные основания урока:
Работают все, и работает каждый
Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия
Требования к современному уроку
1. Дидактические требования
2. Организационные требования
3. Психологические требования
4. Гигиенические требования
1. Дидактические требования:
формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков.
выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;
выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.
2.Организационные требования:
организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;
чёткая формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;
гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.
использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).
3.Психологические требования:
проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.
соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;
учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).
планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся;
проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников;
дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что и чему будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру:
организационный этап
проверки домашнего задания
актуализации субъектного опыта учащихся
изучения новых знаний и способов деятельности
первичной проверки понимания изученного
закрепления изученного
применения изученного
обобщения и систематизации
контроля и самоконтроля
коррекции
информации о домашнем задании
подведения итогов занятия
рефлексии
Банк слагаемых для реализации повышения качества обучения:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с обучающимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5.Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих обучающихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено только отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик обучающихся.
Правила совместного общения на уроке:
НЕ произносить резких, категоричных суждений.
НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
НЕ пренебрегать мнением других.
НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
Выражать благодарность в адрес присутствующих.
Показатели культуры урока:
Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.
Учебный материал - отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
Эмоциональная окрашенность урока.
Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества..
Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока
Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель.