СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии готовности ребёнка к обучению в школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии готовности ребёнка к обучению в школе

Просмотр содержимого документа
«Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

В соответствии с приказом № 309 от 6.08 1999, в первые классы школы принимаются дети восьмого или седьмого года жизни по усмотрению родителей. Прием в школу детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 мес. Прием детей в 1 классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях школы, учебно-воспитательного комплекса или детского сада с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
В школу ребенок должен прийти функционально «зрелым». Установлено, что у «незрелых» школьников учебная деятельность оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма и здоровье, они часто становятся неуспевающими. Большая часть функционально неготовых учащихся не адаптируется к школе на протяжении всего 1 года обучения. Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом по медицинским и психофизиологическим критериям.
Медицинские критерии
• Уровень биологического развития: биологический возраст соответствует паспортному, если физическое развитие нормальное (длина со
ответствует возрасту, масса соответствует длине), количество постоян
ных зубов 2-6 и более у девочек, 2-5 и более у мальчиков (табл. 3-14);
положительный «филиппинский» тест.
• Уровень резистентное™ хороший — не более 3 острых заболеваний
в год, предшествующий поступлению в школу.
• Состояние здоровья группа здоровья I, II или III в состоянии ком
пенсации. Отсутствие заболеваний за прошедший год, таких как инфекционный гепатит, пиелонефрит, миокардит неревматический,  менингоэнцефалит, туберкулез, ревматизм в активной
фазе, болезни крови.


 

 

 

Таблица 3-14. Оценка биологического возраста (появление постоянных зубов)

 

 

 

Паспортныйвозраст

Пол

Зубная зрелость по отношению к паспортному возрасту




Отстает

Соответствует

Опережает



6 лет

Мальчики Девочки

0-1 зуб 0-1 зуб

2-4 зуба2-6 зубов

5-9 зубов7-12 зубов

6,5 лет

МальчикиДевочки

0-1 зуб 0-3 зуба

2-6 зубов3-8 зубов

7-10 зубов9-12 зубов

лет

МальчикиДевочки

0-4 зубов 0-5 ^убов

5-10 зубов 6-11 зубов

11-12 зубов12 зубов




Психолого-педагогические критерии

• Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Иерасека
от 3 до 5 баллов.
• Сформированность школьных умений и навыков
• Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.
• Качество звукопроизношения без дефектов.
• Уровень психического развития, соответствующий возрасту.
Педагог-психолог, консультирующий ребенка в возрасте 6-7 лет, используя систему психологических методик, определяет интеллектуальный уровень развития и дает заключение о степени готовности к обучению в школе: «к обучению в школе готов», «подготовлен слабо», «не готов» и дает соответствующие рекомендации.
Готовые к обучению в школе — это дети, успешно осваивающие программу детского сада, имеющие нормальный уровень психического развития и школьной зрелости (тест Керна-Иерасека от 2 до 5 баллов), положительный результат за выполнение мотометрического теста. Биологический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.
Условно готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хронические компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, их биологический возраст отстает от паспортного, они имеют начальные отклонения в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости, тест Керна-Иерасека от 6 до 7 баллов — «зреющий» вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна-Иерасека от 8 до 9 баллов — «зреющий» вариант Б (прогноз условно благоприятный), положительный результат за выполнение мотометрического теста. Имеют один или два дефекта произношения.

Не готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школьные навыки (тест Керна-Иерасека — 10 и более баллов при повторном исследовании). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детского сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, это дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.
Ребенок считается незрелым, если получает 10-15 баллов за тест Керна-Иерасека независимо от выполнения других проб (при первом исследовании). Критериями незрелости являются отставание в нервно-психическом развитии, физические недостатки, невротическое развитие личности, сниженный интеллект.


Оценка результатов теста Керна-Иерасека

Задание № 1. «Рисунок человека» (рис. 3-5). Исследование психофизиологической зрелости проводится медицинской сестрой или воспитателем детского сада, а также медицинской сестрой или врачом поликлиники.
Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).




Рис. 3-5. Рисунок человека, нарисованный ребенком

• 1 балл — у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы, возможно, шапка или шляпа, уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны детали мужской одежды.

• 2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в один балл.
Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не
должна отсутствовать какая-либо часть лица.
• 3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, ру
ки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши,
волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
• 4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая
конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
• 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Ка
ракули.
Задание № 2. «Срисовывание написанного текста» (рис. 3-6). Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

 


Рис. 3-6. Образец и рисунок текста, написанного ребенком


• 1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы
больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка откло
нена от прямой линии не более чем на 30°.
• 2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близ
ки к образцу, их стройность не обязательна.
• 3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы.
Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
• 4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв име
ет еще видимость письма.
• 5 баллов — каракули.
Задание № 3. «Срисовывание группы точек» (рис. 3-7). Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

 

 

 

 


Рис. 3-7. Образец и рисунок точек, нарисованный ребенком


• 1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не
кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали.
• 2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна
точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изобра
жение кружков вместо точек.
• 3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нару
шение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника,
перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или боль
шее количество точек (не менее 7, не более 20).
• 4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать
любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несуще
ственны. Другие изображения, например, линии недопустимы.
• 5 баллов — каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования по этому тесту.
Исследование качества произношения. Ребенку предлагается по картинкам последовательно перечислять вслух предметы, в которых встречаются звуки «Р, Л, С, 3, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ» в начале, в середине или в конце слова. Наличие хотя бы одного дефекта указывает на невыполнение задания.
Пример: рак — ведро — топор; жук — лыжи — нож; щетка — ящерица — плащ.
Выполнение мотометрического теста «вырезание круга». Ребенку дают картонную карточку, на которой изображен толстой линией круг, диаметром 30 мм, вокруг которого имеются 3 больших и 3 меньших по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 3 мм друг от друга. Ребенку предлагают вырезать ножницами круг по средней утолщенной линии. После того как он разрезал карточку до толстой линии, фиксируют время начала и окончания работы по се-

кундомеру. Выполненным считается мотометрический тест, если ребенок за 1 мин вырезает 8/э круга. Отклонение от утолщенной линии допускается не более 2 раз, если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или 1 раз, если он перерезает две тонкие линии. Разрешается 2 попытки. Тест считается невыполненным при превышении времени выполнения более 1 мин и большом количестве ошибок.
Организованные дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологическим показателям (незрелые), временно не допускаются в школу. Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития, а именно рост ниже среднего на 1 сигму или ниже 10 центиля по местным стандартам физического развития, прибавка в росте за последний год менее 4 см; полное отсутствие постоянных зубов. Организованные дети остаются в подготовительной группе на следующий год, а неорганизованных рекомендуют определить в подготовительную группу детского сада.
Работа врача по определению готовности к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций. Первое обследование с определением психофункциональной готовности к школе проводится осенью того года, в котором ребенок пойдет в школу. Ребенка осматривают: врач-педиатр, специалисты — хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, психоневролог, логопед, стоматолог, педагог-психолог. Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначают комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии речи, рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции, которые осуществляет врач-логопед. Занятия по развитию моторики проводятся воспитателями детского сада или родителями.
Повторный осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле-мае) теми же специалистами. Одновременно проводится повторное психофизиологическое обследование детей, признанных не готовыми к школе при первом обследовании. В это же время целесообразно проводить анкетирование родителей на предмет выявления у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который может существенно затруднить обучение детей и поэтому требует дополнительных медико-профилактических мероприятий.
Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно осматривают специалисты Ему проводят общие анализы крови, мочи, исследуют кал на наличие яиц глистов. Оценивается эффективность проведенного лечения и состояние здоровья ребенка, функциональная го-

товность к поступлению в школу. Алгоритм заключения следующий:
• клинический диагноз (основной, сопутствующий);
• оценка физического развития;
• оценка нервно-психического развития;
• группа здоровья;
• медицинская группа для занятий физкультурой;
• медико-педагогическое заключение о готовности к обучению с оп
ределенного возраста;
• рекомендации по оздоровлению, режиму, питанию.