СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии «хорошего» урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема урока в рамках компетентностного подхода является одной из самых актуальных в области дидактики и методики в сфере образования  на сегодняшний день. Вопрос о том, какими критериям должен соответствовать «хороший» урок вызывает споры у практиков и ученых, руководителей министерств образования и образовательных учреждений, родителей и учеников.

Просмотр содержимого документа
«Критерии «хорошего» урока»

«Какой урок можно назвать «хорошим»? Критерии «хорошего» урока»



Проблема урока в рамках компетентностного подхода является одной из самых актуальных в области дидактики и методики в сфере образования на сегодняшний день. Вопрос о том, какими критериям должен соответствовать «хороший» урок вызывает споры у практиков и ученых, руководителей министерств образования и образовательных учреждений, родителей и учеников.

Критерии такого урока следующие:

1. Видимая продуманная структура урока; серьезная подготовка к уроку: планирование и целеполагание; ясность содержания, четкая последовательность этапов урока; правильное распределение времени: на преподавание и на процесс самостоятельного учения, в пользу учения.

2. Учитель как режиссер составляет сценарий урока; продумывает фон, условия, помещение, необходимую наглядность и техническую оснащенность для проведения урока. Учителю необходимо заранее продумать «главные роли актеров» – учеников; продумать взаимодействие между разными группами учеников, а также между учителем и учениками.

3.Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического. Социальные формы взаимодействия учителя, учащихся и темы, так называемый дидактический треугольник. Это работа в паре, в группе или индивидуально, или фронтально, все вместе.

4. Необходимо учитывать социальные формы в современном обществе. Гетерогенность – признак новой передовой школы. Подрастающее поколение детей – самое ценное, что может быть в развитом обществе. Актуально в наши дни построить урок таким образом, чтобы дать возможность приобрести знания всем группам учащихся, невзирая на их национальность, принадлежность к разным социальным группам и т. д.

5. Методическое разнообразие урока выражается не только в продуманности методики самого урока, но и в необходимости развития компетенций учащихся. Использование разных форм работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. Использование дидактики кооперативного обучения, «шеф-системы» - в начальных классах, актуальной дидактики «проектного обучения». Урок делится на фазы. Дифференциация и вариативность обучения – понятия неотделимые от понятия «эффективного» урока.

6. Самоактуализация ученика. Активизация обучения и самообучения под наблюдением учителя. Развивать «самость» учащихся, использовать активность в целях добывания, усвоения, закрепления новых знаний и взаимопроверки заданий учениками. Актуальный лозунг: «Учиться – индивидуально, трудиться – кооперативно!»

7. Мотивация к обучению, к овладению новыми знаниями – становится одной из первостепенных задач в жизни современного общества, для людей всех возрастов. Важная задача учителя: разбудить ребенка, раскрыть его возможности. Учитель должен уметь создавать различные педагогические ситуации, чтобы мотивировать учащихся к действиям.

8. Создание положительного эмоционального микроклимата на уроке, благотворно влияющего на процесс учения и обучения. Коммуникации между учителем и учениками. Радость общения учителя и ученика, получение удовольствия, удовлетворения от проделанной работы у учащихся и у учителя. Нужное качество учителя – наблюдение за учениками.

9. Использование следующих разработок немецкого ученого Хильберта Майера по этой проблеме в области дидактики: он предлагает рассматривать уровень с точки зрения работы сердца, головы и рук, тем самым выделяя три уровня образовательных целей:

А) - когнитивный уровень (формирование знаний и умений по предмету) - символ головы;

Б) - аффективный уровень (формирование интереса, мнения, позиция) – символ сердца;

В) – психомоторный уровень (практическая деятельность, созидание «продукта» учения).

10. Учитель должен определить сферу объединения учеников, в какой момент урока они могли бы сотрудничать, дополнять друг друга. Создавать свободу выбора ученикам при выполнении задания. А также использовать чувство конкуренции, дух соревнования на уроке.

11. Должна присутствовать социализация на уроке, т. е. смена ролей, взаимодействие и взаимосвязь между всеми участниками учебного процесса. Формирование у учащихся активной жизненной позиции, собственного мнения и умение его отстаивать.

12. Определение деятельности и роли учителя на уроке, его профессионализм, личностные качества. Как учитель мотивирует учеников, организует передачу новых знаний, работу на понимание. Подготовка метода оценки и оценивания деятельности учеников; организация рефлексии урока. Проверку знаний учитель проводит в зависимости от целей урока, в зависимости от того, какая информация ему более важна и нужна, и для чего (что именно учитель хотел проверить).

13. Научить учеников учиться – одна из главных задач учителя. Обязательная деятельность учащихся на уроке. Рациональное распределение времени урока: учитель говорит на уроке (учит) не более пятнадцати минут. Большую часть времени на уроке выделить для самостоятельного добывания знаний, дискуссий, поиска истины, выполнения самостоятельных работ, самопроверки или взаимопроверки знаний, анализа деятельности на уроке и т. п.

14. Развитие урока как формы обучения. Расширить среду, проводить выездные уроки. Например: урок – экскурсия по городу; урок - экскурсия по историческим местам – в Казанском Кремле; урок в историческом или краеведческом музее; в музее прикладного или изобразительного искусства.


Скачать

© 2019 1199 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!