СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценивания предметных результатов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания предметных результатов»

Критерии оценивания предметных результатов по истории и обществознанию

в условиях реализации ФГОС.


Формы контроля: устный ответ на уроке, анализ иллюстрации, работа с картой, работа с текстом, сообщение, тест, проект, понятийный диктант, составление таблиц, подготовка реферата, эссе, сообщения, познавательные задания, проверка домашнего задания по вопросам


Критерии оценки знаний учащихся по истории

Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Требования к оценке:

оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,

оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

оценка должна быть всесторонней.


Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»


Нормы оценок работы с историческим источником


Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• установил тип источника и время (дату) его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)

для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2»выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

• или дал ответ не в контексте задания.


·      Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с контурной картой.



Критерии оценивания решения познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
 Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

 Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов


Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 

Критерии оценивания исторических диктантов.

«5» - ошибки отсутствуют

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-5 ошибок или 40-60% правильных ответов

«2» - 6 и более ошибок или 15-39% правильных ответов


Критерии оценивания сочинений (эссе).

При оценивании данного вида работы необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  1. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

  1. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция ,отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция, отношение)при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция, отношение)при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.


Критерии оценивания проекта.

Высокий уровень - Отметка «5»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

  2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.

  3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.

  4. Проявлены творчество, инициатива.

  1. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Повышенный уровень - Отметка «4»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

  1. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

  1. Проявлено творчество.

  1. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Базовый уровень - Отметка «3»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

  1. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в оформлении.

  1. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.

Низкий уровень - Отметка «2»

Проект не выполнен или не завершен.



Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)

Высокий уровень - Отметка «5»

Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично.

Повышенный уровень - Отметка «4»

Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Базовый уровень - Отметка «3»

Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.

Низкий уровень - Отметка «2»

Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении допущены большие отклонения от заданных требований и установок.


Критерии оценивания сообщения учащихся

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям

1.Соответствие содержания заявленной теме

    1. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.

  1. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.

  2. Свободное владение монологической литературной речью.

    1. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющее тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



Формы дополнительного оценивания.


Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только положительными отметками «5», «4», «3».


Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.


Творческие задания (проекты) оцениваются по следующим критериям:

  • самостоятельность работы над проектом;

  • обоснование выбора темы и ее актуальность;

  • практическая значимость работы;

  • оригинальность решения проблемы;

  • артистизм и выразительность выступления;

  • глубина и широта знаний по проблеме;

  • компетентность докладчика (ответы на вопросы);

  • использование наглядности и технических средств;

  • грамотное использования терминологии;

-эстетическое оформление работы с рисунками, фотографиями;

  • презентация по выбранной теме, найденная в Интернете должна быть творчески переработана, дополнена учащимся, иллюстрации и сочинения должны быть созданы самими детьми;

  • успешная презентация перед одноклассниками.

Виды проектов:

  • учебно-познавательные (стенгазеты, публичные выступления с сообщениями, докладами, самостоятельно найденными справочными материалами и др.);

  • сценарии постановок, внеклассных мероприятий, конкурсов и т.д.;

  • иллюстрации к изученной теме;

  • сочинения на изученную тему.


Отметка зависит от количества набранных баллов:




Требования к составлению проектов-кроссвордов и нормы их оценивания.


Объѐм, количество слов (учитель заранее оговаривает необходимое количество слов) – до 2 баллов.

Оформление – до 3 баллов.

Аккуратность оформления – до 2 баллов.

Умение презентовать – до 2 баллов.

Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов.

Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов. Если кроссворд составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться.

Орфографическая правильность – до 1 балла.

Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2 баллов.

Ключи к кроссворду – до 1 балла.


Нормы оценивания кроссвордов.

17 – 15 баллов – оценка “отлично”

13-15 баллов – оценка “хорошо”

10-13 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на отметку “3” позволяет решить кроссворд).


Рефераты по специально заданным темам или по выбору учащихся в5-9 классах.

Отметка «5»:

  • умение выбрать главное и конкретное;

- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует исторические и обществоведческие термины, понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей,

разбирается в исторических событиях, умеет их анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает рисунки – при необходимости).

Отметка «4»:

  • работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке исторических и обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!