Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей
Включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе.
Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Оценка физического развития (ФР) ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
4. Телосложение:
- длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
- состояние п/ж слоя;
- развитие мышечной системы;
- развитие костей позвоночника;
- развитие стоп (плантометрия);
- развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
- соответствует возрасту;
- отставание в физическом развитии;
- опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития (НПР) с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
Оценка:
- соответствует возрасту;
- отстает в нервно-психическом развитии;
- опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность (сопротивляемость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов/иммунитет). Она считается:
Резистентность | Число острых заболеваний в год |
Высокая | 0-3 раза |
Сниженная | 4-7 раз |
Резко снижена | больше 8 раз |
Нормальное количество острых заболеваний в год
Возраст | Здоровые дети | Часто болеющие дети (ЧБД) |
1 год | до 4 заболеваний | 4 и больше раз |
2-3 года | до 6 заболеваний | 6 и больше раз |
4 года | до 5 заболеваний | 5 и больше раз |
5-6 лет | до 4 заболеваний | 4 и больше раз |
старше 6 лет | до 3 заболеваний | 3 и больше раз |
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = | число заболеваний ОРВИ | х 100% |
число месяцев жизни с начала рецидивирования |
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6:12 х 100 = 50%
ОЦЕНКА ИР (индекс резистентности)
33-40 % | относительно ЧБД |
41-50 | часто болеющие дети |
51 % и больше | очень часто болеющие дети |
V. Функциональное состояние органов и систем.
Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния
нормальное | функциональные показатели равны норме |
ухудшенное | 1 или несколько показателей на грани нормы и патологии |
плохое | функциональные показатели резко отличаются от нормы |
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен».
При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом.
В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 основные группы (1,2,3) и 2 дополнительные (4 и 5):
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями;
4 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации;
5 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.
Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.
Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.
Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.
Группы здоровья у детей (описание)
Группа здоровья | Функциональные отклонения органов, систем | Степень развития, гармоничность развития | Острые заболевания (простуда, ОРЗ) | Хронические заболевания, патологии |
Первая | Без отклонений. | Соответствует возрасту. | Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие. | Нет. |
Вторая | Незначительные функциональные изменения. | Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отклоняется. | Простудные заболевания частые или длительные (или и то, и другое). | Нет. |
Третья | Есть функциональные отклонения. | • Избыток массы тела первой, второй степени; • дефицит массы тела; • низкий рост; • допускается незначительное отставание нервно-психического развития. | ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C. | Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями. Степень компенсации не ограничивает возможность обучаться и трудиться. |
Четвертая | • Функции пораженных органов изменены; • Выраженное проявление заболевания. | • Нормальное физическое развитие; • дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени; •непропорциональное телосложение; •низкий рост; • нервно-психическое развитие нормальное или отстает. | Частые обострения основного хронического заболевания. | Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации. |
Пятая | Выраженные изменения функций пораженных систем, органов. | • Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени; • нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального. | Частые обострения основного хронического заболевания. | Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности. |