СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии оценки развития детей. Группы здоровья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по МДК Здоровый человек и его окружение. Здоровыйребенок. Тема: Критерии оценки развития детей. Группы здоровья

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки развития детей. Группы здоровья»

Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей


Включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе.

Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Оценка физического развития (ФР) ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

4. Телосложение:

- длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

- состояние п/ж слоя;

- развитие мышечной системы;

- развитие костей позвоночника;

- развитие стоп (плантометрия);

- развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

- соответствует возрасту;

- отставание в физическом развитии;

- опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития (НПР) с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

Оценка:

- соответствует возрасту;

- отстает в нервно-психическом развитии;

- опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность (сопротивляемость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов/иммунитет). Она считается:

Резистентность

Число острых заболеваний в год

Высокая

0-3 раза

Сниженная

4-7 раз

Резко снижена

больше 8 раз


Нормальное количество острых заболеваний в год

Возраст

Здоровые дети

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год

до 4 заболеваний

4 и больше раз

2-3 года

до 6 заболеваний

6 и больше раз

4 года

до 5 заболеваний

5 и больше раз

5-6 лет

до 4 заболеваний

4 и больше раз

старше 6 лет

до 3 заболеваний

3 и больше раз

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) =

число заболеваний ОРВИ

х 100%

число месяцев жизни с начала рецидивирования


Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6:12 х 100 = 50%

ОЦЕНКА ИР (индекс резистентности)

33-40 %

относительно ЧБД

41-50

часто болеющие дети

51 % и больше

очень часто болеющие дети


V. Функциональное состояние органов и систем.

Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.


Оценка функционального состояния

нормальное

функциональные показатели равны норме

ухудшенное

1 или несколько показателей на грани нормы и патологии

плохое

функциональные показатели резко отличаются от нормы


VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен».

При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом.

В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 основные группы (1,2,3) и 2 дополнительные (4 и 5):


1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями;

4 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации;

5 группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.


Группу здоровья назначают по наибольшей проблеме (наиболее тяжелому заболеванию). Здоровых и практически здоровых деток относят к первой и второй группам.

Деткам третьей группы нужна консультация врача по занятиям спортом. Для сохранения и поддержания здоровья нужно уделять внимание восстановлению после спортивных занятий. Требуется контроль темпа выполнения занятий. К спортивным мероприятиям таких деток допускают с согласия врача.

Активность детей четвертой и пятой групп значительно ограничивается, спортивные занятия заменяются ЛФК (лечебной физкультурой). Занятия проводят под надзором специалистов по специально разработанным и утвержденным программам.







Группы здоровья у детей (описание)

Группа здоровья

Функциональные отклонения органов, систем

Степень развития, гармоничность развития

Острые заболевания

(простуда, ОРЗ)

Хронические заболевания, патологии

Первая

Без отклонений.

Соответствует возрасту.

Болезни нечастые (1-2 раза в год), легко протекающие.

Нет.

Вторая

Незначительные функциональные изменения.

Нормальное физическое развитие, допускается избыток массы первой степени, незначительный дефицит массы тела.

Нервно-психическое развитие соответствует возрасту или незначительно отклоняется.

Простудные заболевания частые или длительные (или и то, и другое).

Нет.

Третья

Есть функциональные отклонения.

• Избыток массы тела первой, второй степени;
• дефицит массы тела;
• низкий рост;
• допускается незначительное отставание нервно-психического развития.

ОРЗ продолжительные, период выздоровления и восстановления затяжной (вялость, повышенная возбудимость, нарушается сон, аппетит, долго держится температура в пределах от 37 до 37,9 °C.

Хронические заболевания в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями.


Степень компенсации не ограничивает возможность обучаться и трудиться.

Четвертая

• Функции пораженных органов изменены;
• Выраженное проявление заболевания.

• Нормальное физическое развитие;
• дефицит или избыток массы тела 1, 2, 3 степени;

•непропорциональное телосложение;
•низкий рост;
• нервно-психическое развитие нормальное или отстает.

Частые обострения основного хронического заболевания.

Есть тяжелые хронические патологии в стадии декомпенсации.


Пятая

Выраженные изменения функций пораженных систем, органов.

• Дефицит или избыток массы тела 2, 3 степени;

• нервно-психическое развитие значительно отстает от нормального.

Частые обострения основного хронического заболевания.

Есть тяжелая хроническая патология или врожденный порок, приводящий к инвалидности.