ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КУРЧЕНКО С. В.
Тема: Критерии результативности современного урока
Цель:
Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Зачитайте определения на слайде.
педагогическая единица процесса обучения и воспитания.
это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель и ученик.
форма, используемая при классно-урочной системе обучения, которая проводится с постоянным учебным коллективом.
форма проведения занятий в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования.
это является разновидностью групповых учебных занятий.
это отрезок времени, посвященный изучению одного предмета.
это опыт, переживание, позволившие человеку сделать определенные выводы для дальнейшей жизни.
- О какой педагогической единице процесса обучения и воспитания идет речь?
Заслушав все определения, делается вывод – это урок.
Задание №1: по данным понятиям определите тему
Урок, критерии, ФГОС, результативность, современный.
-Поставьте вопросы к данной теме:
-Что такое современный урок?
-Каким должен быть современный урок? (критерии)
-Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?
- Вопрос: какое из данных определений подходит к уроку, соответствующему требованиям ФГОС?
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский
«Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца» Конаржевский В. С.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий,
проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Задание 2. Назовите типы уроков, которые вы отнесете к современному уроку в рамках ФГОС.
урок «открытия» нового знания урок изложения нового материала;
урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков; урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
урок самостоятельной работы; урок рефлексии
урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала; урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
урок развивающего контроля
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
- Для того, чтобы выстроить современный урок необходимо знать современные подходы к его построению.
Современные подходы к уроку:
личностно-ориентированный,
- деятельностный,
Принципы дифференцированного подхода:
-за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих качеств личности;
-продуктивность познания корректируется с интересом к уроку.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя возможность реализовать индивидуальный потенциал развития
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
II .Игра «Ассоциация»
Главное, что должен обеспечить современный урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Работа в групппах
-Одним из критериев урока является демократичность и открытость.
Анкета «Стиль преподавания». Рассмотрим результат.
Ответьте на вопросы анкеты
Если класс не приведен в порядок
моя реакция зависит от ситуации
я не обращаю на это внимание
не могу начать урок
Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте
в зависимости от ситуации
нет
да
Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания
Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
в зависимости от ситуации
предпочитаю импровизацию
всегда
Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
предпочитаю выяснить отношения
игнорирую этот факт
плачу ему той же монетой
Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
я пытаюсь принять его точку зрения
перевожу разговор на другую тему
стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего
работать творчески
отсутствие конфликтов
трудовая дисциплина
Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
нет, это недопустимо
затрудняюсь ответить
если ученик этого заслуживает
Непредвиденные ситуации на уроках
можно эффективно использовать
лучше игнорировать
только мешают учебному процессу
Мои ученики относятся ко мне с симпатией
да
когда как
не знаю
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
При подсчете ответов оказалось большее количество ответов под номером 1,
это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока, поэтому мы приведем их ниже:
Во-первых, цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику, это является обязательным критерием!
Во-вторых, важно помнить, что учитель систематически должен обучать детей осуществлять рефлексивные действия, то есть они должны оценивать свою готовность, обнаруживать свои недопонимания, находить причины затруднений своих действий или бездействий и т.п.
В-третьих, на уроках должны использоваться разнообразные формы, методы и средства обучения, которые будут обучать учащихся, и повысить степень их активности, за счет увеличения познавательного интереса.
В-четвертых, учитель должен владеть технологией диалога, для того, чтобы обучить учащихся ставить и задавать вопросы.
В-пятых, учитель должен добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, для этого используя различные приемы обучения.
В-шестых, учитель должен оценивать реальное продвижение каждого ученика, а также не забывать поощрять в случае удач и поддерживать даже минимальные успехи.
Критерии эффективности современного урока
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
В коллективном поиске приходить к открытию
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Итак, современный урок предъявляет новые требования
-к условиям,-к процессу,-к качеству.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Бернард Шоу)
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель.