Успешный учитель – успешный ученик.
Критерии успешности учителя
Успешный учитель:
– глубоко владеет предметными и психолого-педагогическими знаниями;
– обладает высокими профессиональными качествами;
– способен помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями:
- проектировочные умения (учитель как сценарист);
- адаптационные умения (учитель как режиссер);
- коммуникативные умения (как речевой партнер);
- организационные умения;
- умения контроля и самоконтроля;
- исследовательские умения.
Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.
Платон
– воспитатель детского сада
– школьный учитель
– педагог-психолог
– социальный педагог
– воспитатель группы продлённого дня (ГПД)
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся.
– репетитор
– вожатый в лагере труда и отдыха
– преподаватель колледжа, лицея, техникума, вуза
– мастер производственного обучения
– преподаватели различных курсов, ИПК
Структура педагогической деятельности
Субъекты
Объект
педагоги
тот, кого воспитывают, формируют как личность
При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.
группа (коллектив) учащихся
родители
Виды профессиональной педагогической деятельности
организаторская – включение учащихся в различные виды работ, формирование классного коллектива
проектировочная – постановка целей обучения и воспитания, определение способов их достижения
коммуникативная – установление педагогически целесообразных отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-родитель», «ученик-ученик»
конструктивная – отбор учебного материала, планирование и построение учебного процесса и т.д.
7
Основные этапы процесса преподавания:
1) планирование;
2) организация деятельности учащихся;
3) регулирование и корректировка процесса обучения (на основе непрерывного текущего контроля);
4) оценка и анализ результатов;
5) выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, анализ результатов .
Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач , направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором развития творческого потенциала личности учителя .
Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец борется за кардинальные преобразования и сам является наглядным примером .
Педагогическое творчество , как правило, – публичная деятельность : реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и подавлять творческий поиск. Педагогическое творчество не возникает само по себе.
7
Уровни развития творчества (В.А. Сластенин)
Объективные:
- влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит педагог;
- положительный эмоциональный климат в коллективе;
- наличие адекватных средств обучения и воспитания;
- материально-техническая оснащённость педагогического процесса.
Уровни развития творчества (В.А. Сластенин)
Субъективные:
- высокий уровень подготовки учителя;
- владение современными концепциями обучения и воспитания;
- развитое педагогическое мышление;
- стремление к творчеству;
- умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
- владение педагогическими технологиями.
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в том случае он приобретает право учить» В. М. Лизинский
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- Педагогические критерии
- Психологические критерии
- Профессионально– личностные критерии
Педагогические критерии успешности учителя:
- Уровень обученности
- Уровень сформированности общеучебных умений и навыков
- Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
- Образование педагогов и повышение квалификации
- Способность к самоанализу, рефлексии
- Инновационная деятельность
Психологические критерии успешности учителя:
- Интерес, мотивация
- Сознательное обучение
- Взаимоотношения в системе «учитель- ученик»
- Учет индивидуальных особенностей ученика
Профессионально-личностные критерии успешности учителя
- Эмоциональность
- Выразительность речи
- Творческое начало личности
- Организаторские способности
- Чувство юмора
- Настойчивость, дисциплинированность
Правило «ТРИ О»
- Общение - с хорошей литературой, искусством, природой
- Общение - с интересными людьми, любовь, дружба
- Общение - с самим собой-саморазвитие-время печали, творчества, размышлений