СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный химик"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеуросная работа по химии проводится в виде кружка "Юный химик"

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный химик"»



Кружок «Юный химик»

Руководитель Лариса Анатольевна Смирнова

Содержание учебного курса внеурочной деятельности курса

1. Вводное занятие (1 ч) Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Примеры нерукотворной и рукотворной химии (демонстрация). Химик – преданный и послушный ученик химии. Неожиданности на каждом шагу, или Аптечка на всякий случай. Правила, которые нужны химику. Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ, с которыми работает химик: «Все хорошо в меру». Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории.

2. Методы изучения химии (11 часов)

Методы изучения химии: наблюдение, измерение, эксперимент. Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ (портрет вещества: форма, размер, цвет, запах). Описание физических свойств веществ – сахара, соли, кофейного порошка (беседа с учениками). Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив, лабораторные весы. Лабораторные опыты «Правила обращения с жидкими и сыпучими веществами», «Заполнение емкости водой», «Добавление сыпучих веществ в химическую посуду». Для химика безвыходных ситуаций не бывает: удаление йодного пятна при помощи чудо-жидкости. Демонстрационный опыт «Взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом». Ученический эксперимент «Похимичим вместе. Мой первый химический опыт в кружке» – удаление йодного пятна «чудо-жидкостью».

3. Растворы (6 часов)

Чудесная жидкость – вода. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская. Что такое чистая вода? Чистота воды из лужи, реки, моря, водопроводного крана. Вода, которой мы утоляем жажду. Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)». Растворы. Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств. Лабораторная работа «Химия в стакане – растворение сахара и соли в горячей и холодной воде». Домашний опыт «Выделение кристалликов из насыщенного раствора пищевой соли при помощи шелковой нити».

4. Занимательные опыты (10 часов)

Признак химических явлений – изменение цвета. Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и изменения окраски безводного сульфата меди в воде. Признаки химических явлений – образование осадка в растворе. Демонстрационный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести. Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов. Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде. Лабораторный опыт «Приготовление лимонада».

5. Съедобная химия (6 часов)

Химия съедобная и несъедобная. Для чего человеку язык? Язык как средство общения и орган вкуса. Что есть на кухне? Настольная игра «Кухонный шкафчик» (аппликация из бумаги). Волшебные жидкости – вещества-определители. Демонстрационный опыт «Изменение окраски смородинового определителя в лимонной кислоте и соде». Как определить вкус продуктов, не пробуя их? Домашний эксперимент по определению кислой и содовой среды в неокрашенных продуктах питания и растворах бытовой химии – мыльной воде, растворе зубной пасты, растворе стирального порошка, средстве для мытья посуды и т.д. Обсуждение результатов домашнего опыта с его демонстрационным повторением. Лабораторный опыт «Наблюдение за изменением окраски вещества-определителя в мыльной воде, лимонаде». Получение углекислого газа. Что мы знаем об углекислом газе и где его можно встретить? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания (беседа с учениками). Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар. Лабораторный опыт «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты». Запись проведенной химической реакции. Съедобная химия. Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Съедобная химия. Жиры. Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. Съедобная химия. Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата меди(II) в белке куриного яйца», «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании» (демонстрационный), «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты – приготовление творога» (ученический). Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал. Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал? Химический эксперимент «Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом». Вот и мне медаль на грудь. Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий.











Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

В результате посещения кружка учащиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

● определять цель, выделять объект исследования;

● наблюдать и изучать явления и свойства;

● описывать результаты наблюдений;

● создавать необходимые приборы;

● представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

● составлять отчет;

● делать выводы;

● обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

● осуществлять проектную деятельность.

Учащиеся должны знать:

● правила безопасной работы в кабинете химии;

● изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи;

● правила обращения с веществами;

● правила работы с лабораторным оборудованием; ● порядок организации п/п











Внеурочная деятельность «Юный химик» Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Примеч.

план

факт


Вводное занятие (1 ч)





1

Вводное занятие. Техника безопасности

1





Методы изучения химии (11 ч)





2

Явления физические и химические

1




3

Методы изучения химии

1




4

Методы изучения химии. Измерение

1




5

Техника работы с весами

1




6

Измерительные приборы

1




7

Химическая посуда

1




8

Творческая мастерская

1




9

Защита работ. Химические комиксы

1




10

Творческая мастерская. Необычный ракурс

1




11

Методы изучения химии. Наблюдение

1




12

Методы изучения химии. Эксперимент

1





Растворы (6 ч)





13

Растворы

1




14

Концентрация растворов

1




15

Приготовление растворов

1




16

Кристаллы. Творческая мастерская

1




17

Закладка опыта

1




18

Выращивание кристаллов

1





Занимательные опыты (9 ч)





19

Признак химических явлений – изменение цвета

1




20

Признак химических явлений – изменение цвета

1




21

Признак химических явлений – образование осадка в растворе

1




22

Признак химических явлений – образование осадка в растворе

1




23

Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов

1




24

Признаки химических явлений – образование газов и изменение запахов

1




25

Признаки химических явлений – поглощение и выделение теплоты

1




26

Признаки химических явлений – поглощение и выделение теплоты

1




27

Творческая мастерская

1





Съедобная химия (7 ч)





28

Съедобная химия. Из чего состоит пища

1




29

Съедобная химия. Витамины

1




30

Съедобная химия. Жиры

1




31

Съедобная химия. Белки

1




32

Съедобная химия. Углеводы – сахар, крахмал

1




33

Творческая мастерская

1




34

«Вот и мне медаль на грудь». Итоговое занятие

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!